Обеспечение безопасности пеших туров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время вопросы формирования современной системы обеспечения безопасности российских и зарубежных туристов являются одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в сфере туризма.
Пеший же туризм наверно самый опасный вид, ведь вас ничего не защищает от природных явлений, диких зверей и чрезвычайных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

СОТ-безопасноть туризма.docx

— 87.66 Кб (Скачать файл)

Если пострадавших найти  не удалось, следует немедленно сообщить об аварии в контрольно-спасательный пункт, местному населению, другим туристам и альпинистам. Известны случаи, когда  пострадавшие были погребены в лавине несколько суток, а потом раскопаны  и возвращены к жизни.

 

Несчастные случаи на воде

На воде происходит наибольшее количество несчастных случаев. Причинами  аварий может быть не только неудачная  посадка или высадка из байдарки, захлестывание волной, подводный  камень, крупная пробоина обшивки  или прорыв оболочки, но также нарушение  элементарных правил купания или  неумело организованная переправа  через водную преграду.

 

Профилактика несчастий  на воде.

При организации купания  руководитель группы должен предварительно обследовать место, выбранное для  этого, и проинструктировать группу о соблюдении необходимой предосторожности. На берегу (желательно в лодке) для  наблюдения за купающимися назначается  дежурный из числа хорошо плавающих.

Запрещается ныряние в  неизвестных местах, купание в  холодных горных озерах и реках, купание  сразу же после перехода или еды. Категорически запрещается купание  в состоянии опьянения (даже легкого). Не рекомендуется, особенно на горных реках, умываться в одиночку или  загорать на камнях над бурной водой.

На водных маршрутах туристы  обязательно должны иметь индивидуальные и групповые спасательные средства.

 

Первая помощь утопающему.

Если есть возможность, надо быстро бросить пострадавшему спасательный круг, веревку или протянуть весло. Подплывать к тонущему нужно сзади  и брать его за воротник одежды, кисть руки или под мышки. Если он топит спасателя, зажать тонущему ладонью рот и нос, в крайнем  случае оглушить и плыть с ним  на боку или на спине, работая свободной  рукой и ногами.

Во время водного путешествия  туристам, оказавшимся в воде около  перевернувшейся лодки, следует, держась  за нее, плыть к ближайшему берегу или мелководью. Если до берега далеко, то ждать помощи с других лодок, которые, как правило, не должны удаляться  друг от друга на маршруте более  чем на 50—100 м. Принимать пострадавших из воды можно только с кормы или  с носа лодки.

После извлечения утопающего из воды разжимают его рот, очищают  дыхательные пути от песка и ила, удаляют воду из легких и желудка (для чего пострадавшего кладут животом  на согнутое колено и несколько раз  надавливают на спину) и освобождают  его грудь от стесняющей одежды. Затем приступают к искусственному дыханию.

 

Искусственное дыхание.

Из многочисленных способов наиболее эффективен и универсален  способ «изо рта в рот» (или «изо рта в нос»). При этом способе  пострадавшего укладывают на спину  с резко запрокинутой головой. Нижнюю челюсть выдвигают вперед, чтобы  предупредить западание языка, и 15—20 раз в минуту с одинаковыми  интервалами вдувают ртом воздух в рот или нос пострадавшего. Чтобы избежать утечки воздуха, в  момент его входа в рот нос  пострадавшего зажимают рукой.

Если у потерпевшего не прощупывается пульс, то одновременно с искусственным дыханием рекомендуется  непрямой массаж сердца, проводимый толчкообразными  ударами ладони на область 4—5-го ребра  слева от грудины с частотой 60—70 раз в минуту. Это способствует также, общему согреванию тела.

При полном восстановлении самостоятельного дыхания, что наступает иногда только через несколько часов после  начала непрерывного искусственного дыхания, потерпевшему дают горячий чай и  сердечные средства. Во время искусственного дыхания полезно сделать инъекцию глобелина и кофеина.

  1. Сигналы бедствия и  транспортировка пострадавших

 

Сигналы бедствия

Все туристы должны знать  сигналы, которые подают в путешествии  терпящие бедствие или аварию. Сигналы  подаются любым способом: криком, свистом, фонарем, зеркалом, маханием светлым  предметом на темном фоне или, наоборот, темным на светлом фоне. В ясную  погоду хорошо заметен белый дым  костра (получается от добавления в  огонь зеленых веток, мха), в пасмурную  — черный дым (смолистые ветки).

Периодичность сигнала должна быть 6 раз в минуту, затем —  минута перерыва и снова сигнал бедствия 6 раз в минуту. Ответом является сигнал «Вызов принят, помощь идет». Он подается с периодичностью 3 раза в  минуту, и также любым доступным  способом. Приняв сигнал бедствия, туристы  должны немедленно оказать помощь товарищам, а в случае необходимости срочно сообщить о ЧП в местный туристский или альпинистский контрольно-спасательный пункт, органам власти, местным жителям.

Транспортировка пострадавших

В походных условиях транспортировка  пострадавших может производиться  с применением различных подручных  средств — рюкзака, шеста, лыж, веревки  и др..

При транспортировке (особенно зимой) надо тепло одеть пострадавшего  и уложить в спальный мешок. По дороге внимательно следить за состоянием его здоровья, давать крепкий сладкий  чай и в случае необходимости  — сердечные средства.

 

  1. Безопасность  туризма в России

Россия обладает уникальными  туристскими ресурсами, различными географическими ландшафтами. Растет число россиян занимающихся активными  видами туризма. Это пеший и водный туризм, альпинизм, сплав по горным рекам, спелиотуриз, экстремальный  туризм. Вместе с тем по статистике, из путешествующих по категорийным маршрутам 10 тысячам пеших туристов, несчастье  с тяжелым исходом поджидает  в среднем 4 человек, из 10 тысяч лыжников — 5 человек, из 10 тысяч водных туристов — 15 человек и из 10 тысяч альпинистов  — 24 человека.

В целом для всех видов  путешествий и категорий путешествующих в порядке наибольшей повторяемости  происшествий можно назвать Кавказ, Алтай, Урал, Центр Европейской части, Карелию, Прибайкалье и Забайкалье, Кольский полуостров, Саяны, Дальний  Восток. На первые три из этих районов  приходится более половины известных  случаев тяжелого травматизма, на последние  четыре — менее одной десятой.

Значительной частотой травм, особенно по сравнению с небольшим  количеством природных опасностей или их четкой локализацией, отличается центр Европейской части России — районы массового развития туризма.

Замыкают список территории, сравнительно мало освоенные, посещаемые большей частью достаточно опытными туристами, в том числе, например, Кольский полуостров и Дальний Восток, которым принято приписывать  повышенную опасность. Приведенная  выше градация территорий — не есть деление районов на опасные и  безопасные: количество туристских травм  лишь частично зависит от особенностей природных факторов местности.

В большей степени оно  связано с качеством подготовки и проведения походов, наличием организованных или «диких» групп, видами практикуемых путешествий, уровнем туристского  обслуживания.

Частота травматизма прежде всего связана, конечно, с интенсивностью движения групп по маршрутам, с общим  количеством людей, прибывающих  в тот или иной район. Поэтому, учтя отношение между фактическим  количеством травм, основной причиной которых были природные факторы, и числом путешественников, подвергающихся опасности в данной местности, правильнее говорить о кажущемся различии между  районами.

Зачастую при организации  туристских мероприятий организации, занимающиеся туристской деятельностью, не уделяют должного внимания вопросам обеспечения безопасности туристов, соблюдению федеральных законов, что  ведет к росту числа несчастных случаев, в т.ч. связанных с гибелью людей. Такая ситуация вызывает серьезную озабоченность.

Обеспечение безопасности участников туристских походов – важнейшая  задача в комплексе мероприятий  по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее  положение в туризме. На обеспечение  безопасности направлены основные руководящие  документы по самодеятельному, спортивному  и ознакомительному туризму.

Права граждан на отдых, свободу  перемещения и иные права при  совершении путешествий являются незыблемыми. В настоящее время назрела  необходимость особое внимание обратить на вопросы обеспечения безопасности туристов, в том числе на разработку требований по обеспечению их безопасности.

К туристской деятельности непосредственно  примыкают экстремальные виды отдыха (ЭВО). Однако, в отличие от туризма  по ЭВО не только нет никакой нормативной  базы, но даже не определены основные понятия  ЭВО.

Поскольку по ЭВО нормативных  документов в Российской Федерации  нет, а этот вид деятельности во многих случаях близок к туризму, то имеющиеся  нормативные документы по туризму  в некоторой мере могут быть использованы при рассмотрении требований безопасности к ЭВО.

Безопасность является важнейшей  потребностью человека наряду с потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации. Эта общенаучная категория выступает  интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира во внутренней и  внешней политике, обороне, экономике, экологии, социальной политике, здоровье народа, информатике, технологии и т.п.

Обеспечение безопасности достигается  проведением единой государственной  политики как системы мер экономического, политического, организационного, научно-технического и иного характера, адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Безопасность можно обеспечить двумя путями:

устранением источников опасности, самой возможности  каких-либо стихийных бедствий, аварий, потрясений и катаклизмов;

повышением  защищенности от опасностей, способности  надежно противостоять им.

К сожалению, мы еще только подходим к разработке комплекса  мер, обеспечивающих безопасность путешествий. Поэтому поиски конкретных путей  в разрешении проблемы безопасности в туризме должны опираться на скрупулезный анализ аварийных случаев, на сбор статистического материала, анализа положительного опыта туристической деятельности.

При всей внешней неожиданности  несчастных случаев нельзя утверждать, что их невозможно предвидеть. Значит, неожиданность несчастного случая — это в определенной мере оценка субъективная, отражающая точку зрения «заинтересованного лица».

Вторая черта несчастного  случая — его непреднамеренность и нецелеосознанность. Без этого  качества он перестает быть «случаем», а переходит в категорию умышленных и заранее спланированных действий, направленных на причинение вреда другим или себе. Отсутствие целеосознанности ошибочных действий не означает, однако, что тот, по вине которого произошло  печальное происшествие, не несет  ответственности за свой поступок.

Определение «несчастный» раскрывает третью особенность события: оно  принесло беду, несчастье для здоровья человека. Поэтому к несчастным случаям  нельзя относить так называемые опасные  ситуации, которые не причинили вреда  здоровью туристов, например благополучный  переворот байдарки на порожистом участке  реки. Неоправдан, по-видимому, и получивший определенное распространение как  синоним несчастного случая термин «туристская авария», поскольку  он отражает не травматизм людей, а  повреждение судна, машины, вообще механической части или снаряжения и связанные  с этим убытки, что в туристском путешествии обычно не является определяющим.

Вред здоровью туриста  может быть причинен различным путем: ударом камня, укусом животного, попаданием воды в дыхательные пути, поэтому  травмы, как правило, происходят при  опасном воздействии внешней  среды. Для походных условий к  разряду несчастных случаев приходится иногда относить и внутренние болезненные  процессы в организме — сердечный  приступ, острый приступ аппендицита, припадок эпилепсии, когда повреждение  организма происходит быстротечно, а само событие кратковременно. Вместе с тем повреждения организма, связанные с длительным воздействием неблагоприятных факторов, следует, вероятно, считать своеобразными  туристскими «профессиональными»  заболеваниями.

Под туристом, по энциклопедическому определению, можно понимать любого, путешествующего «из любознательности или с целью отдыха и развлечения», а по современным понятиям вообще всякого, кто временно и добровольно  переменил место жительства не с  целью заработка.

Относить несчастный случай к туризму, вероятно, справедливо  только тогда, когда речь идет об активной части туризма.

При определении в наиболее общем виде несчастных случаев в  туризме как непреднамеренную травму или смерть человека, происшедшие  в результате неожиданного травмирующего  воздействия в условиях активного  туристского путешествия, то причины  их возникновения можно классифицировать как объективные и субъективные.

Однако далеко не все факторы  можно разделять на не зависящие  от воли человека и зависящие от нее. Субъективный фактор в большей  мере связан с ошибками и нарушениями, допущенными пострадавшим, чем объективный. Как правило, на маршруте редко бывают несчастные случаи, вызванные лишь одними объективными причинами. К ним  относятся, например, те, что вызваны  непрогнозируемыми проявлениями стихийных  сил природы — землетрясением, наводнением, грозой, или те, что  связаны со скрытыми (не поддающимися предварительному выявлению) дефектами  в походном снаряжении.

Обычно все причины  события тесно переплетаются  и взаимно влияют друг на друга. Нередко  их даже трудно выяснить и разграничить, потому что в каждом конкретном примере  одни и те же обстоятельства могут  выступать в качестве объективного или субъективного фактора, отражая  закономерность и случайность события. Так, повышенно опасный участок  маршрута создает объективные условия  для травматизма туристов, а кто  пострадает на нем — будет в  значительной степени делом случая. И наоборот, травматизм недисциплинированного, невнимательного и неопытного человека есть закономерное явление, а место  несчастья определится случаем.

Информация о работе Обеспечение безопасности пеших туров