Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ организации питания на борту авиалайнера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить особенности бортового питания в авиационном транспорте;
охарактеризовать виды бортового питания;
изучить нормативные требования к организации производства бортового питания в России;
¬– рассмотреть технологию организации питания на борту самолета;
– рассмотреть крупнейшие предприятий, предоставляющей услуги питания в России и за рубежом.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Технология организации питания на борту авиалайнера………………...5
1.1 Особенности предоставления питания в авиатранспорте.…………….....5
1.2 Классификация бортового питания ………………………………………14
2 Производство бортового питания …………………………………...........19
2.1 Нормативные требования к организации бортового питания ………….19
2.2 Принцип организации питания летного состава…………………………32
3 Крупнейшие производители бортового питания в мире и в России……36
Заключение……………………………………………………………………...44
Список использованных источников………………………………………….46
Технологическое, производственное оборудование, инвентарь, съемное буфетно – кухонное оборудование, посуда, упаковочные, вспомогательные материалы, изделия из них, предназначенные для использования на борту воздушного судна, изготавливаются из материалов, разрешенных в установленном порядке для использования в пищевых целях.
Наряду с традиционным применением посуды многоразового употребления (пластмассовой, стеклянной, фарфоровой), приборов и оборудования металлических, применяются посуда, приборы, упаковочные изделия разового употребления, в т.ч. зарубежного производства, индивидуальные ланч –боксы, динер – боксы, разрешенные для применения в установленном порядке.
Съемное буфетно – кухонное оборудование (подносы, полуподносы, чашки, фужеры, сотейники, боксы, контейнеры, термоконтейнеры, сумки – холодильники, кипятильники, бесконтейнерные тележки и др.) изготавливается в соответствии с техническими требованиями, определяющими их качество, назначение, и согласовывается с центрами госсанэпиднадзора.
Конструкция съемного буфетно – кухонного оборудования должна
обеспечивать возможность их легкой очистки
и мойки.
Не используются неисправные и деформированные
контейнеры, кипятильники, сепараторы,
посуда, боксы, сотейники с отбитыми краями,
трещинами, стертой или шероховатой поверхностью.
Съемное буфетно – кухонное оборудование (контейнеры и электрокипятильники) должны плотно закрываться и иметь исправные запоры для предупреждения загрязнения пищи во время транспортирования.
В целях предотвращения микробного обсеменения
пищевых продуктов, не подлежащих термической обработке,
разделочные доски в соответствии с обрабатываемым
на них продуктом должны маркироваться:
«СМ» – сырое мясо, «СР» – сырая рыба,
«СО» – сырые овощи, «ВМ» – вареное мясо,
«ВР» – вареная рыба, «ВО» – вареные овощи,
«МГ» – мясная гастрономия, «Зелень»,
«Сельдь», «Хлеб», «РГ» – рыбная гастрономия.
Необходимо иметь достаточный запас разделочных
досок. Разделочные ножи также должны
маркироваться.
Технологическое оборудование для обработки
сырых и готовых продуктов используют
раздельным с соответствующей маркировкой
(цветной).
Покрытия столов должно быть гладкими, без зазоров и щелей, углы столов закругленными, для приготовления закусок – с охлаждаемой поверхностью. Производственные столы подвергаются мытью и дезинфекции.
Мытье посуды производится ручным способом или механическими моечными машинами со стерилизующим эффектом. Предпочтительнее мытье посуды в машинах для малогабаритной и крупногабаритной посуды и в функциональных емкостях (например, ММУ–2000, АЛ–5 НМТ–2А и др.)
Для мытья ручным способом предприятие должно обеспечиваться: для столовой посуды – трехсекционными ваннами, для стеклянной посуды и столовых приборов – двухсекционными ваннами.
Линии для мойки контейнеров, кипятильников и другого съемного буфетного оборудования должны оборудоваться двумя ваннами соответствующей емкости и душем с гибким шлангом.
Вымытые столовые приборы ошпаривают кипятком с последующим просушиванием. Стеклянную посуду дополнительно можно протирать чистыми сухими полотенцами. Высушенные столовые приборы комплектуются, закладываются в целлофановые пакеты в соответствии с меню рационов питания (или с помощью моечно – комплектовочной установки – МКУ).
Мытье съемного буфетно – кухонного оборудования проводится аналогичным способом. После мытья кипятильники подлежат ошпариванию кипятком (промывка крана).
Бортовая посуда и оборудование, поступающие с воздушных судов в особых случаях (по эпидемическим показаниям), по указанию центров госсанэпиднадзора подвергаются обеззараживанию и мойке. Режим обеззараживания проводится с применением 0,2 – процентного раствора хлорной извести, или 0,2 – процентного раствора хлорамина, или 0,1 – процентного раствора гипохлорита кальция при температуре не ниже 50 град. C. Мытье и дезинфекция проводятся в конце смены, после чего моечные ванны подлежат также обработке.
При каждой операции разделочные доски очищают ножом от остатков продукта, моют горячей водой с добавлением моющих средств, ошпаривают кипятком и хранят поставленными на ребро на стеллажах в специальных кассетах в цехе, за которым они закреплены.
Мытье оборотной тары производят в специально выделенных помещениях, оборудованных двухгнездными ваннами или моечными машинами, с применением моющих средств.
Щетки, мочалки для мытья посуды после окончания работы промывают в горячей воде с добавлением моющих средств, просушивают и хранят в специально выделенном месте. В моечных отделениях необходимо иметь инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря.
Требования к приему продуктов, транспортированию
Пищевые продукты, поступающие на склады, должны сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность (удостоверение о качестве и безопасности продукции, санитарно – эпидемиологическое заключение, ветеринарное свидетельство) с указанием даты изготовления и срока годности (реализации).
Для предотвращения
– мясо всех видов сельскохозяйственных
животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
– утиные и гусиные яйца;
– сельскохозяйственная птица и яйца
из неблагополучных по сальмонеллезу
хозяйств;
– консервы с нарушением герметичности
и другими признаками порчи, бомбаж, хлопуши;
– крупа, мука, сухофрукты и другие продукты,
зараженные амбарными вредителями;
– особо скоропортящиеся и другие продукты
с истекшими сроками годности и без сопроводительных
документов;
– продукция растениеводства без качественного
удостоверения.
Продукты хранят согласно принятой классификации по условиям хранения: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия), хлеб, мясные, рыбные, молочно – жировые, гастрономические, овощи, фрукты.
Транспортирование пищевых
продуктов в организации
Санитарные требования к личной гигиене персонала цеха бортового питания, бортпроводников
Лица, поступающие на работу в цеха бортового питания, обязаны пройти медицинский осмотр в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.
Персонал обязан соблюдать следующие правила личной гигиены:
– оставлять верхнюю одежду, головной
убор, личные вещи в гардеробной;
– коротко стричь ногти;
– перед началом работы тщательно мыть
руки с мылом, надевать одежду, соответствующую
санитарным требованиям, подбирать волосы
под колпак или косынку (или специальную
сеточку для волос);
– при посещении туалета снимать санитарную
одежду в специально отведенном месте,
после посещения туалета тщательно мыть
руки с мылом, с дезинфицирующим средством;
– при появлении признаков простудного
заболевания или кишечной дисфункции,
а также нагноений, порезов, ожогов сообщать
администрации и обращаться в медицинское
учреждение для лечения.
Перед началом работы персоналу необходимо пройти осмотр кожных покровов открытых частей тела на отсутствие гнойничковых заболеваний и слизистых оболочек носоглотки на отсутствие катаров верхних дыхательных путей. Результаты осмотра заносятся в журнал установленной формы.
Питание летного состава должно отвечать следующим требованиям:
суточные рационы должны, как правило, включать продукты, ассортимент и количество которых, предусмотрены летным пайком;
замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или кулинарных соображений в соответствии с нормами разрешенных замен;
калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;
продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;
режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.[11]
Предполетное питание летного состава организует командир авиационно-технической части за сутки до начала полетов.
В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.
Под предполетным питанием понимают все приемы пищи на протяжении 24 часов до начала полетов.
Предполетное питание является важным средством повышения работоспособности пилота в полете и сохранения его здоровья. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5 - 2 часа до вылета. Во избежание высотного метеоризма в предполетный рацион не включаются продукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня).
Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в строго нормированных количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Не рекомендуется перед полетом пить квас и холодную некипяченую воду.
В суточном предполетном рационе не разрешается делать замены продуктов, приводящие к увеличению содержания круп, ржаного хлеба, овощей.
В целях снижения газообразования в кишечнике рекомендуется использовать в предполетном питании простоквашу, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника. Особенно целесообразен прием этих продуктов в ужин накануне полетов.
Во избежание диспепсических расстройств в предполетное меню не следует вводить богатые жиром продукты, особенно жирную свинину и баранину, а также жирные сорта рыбы и птицы.
Для сохранения высокой работоспособности во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи должен дополнительно выдаваться второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легко перевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Поэтому во второй завтрак рекомендуется включать белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбасу, простоквашу, шоколад, горячий чай и кофе.
Второй завтрак и ужин выдаются, как правило, на аэродроме в перерыве между полетами.
В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20 – 35% общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36 – 40%.
При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30%, на обед 50%, на ужин 20% общей суточной калорийности рациона.[11]
При выполнении длительных беспосадочных полетов (более 4 часов) летный состав обеспечивается бортовыми пайками.
В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и вертолетов разработано 4 варианта бортового пайка и комплектация бортового рациона конкретными пайками зависит от продолжительности полета.
Продукты бортового пайка на один прием пищи после внешнего осмотра укладываются в пакеты из пленки отдельно на каждого члена экипажа. Укладка продуктов в один пакет для двух человек и более не разрешается. В бортовых пайках запрещается использовать черствый хлеб, продукты с истекшими сроками хранения, негерметичные, деформированные, загрязненные консервы и банки с признаками бомбажа.
Заготавливать горячие напитки следует из расчета не менее 100 мл на час полета на человека.
Бортовые сумки с пайками и термосы доставляются на аэродром к указанному в заявке времени и сдаются под расписку члену экипажа, ответственному за организацию питания в полете.
Для обеспечения экипажа бортовым питанием и водой воздушное судно оборудуется контейнерами для хранения бортовых пайков, столовых принадлежностей и кружек, а также подогревателями для мясных консервов и устройствами для приготовления горячих напитков (кофе или чай). В кабине должен быть бачок для хранения питьевой воды, а также контейнер для сбора и хранения пищевых отходов, тары и гигиенических салфеток.
Информация о работе Крупнейшие производители бортового питания в мире и в России