Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:13, доклад
Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов . Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. В советские времена турбизнес был жестко разделен на сферы: три государственные компании не без присмотра КГБ опекали интуриста, в то время как туристом отечественным занимались профсоюзы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Международный туризм как специфическая форма международной торговли услугами…………………………………………………………..……5
1.1. История развития международного туризма………………………….…...5
1.2. Индустрия международного туризма как сфера услуг…………………..15
Выводы…………………………………………………………………………...
Список основных источников……………………………………………….…
Первоначально универсальные магазины, стремясь улучшить обслуживание клиентуры, сдавали в аренду свои помещения для деятельности турагенств. В дальнейшем, по мере спроса, они перешли к практике организации в своём составе формально не зависимых туристических фирм с ограниченной ответственностью, которые затем стали их дочерними фирмами.
В целях быстрого и прочного завоевания рынка эти компании начали калькулировать цены на туры с расчётом лишь на минимальную прибыль, что было возможно благодаря громадному капиталу торговых фирм. Промышленные фирмы, представляющие в первую очередь отрасли, обслуживающие туристический бизнес, на основе системы участия стали приобретать и включать в свою структуру туристические фирмы. Заметно усилилось проникновение банков и страховых компаний в сферу международного туризма путём приобретения всего или части контрольного пакета акций. Обладая разветвлённой сетью филиалов и обширным штатом страховых агентов, банки и страховые компании стали успешно осуществлять эти операции, получая дополнительную прибыль за счёт экономии на комиссии, выплачиваемой турагенту. Туры, предлагаемые банками, как правило, дешевле, чем у турагентов. Кроме того, банки и страховые компании имеют собственные автоматизированные системы учёта и управления, в памяти которых заложены все основные данные о вкладчиках и застрахованных лицах. Это позволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации, предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам и средствам.
Дисконтные карточки, выпускаемые банками, в отличие от кредитных и дебетовых пластиковых, являющихся платёжным средством, не предназначены для оплаты, но дают своим владельцам права на самые разнообразные скидки. В мире существует несколько глобальных систем дисконтных карточек. Лидирующее положение занимают “ETN”, “IAPA”, “COUNTDOWN”.
В условиях, когда конкуренция в туристском бизнесе и индустрии отдыха и развлечений очень высока, владельцы отелей принимают участие в дисконтных программах, так как бесплатная информация о скидках, которая даётся в каталогах для владельцев карточек, привлекает потенциальных клиентов. Банковские структуры также заинтересованы в распространении карточек. Они выдают их как дополнение к эмитируемым кредитным карточкам бесплатно или гораздо дешевле розничной цены, тем самым, расширяя спектр услуг для своих клиентов.
География дисконтных карточек очень разнообразна, наиболее популярно “ETN-CARD”. Для путешественников эта система является клубом, членство в котором позволяет уменьшать дорожные расходы. К преимуществам использования карточек “ETN” относят:
— скидки для владельцев от 20 до 50% стоимости в десяти тысячах отелей в 175 странах мира, в том числе в Российской Федерации и в странах СНГ. В США в 400 отелях владелец карточки заплатит 50% от стоимости номера ;
— широкую систему скидок в ресторанах (от 20 до 50%) ;
— снижение (до 1/3) тарифов при оплате аренды автомобиля;
— скидка при покупке авиа -, железнодорожных, автомобильных билетов в размере 3-10% ;
— возможность бесплатно получить карточки “ETN- Telecard” и “Sprint Fonecard”, позволяющие вести телефонные переговоры по льготным тарифам.
При получении карточки владельцу выдаётся иллюстрированный каталог с адресами сервисных служб, входящих в систему. Выбрав отель, владелец заказывает скидку на резервирование номера. Часто эту процедуру берёт на себя сама дисконтная система.
Кроме распространения дисконтных карточек, банки реализуют дорожные чеки. Система дорожных чеков схожа с системой аккредитивов, но, в отличие от последних, можно не только обменивать в банке на деньги, но ими можно расплачиваться в магазинах, которые их принимают.
Дорожные чеки позволяют обезопасить деньги от кражи, так как платёжный документ становится действительным только после сличения подписи владельца с подписью на корешке книжки. В отличие от пластиковых карточек, для приобретения чека не обязательно иметь счёт в банке.
Дорожный чек ещё
называют туристским чеком, под которым
понимается платёжный документ, денежное
обязательство выплатить
В Европе с 1968 года широкую популярность приобрёл еврочек — чек в евровалюте, который выписывается банком без предварительного взноса клиентом наличных денег в счёт банковского кредита сроком до месяца. Чек оплачивается в любой стране-участнице соглашения “Еврочек”, к которым относятся страны ЕС.
На мировом рынке сравнительно недавно появился новый вид размещения — тайм-Шер. Это не продажа стандартной недвижимости и не размещение в гостинице, а среднее между ними — собственность, ограниченная по пользованию во времени. За единицу времени принимается одна неделя.
тайм-Шер-индустрия состоит из двух частей:
— продажа клубов или апартаментов, разделённых на недели;
— обмен этих недель через единый центр по обмену, называемый клубом для отдыха, где собственники могут обменяться своими неделями.
В мире насчитывается пять обменных организаций, среди которых лидируют “RCI”и “II” .
Индустрия тайм-Шера неуклонно развивается с начала семидесятых годов. С 1989 года мировое число курортов, работающих по системе тайм-Шер, возросло на 600%, годовой объём продаж недель увеличился на 300%. К 1994 году в мире было продано тайм-Шеров на четыре миллиарда долларов.
С ростом популярности тайм-Шеров менялась и сама индустрия. Если в годы формирования она привлекала в основном мелких предпринимателей, то сейчас ею занимаются такие корпорации как “Хилтон”, “Марриот”, “Дисней”, “Шэратон”, “Баррат”, “Вамли”.
Сегодня тайм-Шер является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей индустрии отдыха. Он считается самой современной технологией в области между туризмом и недвижимостью.
Курорты тайм-Шер есть в 75 странах. Европа занимает второе место по развитию тайм-Шера после США. Многие принимающие страны рассматривают тайм-Шер как существенный элемент всей системы организации отдыха. В большинстве регионов он расширяет сезон каникул, способствует продолжительному экономическому росту, улучшает перспективы для инвестиций, повышает занятость.
Как и любая другая
сфера хозяйственной
На промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений .
За последние десять лет развитие туризма характеризуется стойкими темпами роста. Исключением был 2001 год, когда количество туристических пребываний в мире в целом снизилось на 0,6% в связи с террористическими актами в США 11 сентября 2001 года и военными конфликтами на Ближнем Востоке. Однако, уже в 2002 году показатели выровнялись. Согласно данным ВТО общее количество международных пребываний составляло 715 млн., что превысило уровень рекордного 2000 года . Согласно данным ВТО, среднегодовые темпы роста пребывания туристов за 1985 – 2006 гг. составляют 5,1%, а валютных поступления – 9,7%.
Лидерами на мировом
рынке туристических услуг
По основным экономическим показателям в сфере туризма Украина значительно отстает от проводных стран мира. Часть туристической и курортной области в ВВП страны составляет только 0,5%, что в 8,8 раза меньше по среднемировым показателям, а часть туристических услуг во внешнеторговом обороте услуг – 12,5% - меньше, практически, в три раза .
По данным ВТО , сравнительно с предыдущим столетием, в CCI ст. будут происходить значительные изменения в перераспределении туристических потоков. Основные зоны мирового туризма переместятся из Средиземноморского региона в Тихоокеанский с преобладанием авиатранспортных перевозок.
1.2. Индустрия международного туризма как сфера услуг
Итак, туризму, принадлежащему к сфере услуг, присущи все те особенности, которые были перечислены выше.
Можно выделить следующие виды туризма.
Экскурсионный туризм – путешествие в познавательных целях. Это одна из наиболее распространенных форм туризма.
Рекреационный туризм – путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма.
Деловой туризм – поездки,
связанные с выполнением
Этнический туризм – поездки для свидания с родственниками. Туристские агентства помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д.
Спортивный туризм –
поездки для участия в
Целевой туризм представляет собой поездки на различные массовые мероприятия.
Религиозный туризм – путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий.
Караваннинг – путешествие в небольших мобильных домиках на колесах.
Приключенческий (экстремальный) туризм – туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда с опасностью для жизни.
Водный туризм – поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам.
Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.
Итак, туризм – это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги. Таким образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги.
Услуга – это мероприятия, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к получению чего-то материального.
Важнейший фактор, определяющий географию туризма в мире, — экономический. С точки зрения окупаемости капиталовложений туристская индустрия входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости. Туристские услуги на мировом рынке выступают как “невидимый” товар, характерной особенностью которого является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте.
География же международного туризма определяется приоритетными для туристов факторами привлекательности тех или иных регионов/стран .
Туристические услуги имеют свой жизненный цикл, состоящий из нескольких фаз :
Необходимо тщательно анализировать и продукты, являющиеся малоизвестными, новыми для данного рынка, и хорошо известные, для сбыта которых требуется изменение имиджа.
Кроме того, для туризма характерны фазы, зависящие от времени года. Они основаны, прежде всего, на предпочтениях клиентов, которые могут выбрать для отдыха наиболее подходящий для их интересов сезон .