Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:22, реферат
1.Общее понятие о сертификации
2.Основные объекты и цели сертификации
3.Сертификация туристских услуг
4.Условия, правила и порядок проведения сертификации
Сертификация — методическая и практическая деятельность специально уполномоченного органа власти, направленная на определение, проверку и документальное подтверждение действующих квалификационных требований к персоналу, процессам, процедурам или изделиям.
В общепринятой международной терминологии сертификация определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты конкретизируют, чему устанавливается соответствие и кто его устанавливает.
Основной целью сертификации является защита внутреннего рынка от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья людей и окружающей среды заставляют законодательную власть устанавливать, с одной стороны, ответственность поставщика (производителя, продавца и т.д.) за ввод в обращение недоброкачественной продукции, а с другой — обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение (законы, устанавливающие минимальные требования к характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или отдельным ее параметрам).
Основные понятия в сертификации следующие:
Система сертификации услуг формируется по группам однородных услуг. При этом разрабатывается положение о Системе сертификации группы однородных услуг, где указывается область применения, организационная структура, перечень нормативных документов для сертификации и методик испытаний (проверок, оценок) услуг, схемы сертификации, порядок проведения сертификации и инспекционного контроля с учетом специфики услуг, требований международных систем сертификации и соглашений с соответствующими органами государственного управления.
Проведение сертификации услуг осуществляют аккредитованные органы по сертификации услуг, а при их отсутствии национальный орган по сертификации и органы государственного управления в пределах своей компетенции. При сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р характеристики (показатели) услуг проверяют с помощью методов испытаний (проверок), которые позволяют:
Орган по сертификации услуг:
К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и проч.
Объектами сертификации в сфере услуг могут быть: услуга, организация (предприятие) сферы услуг, персонал — исполнитель услуги, система качества, производство (при оказании производственной услуги).
Объектами сертификации в системе сертификации туристских услуг являются: предприятия, оказывающие услуги, исполнители услуг, процессы оказания услуг, системы качества.
При формировании системы сертификации услуг предусматривают следующие ее возможности:
Целями сертификации являются: о содействие потребителям в выборе продукции;
Основные сертифицируемые туристские услуги перечислены ниже.
Услуги по организации путешествий, в том числе:
○ туристический
отдых и путешествия
○ туристический
отдых и путешествия
○ туристический
отдых и путешествия
○ организация спелеотуризма (исследование пещер);
○ организация экотуризма (например, посещение заповедных мест).
○беспечение проживания туристов:
○ в туристических предприятиях — на турбазах, в гостиницах, пансионатах, мотелях, кемпингах, палаточных городках, туристических пристанищах;
○ в частном секторе — в городских квартирах;
○ в частном секторе — в домах сельских жителей.
Услуги туристические информационные:
○ предоставление информационных и рекламных материалов о туристических маршрутах;
○ обеспечение безопасности на туристических маршрутах, изготовление туристических схем, описаний маршрутов, сложных естественных препятствий и объектов (пещер, речных порогов, течений и др.).
Услуги экскурсоводов:
○ экскурсии смотровые;
○ экскурсии тематические;
○ экскурсии музейные;
○ экскурсии с использованием транспортных средств — теплоходов, автобусов, городского транспорта.
Общественное питание — часть туристской индустрии. Услуги туроператора и турагента во въездном и внутреннем туризме, как правило, включают услуги питания.
Услуги общественного питания должны отвечать требованиям: соответствия целевому назначению; точности и своевременности предоставления; безопасности (по технологическим, физико-химическим, микробиологическим показателям) и экологичности; эргономичности и комфортности; эстетичности и культуры обслуживания; социальной адресности; информативности.
Услуги средств размещения — деятельность по размещению туристов и оказанию гостиничных, специализированных (лечебно-оздоровительных, санаторных, туристских, спортивных и иных) услуг.
Схема подготовки турфирмы к обязательной сертификации туристско-экскурсионных услуг состоит из нескольких этапов:
Согласно Правилам сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, при сертификации туристских услуг применяют различные схемы сертификации. Проверка результата услуги может проводиться путем экспертной или социологической оценки.
Схема 1 предусматривает проверку профессионализма исполнителя услуги, знаний технологической и нормативной документации, правил обслуживания, а также выборочную проверку результата услуги и последующий инспекционный контроль путем социологической (экспертной) оценки. Рекомендуется использовать для сертификации экскурсий, походов выходного дня, турбюро.
Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, включая все этапы — от продажи путевки и формирования группы до окончания тура. Рекомендуется использовать для сертификации туристских путешествий по маршрутам, турагентств.
Схема 3 предусматривает аттестацию туристских предприятий с выборочной проверкой результата услуги и последующим инспекционным контролем. При сертификации по этой схеме предприятию присваивается определенная категория («звезда»). Рекомендуется использовать для сертификации гостиниц, мотелей, кемпингов. Обязательным условием сертификации гостиниц является документальное подтверждение (наличие заключений) соответствующих государственных служб (пожарной, санитарной, технического и других органов надзора), осуществляющих контроль за безопасностью в пределах своей компетенции. Предприятия питания при гостиницах также должны иметь сертификат соответствия требованиям безопасности.
Схема 4 предусматривает сертификацию системы качества с последующим инспекционным контролем за стабильностью ее функционирования. Рекомендуется использовать для сертификации всех видов туристских предприятий, исключая индивидуальных предпринимателей. Эта схема наиболее предпочтительна для туристских бюро.
Порядок проведения сертификации органом по сертификации включает следующие этапы:
Перечень основных документов для обязательной сертификации: