Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:01, курсовая работа
Город — это сложнейший социально-экономический организм, многоотраслевой хозяйственный комплекс, культурно-историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества. Города обладают удивительной притягательной силой для миллионов людей земли. Они не только выбирают городскую среду в качестве места постоянного проживания, но и стремятся в города как к декорациям отпуска или выходного дня.
ВВЕДЕНИЕ 2
Классификация, типы и функции городов – туристических центров 6
. Культурно-познавательный туризм 9
. Города — центры событийного туризма 12
. Города — курорты и центры лечебного туризма 14
. Города — центры паломничества 17
. Города — центры международного туризма 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Возможность провести мероприятие мирового масштаба, главным образом спортивное, можно рассматривать как редкий шанс для развития городского туризма. Во-первых, на строительство спортивных сооружений и доведение объектов городской инфраструктуры до уровня мировых стандартов выделяются большие средства из национального бюджета и международных фондов. Во-вторых, повышается эффективность рекламных кампаний и позиционирования городского туристского продукта, туристский потенциал города раскрывается перед более широкой аудиторией, в которой находятся потенциальные посетители. Проведение национальных и локальных мероприятий также вносит значительный вклад в развитие туризма.
Организация культурных и спортивных мероприятий является одним из способов борьбы с сезонностью в индустрии туризма. Тем не менее, некоторые из них — мелкие и незначительные — по мнению экспертов ЮНВТО, должны проводиться в «высокий» сезон и рассматриваться как средство развлечения туристов, а не их привлечения.
В настоящее время события различного масштаба воспринимаются в качестве дополнительного элемента городского туристского продукта. Однако некоторые города продвигают себя как центры событийного туризма.
Примером может служить шведский город Готтенбург - место проведения таких крупных спортивных соревнований с доходом до 150 млн. евро, как Чемпионат мира по атлетике (1995), «Гимнаестрада» (1999) и океанические гонки на приз компании «Вольво» (2002), а также всевозможных выставок книг и лошадей, фестивалей музыки, кино, театров танца, молодежных спортивных состязаний. Здесь проходят концерты многих музыкальных звезд. В будущем город планирует проводить еще больше спортивных и культурных мероприятий. Для этого расширяется гостиничный фонд, на базе новейших технологических достижений создается информационный центр, позволяющий вести качественные трансляции по всему миру, а также совершенствуется транспортная система города.
Города — курорты и центры лечебного туризма
Возникают в районах, обеспеченных природными ресурсами определенного типа и качества. В последнее время они переживают ряд изменений, в их развитии обозначились новые тенденции.
Города-курорты, как правило, привязаны к береговой линии морей, озер и других водных объектов. Они ориентированы преимущественно на массового туриста, посещающего курорт с целью купально-пляжного отдыха. Основная проблема их развития — сезонные колебания туристской активности. В «низкий» сезон такие города часто получают дотации из бюджетов вышестоящих уровней. В задачу городских муниципалитетов входит поддержание рекреационной зоны в надлежащем санитарном состоянии и эстетическом виде (пляжи, парки). Посещения культурно-исторических достопримечательностей, которые часто находятся вне городской черты, хотя и не являются главным мотивом поездок в города-курорты, образуют важную составляющую городского туристского продукта, поэтому при его разработке и продвижении важно наладить тесную связь с соседними населенными пунктами, обладающими культурно-историческим потенциалом.
В настоящее время некоторые города-курорты меняют стратегию развития для поддержания конкурентоспособности на внутреннем и внешнем туристских рынках. Они создают условия для привлечения новых категорий туристов. В этом отношении показателен пример города-курорта Дубровник (Хорватия) на Адриатическом море.
Дубровник сегодня - это международный курорт, принимающий туристов и экскурсантов из Западной и Восточной Европы. Он привлекает лиц со средним и высоким уровнем достатка. Планируется превратить курорт в главный элитарный центр туризма Хорватии. Его основными посетителями станут состоятельные граждане из США и стран Западной Европы, а также деловые туристы. На туристском рынке курорт продвигается под слоганом «Дубровник — город свободы». Одновременно обновляется туристская инфраструктура, появляются четырех-пятизвездные отели (в настоящее время туристы останавливаются преимущественно в стандартных отелях три-четыре звезды, построенных во второй половине 1980-х гг.). Более разнообразным, насыщенным культурными мероприятиями становится туристский продукт. Проведена модернизация туристского информационного центра, предпринимаются меры по улучшению качества обслуживания в ресторанах и повышению их классности, открываются магазины известных мировых брендов, строятся удобные парковочные площадки и гаражи, благодаря которым улучшается доступ к историческому центру города, ведутся работы в гавани, расширяющие возможность приема круизных судов. Пример Дубровника свидетельствует о необходимости комплексного подхода к развитию городов-курортов.
Города — центры лечебного туризма привязаны к месторождениям целебных природных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и др.). Их туристский продукт адресован людям, страдающим различными заболеваниями. Они также привлекают большое число экскурсантов. Например, Карлови-Вари — крупнейшую чешскую здравницу — в 2003 г. посетили 66 тыс. человек с целью оздоровления и 2,5 млн. экскурсантов. Среди них есть экскурсанты-«разведчики» — те, кто планируют приехать лечиться или отправить родственников на оздоровление. Они присматриваются к ценам, отелям, курорту как таковому, собирают информацию. Для них важно наличие в городе-курорте туристских информационных центров с квалифицированными сотрудниками и доступными рекламно-информационными материалами.
Традиционно в города — центры лечебного туризма едут лица старшей возрастной группы, когда обостряются хронические болезни или слабеющий организм не в силах справляться с каждодневными стрессами на работе и в быту. Однако в последнее время рынок лечебно-оздоровительного туризма начал заметно меняться: классические санаторные курорты перестают быть местом лечения и отдыха лиц преклонного возраста и становятся полифункциональными оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей. В моду входит здоровый образ жизни, и во всем мире растет число людей, которые хотят поддерживать хорошую физическую форму и нуждаются в восстановительных антистрессовых программах. В основном это люди среднего возраста, предпочитающие активный отдых и часто ограниченные во времени. По мнению многих экспертов, потребители такого типа будут главными клиентами санаторных курортов и гарантией процветания лечебного туризма в XXI в.
С изменением потребительского спроса здравницы вынуждены перестраиваться. Чтобы выйти на новые сегменты потребительского рынка и привлечь дополнительных клиентов, они диверсифицируют свой продукт: предлагают широкий выбор комплексов оздоровительных и восстанавливающих силы услуг (программы «Анти-целлюлит», «Фито-Красота-Омоложение»). Курорты делают более разнообразной программу пребывания пациентов, проводят культурные и спортивные мероприятия. Они открывают камерные театральные сцены, ночные клубы, расширяют возможности занятий активными видами отдыха и при сохранении основной лечебной функции сближаются с центрами событийного и экскурсионного туризма.
Города — центры паломничества
Тесно связаны с религиозными течениями. Они являются почитаемыми местами для миллионов верующих, которые считают своим долгом посетить их в течение жизни. Особенно высокая концентрация паломников в этих городах отмечается в дни религиозных праздников. В Рим — крупнейший центр христианского паломничества на Рождество приезжает от 2 до 3 млн. верующих. Одна из основных задач городских властей — обеспечение безопасности. Известны случаи массовой гибели людей во время хаджа в Мекке. Так, в 2006 г. в давке у моста Джамарат погибли 345 человек и более 1000 получили ранения.
Близкие к паломничеству потоки формируются познавательным туризмом религиозной тематики. Такие путешествия обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, они организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Туристы, как правило, имеют высокий уровень образования и проявляют интерес к истории города, музеям.
Города — центры международного туризма
Среди всего многообразия туристских центров особое место занимают крупные города. Они традиционно аккумулируют значительную часть культурно-исторического наследия человечества, зачастую являются генераторами и носителями все новых видов туризма и обладают наиболее отлаженной инфраструктурой для комфортабельного времяпрепровождения. Однако далеко не все города-миллионеры относятся к числу крупных центров международного туризма. Например, Сан-Паулу с населением 17,8 млн. человек входит в пятерку крупнейших агломераций мира, но по численности иностранных туристов (0,5 млн.) в 4 раза уступает Стокгольму с населением 1,6 млн. человек и в 13 раз — Вене с населением чуть более 2 млн. жителей. Это во многом обусловливается различной туристской «ценностью» городов, их размещением относительно основных туристских регионов мира и фактором дистанционности.
В последнее время одним из ключевых моментов в плане локализации потоков международных туристов становится место центра в формирующейся сети взаимосвязанных в глобальном масштабе городов. Такое принципиально новое созвездие городов получило в научной литературе специальное название — «архипелаг городов». Качественное обновление организации крупногородского каркаса мира находит выражение в усилении его многослойности. Как и раньше, его остов формируют два слоя городов. Один из них — совокупность историко-культурных центров мира, составляющих сокровищницу, непреходящую ценность всего человечества; другой — глобальная сеть официальных и формальных столичных городов, каждый из которых фокусирует и отслеживает, прежде всего, национальные ресурсы и интересы. Но ныне их существенно дополняет и во многом объединяет в глобальном масштабе сопряженная система «международных» городов, т.е. политико-экономических центров наднационального уровня, во многом отвечающих за функционирование мирового хозяйства и стратегическое построение международных отношений.
Использование ресурсов и рынков, открывающихся в рамках глобальных сетей городов, участие в непосредственном управлении мирохозяйственными процессами, близость и теснота контактов ведущих мировых городов между собой и многие другие факторы несут в себе колоссальные выгоды и возможности развития. Однако в элитный клуб глобальных центров способен попасть далеко не каждый город. Согласно концепции американского исследователя Дж. Фридмана, своего рода номинальным «пропуском» в него служит должное соответствие агломерации как минимум семи главным признакам. Мировой город должен обладать относительно большой людностью, являться крупным центром обрабатывающей промышленности, транспортным и коммуникационным узлом, входить в число ведущих финансовых центров мира, быть местом концентрации штаб-квартир крупных ТНК, выполнять важные международные функции и располагать развитой сферой деловых услуг. В числе вторичных или «пассивных» индикаторов городской глобальности, которые скорее можно считать результатом воздействия макропроцессов на городскую среду, ряд специалистов выделяет увеличение социальных, экономических и территориальных диспропорций, наличие маргинальных жилых районов, рост трудностей в управлении городом, широкое присутствие и потребление продукции международных брендов и некоторые другие.
В отличие от столичных и историко-культурных центров «международные города» имеют свою строгую иерархию. В соответствии с аккумулированными ресурсами, масштабами и сферой пространственного влияния ключевые позиции в глобальной экономике контролирует ограниченное количество центров. По самым жестким нормам отбора их число составляет чуть более 30. Высший «командный состав» мировых городов представляют Лондон, Токио и Нью-Йорк. Второй эшелон формируют 9 городов (Чикаго, Лос-Анджелес, Вашингтон, Париж, Брюссель, Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Сингапур, Сан-Паулу), третий уровень — еще 22 агломерации из самых разных регионов мира. Специалисты британской исследовательской школы, использующие более мягкие критерии с акцентом на сферу услуг, относят к мировым более 120 городов и подразделяют их на четыре крупные категории: «А» — ведущие, «В» — главные, «С» — второстепенные и «D» — формирующиеся. Каждая из них, в зависимости от выраженности критериев, разделяется еще на несколько подгрупп.
В совокупности крупнейшие деловые центры планеты образуют опорный каркас не только мировой экономики, но и системы международного туризма. О значимости явления свидетельствует тот факт, что десятка мировых городов только категории «А» аккумулирует более 10% всех международных туристских прибытий. Стремительный рост мировых городов как центров международного туризма тесно связан с действием целого ряда факторов историко-географического, демографического, геополитического, экономического, социокультурного характера.
Большинство современных мировых городов — это центры «старой формации», прошедшие длительный эволюционный путь развития. Они концентрируют значительную часть культурно-исторического наследия человечества, что обусловливает их повышенную привлекательность для развития массового познавательного туризма. Кроме того, глобальные города, как правило, находятся в пределах староосвоенных и экономически высокоразвитых территорий, обладают центральным положением в главных туристских регионах мира. Не случайно 13 из 20 самых популярных направлений международного туризма приходятся на счет глобальных городов, включая Париж, Амстердам, Брюссель, Рим и т.д.
Все мировые города относятся к категории городов-миллионеров. Крупность демографического потенциала уже априори предполагает повышенные масштабы подвижности населения, а активно разворачивающийся в условиях глобализации процесс интернационализации населения придает дополнительный импульс росту как постоянной миграции, так и краткосрочных поездок для деловых контактов, посещения родных, отдыха и иных видов времяпрепровождения.
Глобальные города, даже несмотря на принадлежность к категории наиболее «дорогих» и существенную социальную стратификацию населения, отличает сравнительно высокий уровень жизни людей. Так, среднегодовой доход на душу населения в Лондоне составляет 31,9 тыс. дол., в Токио — более 44 тыс., а во Франкфурте-на-Майне, который эксперты именуют самым богатым городом европейского континента, — 63,3 тыс. дол. Состоятельность значительной части населения обусловливает расширенные экономические возможности, в том числе и для реализации поездок с туристскими целями.
Характер экономической деятельности глобальных городов во многом играет определяющую роль в развитии их как центров делового международного туризма. Особый ритм бизнес-активности задается высокой концентрацией промышленности, финансовых и торговых институтов, органов власти и управления, штаб-квартир международных организаций, учреждений НИОКР, образования и многих других. Масштабность, разнообразие и глобальный охват выполняемых функций, с одной стороны, обусловливают высокую интенсивность и обширность контактов мировых городов, преимущественную нацеленность их работы в системе дальних связей, а с другой — ведут к росту их центральности в системе деловых потоков людей. Они выступают эпицентрами переговорного процесса, заключения сделок, обмена опытом и достижениями, проведения выставок, ярмарок, презентаций, совещаний и конференций, а также законодателями моды по самым разным направлениям.
Информация о работе Классификация, типы и функции городов – туристических центров