Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:20, дипломная работа
Введение
Актуальность исследования. Тема данной дипломной работы «Методы исследования и прогнозирования туристских рынков» является актуальной, так как в настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка 7
1.1. Специфика туристского рынка и его квалификация 7
1.2. Развитие туристского рынка России 16
1.3. Основные направления развития и совершенствования туристского рынка 27
Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка
России и КБР 33
2.1. Исследование современного состояния туристского рынка
России 33
2.2. Исследование и прогнозирование туристского рынка КБР 39
2.3. Проблемы туристского рынка КБР и перспективы их решения 50
Заключение 60
Библиография
Перечисленные факторы в свою очередь подразделяются на:
- экстенсивные (рост численности работников, увеличение материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма);
- интенсивные (повышение квалификации персонала, техническое совершенствование материальной базы);
- сдерживающие (негативные) кризисы: милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен, забастовки, криминогенная обстановка, неблагополучие экологической обстановки, банкротство туристских фирм [52,37].
Негативные факторы оказывают сильнейшее влияние на развитие туризма в России в настоящее время. Кризисные явления возникли главным образом во внутреннем туризме, в то время как туризм выездной продолжает развиваться. В условиях нарушения баланса между этими видами туризма из страны вывозится валюта, которая могла бы инвестироваться в развитие МТБ внутреннего туризма.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристской деятельности может иметь серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (повышенной в разгар сезона, умеренной для межсезонья и пониженной - для несезонного времени; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50%), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям - конгрессный, деловой и т. д. Проблемам сезонности в туризме посвящены многие совещания международных туристских организаций[1,7].
Экономические факторы связаны с развитием мировой экономики, в которой наблюдается устойчивая тенденция к увеличению производства услуг по сравнению с производством товаров и, как следствие, увеличение доли потребления услуг. Сюда также относится ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях, увеличение доходов населения.
Туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, в которой совершается процесс превращения туристских услуг в деньги и обратно. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеет свои экономические интересы, которые могут не совпадать. При их совпадении происходит акт купли-продажи туристского продукта. Поэтому рынок - это своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления. Центральное положение на рынке занимает покупатель (клиент). Обязанность хорошего продавца - удовлетворение потребностей своих клиентов[12,25].
Туристский рынок довольно сложен, так как его товар чаще всего продается не напрямую, а через посредников (хозяйствующий субъект - туроператор - турагент - потребитель).
В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг или товаров для туристов).
При этом следует иметь в виду, что указанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте (например, в месте приема туристов в гостинице или у туроператоров). Туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной, поэтому сделки купли-продажи туристского продукта могут состояться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристского продукта - посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку.
Принято считать, что рынок эффективно функционирует в том случае, если соблюдаются следующие основные условия[36,45]:
- свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами);
- наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг;
- возможность свободного выбора потребителя.
Современный туристский рынок выполняет следующие специфические функции:
1. Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте. Это означает движение стоимости, которое отражается посредством взаимообмена денег и туристского продукта[12,56]. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.
2. Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется посредством сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
3.
Функция экономического
Рынок
туризма неоднороден. В его структуре
выделяются более мелкие по своим
масштабам рынки. В связи с
этим существуют различные способы
классификации туристского
По
отношению к определенному
- рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;
- рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;
- рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.
В зависимости от цели путешествия выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.
В
зависимости от характера организации
путешествия различают рынки
организованного и
В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.
Каждый из перечисленных туристских рынков неоднороден. Так, рынок делового туризма включает поездки делегаций или отдельных лиц для участия в переговорах, совещаниях, с целью посещения выставок, ярмарок и др. Другой разновидностью делового туризма являются поездки в составе специализированных групп по профессиям. По своему характеру их можно отнести к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный состав участников предопределяют целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность делового туризма.
В
связи с особенностями и
- целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;
- основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;
- дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
- растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.
Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т. п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания клиента явно недостаточно - необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основание говорить о так называемом действительном рынке[43,27].
Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.
Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами, и образуют обслуживаемый рынок.
Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия, они составляют лишь 50% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.
Подобная
классификация полезна для
Во многих регионах постсоветской России, живущих сегодня в условиях рыночной модернизации хозяйства, пристальное внимание стали обращать на туризм. Руководители субъектов Федерации надеются, что в перспективе он сможет стать одной из важных бюджетообразующих отраслей хозяйственного комплекса. Нередко на туризм возлагаются надежды и как на фактор устойчивого развития территории, так как он оказывает положительное влияние на ускорение хозяйственных и социальных процессов, создание новых рабочих мест, увеличение доходов населения, повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию местного производства, «работает» на формирование позитивного имиджа региона.
Но в настоящее время туризм как отрасль хозяйства, находящаяся в стадии формирования, приносит положительный экономический эффект лишь в немногих регионах нашей страны. Только в тех, куда направлены большие туристские потоки из других субъектов Федерации и из зарубежных стран. В остальных же районах России, где вопросам туризма также уделяется немало внимания (принимаются законы о туризме, формируется его инфраструктура, проводятся активные рекламные компании и многое другое), он не превращается в высокодоходную хозяйственную отрасль.
В чем причины, сдерживающие развитие туризма во многих российских регионах, а следовательно, и в стране? Какие субъекты Российской Федерации при планировании перспектив своего развития могут делать ставку на туризм? Что привело в последние годы к снижению потока международного въездного туризма?
Федеральное агентство по туризму называет несколько причин, отрицательно влияющих на развитие туризма в стране. Среди основных указываются следующие[15,7]:
- недостаток качественного туристского продукта, под чем подразумеваются «ресурсы плюс условия для посещения тех или иных объектов туристами, инфраструктура»;
- несоответствие цены и качества сервиса российских гостиниц;
- большие сроки и стоимость оформления виз;
- недостаточная реклама туристских возможностей России за рубежом;
- негативный образ нашей страны, создаваемый зарубежными средствами массовой информации.
Преобладающая
часть субъектов Российской Федерации
слабо включена в туристскую деятельность
в рамках международного въездного
и внутреннего въездного
- недостаток туристских ресурсов международного и федерального значения, способных привлечь массы туристов;
- малая изученность туристского потенциала;
- неверно выбранная стратегия развития регионального туризма;
- слабая рекламно-информационная база[15,8].
За время существования российского туристского рынка достигнуто немало, начиная от формирования законодательной базы туристической деятельности до появления крупных туристических фирм, существование которых доказывает перспективность туристической деятельности в нашей стране.
С одной стороны, современный туристический рынок, несмотря на перипетии национальной экономики, стремительно развивается. Туристический поток год от года растет, с каждым новым сезоном увеличивается количество туристических фирм, все более масштабными и значимыми становятся центральные и региональные туристические выставки. Однако стоит провести структурный анализ российских туристических потоков, изучить доли рынка национальных туроператоров, сразу же становится очевидной уязвимость, нестабильность и даже в чем-то обреченность российской туристической индустрии[10,56].
Условия жизни россиян, характеризуемые существенной дифференциацией населения, невысокой материальной обеспеченностью, как и особенности отечественных отпусков и форм отдыха, привели к тому, что представители среднего класса стремятся выехать на зарубежные курорты, а отдых в своей стране предпочитают либо клиенты высокого сегмента, либо, наоборот, малобюджетные туристы. Если причины привязанности к российским курортам туристов с низким уровнем доходов можно легко объяснить их сравнительной дешевизной, то предпочтения искушенных в отдыхе VIР-клиентов основаны, скорее всего, на таких конкурентных преимуществах внутреннего туризма, как отсутствие языкового барьера, адекватное отношение к отдыхающим обслуживающего персонала, возможности приобретать туры в «последнюю минуту»[18,74].
Информация о работе Методы исследования и прогнозирования туристских рынков