Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:54, контрольная работа
Контрольная работа состоит из трех частей: первая и вторая посвящены методике подготовки и проведения экскурсий. Третья часть включает методическую разработку исторической обзорной экскурсии.
Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросам потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.
Введение ……………………………………………………………………………………………………….3
1. Методика подготовки исторической экскурсии………………………………………4
2. Методика проведения исторической экскурсии………………………………………10
3.Методическая разработка экскурсии………………………………………………………….16
3.1. Характеристика экскурсии……………………………………………………………………16
3.2. Маршрут проведения экскурсии………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы
Особенности исторических экскурсий определяют требование целостности логической последовательности в показе и в изложении исторического материала. Это требование является главным при отборе объектов, разработке маршрута, написании текста и проведении исторической экскурсии. Наиболее традиционным способом выполнения этого требования является хронологический принцип построения маршрута экскурсии и изложения исторического материала, также можно использовать и тематико-хронологический принцип, когда выбирается определенный угол зрения и под ним события рассматриваются в хронологической последовательности.
В объединении разрозненных исторических фактах важную роль играют логические переходы и портфель экскурсовода. Среди наглядных средств, входящих в портфель экскурсовода, следует выделить карты, схемы, они применяются, если речь идет о масштабных событиях, когда экскурсионные объекты разбросаны по большой территории, и охватить их единым взглядом экскурсанты не могут.
2. Методика проведения исторических экскурсий
Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа – это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа – это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.
В своей деятельности работники экскурсионного учреждения должны руководствоваться требованиями экскурсионной методики. Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапам подготовки и проведения экскурсии (к отбору экскурсионных объектов, к необходимости учитывать особенности восприятия материала на экскурсии и т.п.), предъявляются требования к экскурсионному процессу в целом:
2) обеспечить непрерывность
3) обеспечить формирование
4) правильно сочетать
5) выполнить все рекомендации, изложенные в методических документах;
6) тщательно отбирать и выверять приемы показа и рассказа и добиваться того, чтобы они применялись свободно и естественно, чтобы экскурсанты не «видели» самого приема, воспринимая только информацию, передаваемую с помощью этих приемов.
В заключение отметим, что экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.
Методика проведения исторических экскурсий, так же как и методика подготовки опирается на общую методику, пользуются рекомендованными ею приемами показа и рассказа. Вступительная часть исторической экскурсии помогает не только установить контакт с группой, но и подготавливает экскурсантов к восприятию последующего материала. Заключение представляет собой обобщение в рамках всей темы. Последовательность действий экскурсовода на остановках традиционная: показ объекта, рассказ об объекте, рассказ об историческом факте, связанном с показываемым объектом. При этом в зависимости от характера исторического объекта, его показ может быть связан с передвижением группы или свободным предварительным осмотром. Этот прием применяется в том случае, если экскурсионный объект крупный и его необходимо осмотреть с разных позиций. Как правило, это могут быть различные сооружения, монументальная скульптура, мемориальные памятники и т.д. Экскурсовод может использовать различные приемы изложения материала: описание, объяснения, характеристики. Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.
Прием описания относится не только к объектам (архитектурным памятникам), но и к историческим событиям. В отличие от описания объектов описание исторических событий носит образный характер. Оно вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет им мысленно представить, как происходило событие. Таким образом, прием описания событий носит подчиненный характер, смыкаясь с методическим приемом зрительной реконструкции. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц.
В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При этом объект займет свое место в ряду других, сходных по характеристике объектов, или наоборот, характеристика его свойств покажет отличие о других объектов. Словесная характеристика предшествует экскурсионному анализу объекта, представляет собой начальный этап анализа. Прием описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая характеристик его внутренних, не видимых для глаза свойств и качеств. При использовании же приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность, и др.
Прием объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.
Выбор приема зависит от экскурсионного объекта, значения исторического факта, его места в экскурсии, осведомленности экскурсантов о нем и об историческом объекте. Если объект не является основным, то уместно использовать экскурсионную справку. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.
Наиболее распространенными приемами изложения материала является описание и объяснения. В исторической экскурсии невозможно обойтись без приема реконструкции, т.е. воспроизведение в первоначальном виде экскурсионного объекта и всего того, что его окружает. Это связано с тем, что многие естественные памятники истории культуры претерпели значительные изменения и подверглись перестройке. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.
Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени) произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.
Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.
Также часто может быть использован прием цитирования, использование отрывков из художественной литературы оказывает сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов. Это вспомогательный прием, который используется с целью постановки проблемы через художественный образ и помогает расширить литературный кругозор экскурсантов. Использование этого приема требует от экскурсовода хорошего знания художественной литературы, умения отбирать произведения с учетом их художественной и познавательной ценности, возможности локализации в данной теме. К таким приемам можно отнести литературный монтаж, чтение отрывка из художественного произведения, пересказ эпизода из книги, использование эпиграфа во вступительной части экскурсии. Для усиления эмоциональной стороны исторической экскурсии можно использовать выступления участников исторических событий, это требует предварительного определения места, времени и продолжительности таких встреч.
Специфическим в исторической экскурсии является прием ретроспективы. Этим приемом экскурсовод пользуется достаточно часто. Он заключается в праве экскурсовода сделать незначительное отступление от темы с тем, чтобы быстро вернуть экскурсантов к основному логическому стержню рассказа. Необходимость и распространение этого приема обусловлена тем, что экскурсионные объекты не выстроены как музейная экспозиция в соответствии с маршрутом, что на местах остановок могут находиться и другие объекты, не соответствующие теме экскурсии, но находящиеся в поле зрения экскурсантов. Как правило, экскурсанты задают вопросы, касающиеся этих объектов. В этом случае экскурсоводу самому целесообразно дать экскурсионную справку и вернуться к основной теме показа и рассказа. Это исключение из правила обусловлено объективными обстоятельствами.
Также применяется прием использования художественной литературы, которая является сильным источником эмоционального воздействия. Включение отрывков художественной литературы – вспомогательный прием, он используется с целью постановки проблемы через художественный образ, художественного иллюстрирования, расширения литературного кругозора экскурсантов. Использование этого приема требует от экскурсовода хорошего знания художественной литературы, умения отбирать произведения с учетом их художественной и познавательной ценности, возможности локализации в данной теме, а также владения методическими приемами. К таким приемам относятся: литературный монтаж, чтение отрывка из художественного произведения, пересказ эпизода из книги, использование эпиграфа во вступительной части экскурсии.
Для усиления эмоциональной стороны исторической экскурсии используются особые методические приемы: выступления в ходе проведения экскурсии участников исторических событий – ветеранов Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и т. д. Это требует предварительного определения места, времени и продолжительности таких встреч, связи с темой экскурсии.
3. Методическая разработка экскурсии
«Ширяево и Каменная чаша»
3.1. Характеристика экскурсии
Тема: «Ширяево и Каменная чаша»
Вид экскурсии: историческая.
Цель: Ознакомление экскурсантов с живописнейшими местами Самарской Луки
Объект экскурсии: Жигулевские ворота, Царёв курган, ГЭС имени В.И. Ленина, источник св. Николая Чудотворца, часовни, музей Ильи Репина, Александра Ширяевца, гора Попова.
Подтемы:
Маршрут: экскурсия проводится по Самарской луке
Продолжительность экскурсии: 10 часов.
Экскурсовод:
Экскурсанты: группа студентов
3.2. Маршрут проведения экскурсии
Точка 1. Сбор.
Точка 2. Отправление. Во время поездки экскурсовод покажет Жигулевские ворота, Царёв курган, Вы узнаете, какие тайны скрывают Сокольи горы..
Точка 3. Через ГЭС имени В.И. Ленина переправляемся на правый берег Волги.
Точка 4. Проезжаем мимо город Жигулёвск и по живописной дороге, напоминающей горные серпантины Кавказских гор, едем к посёлку Солнечная поляна.
Точка 5. Далее паломнической тропой идём до источника св. Николая Чудотворца.
Точка 6. (Никольский Святой источник) и часовни. Можно набрать святой воды и совершить омовение. Спустившись по тропинке от источника мы сможем полюбоваться прекрасными видами урочища Каменная Чаша.
Точка 7. Далее маршрут экскурсии лежит в село Ширяево по живописнейшим местам Самарской Луки. Увидев красоту этих мест, Вы поймете, что привлекало сюда многих русских художников. Наш экскурсовод расскажет Вам о пребывании летом 1870 года в Ставрополе и с. Ширяево Ильи Репина и художника Васильева.
Точка 8. Более подробно о творчестве этих художников и о том, как создавалась картина ''Бурлаки на Волге'' вы узнаете при посещении филиала Художественного музея - в с Ширяево. В июле 2007 г. музей значительно расширил свою экспозицию. Обновлённый музейный комплекс объединяет музей Ильи Репина, Александра Ширяевца и музей этнографии народов поволжья. Экскурсионную программу продолжит путешествие по Жигулевскому заповеднику.
Точка 9. Далее автобус доставит Вас в пос.Богатырь, и к Поповой горе, где под руководством опытного инструктора Вы посетите самые старые Ширяевские штольни в нашей области, увидите зимовку нескольких видов летучих мышей. Позже Вы сможете увидеть современные способы добычи камня.
Точка 10. Остановка для пикника в живописном месте, откуда можно полюбоваться волжскими пейзажами.
Точка 11. Возвращение в Самару на автобусе через г.Жигулевск по тольяттинской трассе.
Точка 12. Прибытие.
Заключение
Большую группу объектов исторических экскурсий составляют памятники, созданные в честь исторических событий как дань подвигу героев. Они отличаются друг от друга по способам решения, масштабности – от мемориальной доски и скромного надгробия до грандиозного комплекса. К этой группе памятников, относится монументальная скульптура, бюсты, обелиски, некрополи, музеи.
Информация о работе Методика подготовки исторической экскурсии