Организация деятельности туристической фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 16:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработать программу открытия туристического предприятия. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить перспективы мирового туризма;
- дать краткую историю развития отдельных видов туризма в Казахстане;
- описать современное состояние турбизнеса в Республике;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу, порядок лицензирования, сертификации и страхования;
- определить оптимальную структуру управления туристским предприятием;
- сформулировать квалификационные требования к руководству предприятия;
- наметить должностные инструкции основных категорий работников туристской фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация деятельности туристской фирмы.docx

— 115.93 Кб (Скачать файл)

Повсеместно все старания человечества направлены на активное внедрение принципов  устойчивого развития, устранение или  смягчение социально - экономической  напряженности в ряде стран. Большое  внимание уделяется туризму как  одной из наиболее эффективных сфер деятельности человека в области  экономического и (сейчас уже можно  сказать) экологического развития.

ВТО прогнозирует бурное развитие выездного  туризма. Крупнейшими странами –  поставщиками туристов в 2020 г. будут: Германия (около 163 млн поездок), Япония (141 млн), США (123 млн), Китай (100 млн) и Великобритания (96 млн). Россия, жители которой получили возможность массовых выездов за рубеж только в 1991 г., поставит на международный рынок путешествий к 2020 г. около 30 млн туристов.

Рост выездного туризма из стран  Европы и Средиземноморья будет  замедляться, тогда как темпы увеличения числа поездок за границу в странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высокими, несмотря на экономические трудности в регионе.

В прогнозе развития туристских направлений, сделанном ВТО по результатам  исследования «Tourism: 2020 Vision», определены самые перспективные направления и виды туризма XXI столетия. Наиболее популярными видами туризма к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный и тематические круизы.

ВТО также прогнозирует, что время, которое люди будут выделять на свой отдых, будет сокращаться. Согласно исследованиям путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. Будут процветать тематические парки и круизные путешествия, поскольку люди смогут посетить несколько мест за короткий срок.

За последние пятьдесят лет  на туристскую индустрию неблагоприятно воздействовали проблемы достаточно широкого диапазона: природные бедствия, серьезные  социальные конфликты, войны, экономические  кризисы и терроризм. Накопилось достаточно опыта, чтобы индустрия  туризма смогла приспособиться и  пережить сложности, не останавливаясь в поступательном развитии. Как и  предыдущие кризисы, этот является катализатором  для туризма, предлагая возможность  устранить неэффективные структуры. Кризис также может, ускорит процессы (модернизации и прочие), находящиеся  уже в стадии реализации.

Особенность туристской отрасли в  том, что со стратегической точки  зрения туризм имеет возможности  для очень быстрого роста вакансий и расширения секторов влияния, что  необходимо учитывать в тех регионах, где сфера туризма является практически единственным работодателем, но, тем не менее, сейчас приходится идти на сокращение штата. Важно понять, что сокращение рабочих мест, уменьшение неприбыльных составляющих залог будущего успеха и дальнейшего роста.

Анализируя развитие туризма, специалистами  отмечены две тенденции, существующие в туризме и влияющие на его  развитие: влияние внешних экономических  и политических факторов и быстрое  восстановление объемов туризма  в неблагоприятной обстановке. Нельзя сказать, что туристская индустрия  не пострадала наряду с другими отраслями  экономики от разразившегося финансового  кризиса, ясно только то, что туризм, тем не менее, находит силы для  выхода из сложившейся ситуации. В  целом развитие и рост туризма  в мире в конце XX и начале XXI века можно признать устойчивым.

1.3 Краткая история развития  туризма в Казахстане

Историческими предпосылками туризма  в Казахстане является становление  и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э.

Ещё в начале ХIХ века в городе Верном было образовано отделение Русского горного общества, просуществовавшее до 1927 года.

В 1931 году была организованна первая ячейка Всесоюзного добровольного  общества пролетарского туризма и экскурсий – ОПТЭ. В сентябре 1936 г. ОПТЭ было упразднено, его приемником стало организованное при профсоюзах Казахстанское туристско-экскурсионное управление (ТЭУ).

С началом Великой Отечественной  Войны ТЭУ прекратило свою деятельность.

В 1955 году в Алматы открылось Казахстанское отделение Всесоюзного Акционерного общества (ВАО) «Интурист». 12 мая 1956 г. в Алматы прибыло 25 иностранцев в качестве туристов, на следующий год их было уже 157, а в 1971 г. Казахстан принял 8 тыс. человек. В 1955 г. число туристов из различных стран мира достигло 28 тыс. человек. В 1991 году общество было преобразовано в национальную компанию «Интурист Казахстана».

20 июня 1962 года вышло постановление  ВЦСПС «О дальнейшем развитии  туризма». В нём говорилось о  том, что туристскими походами  и путешествиями было охвачено  более 10 миллионов человек. С  целью дальнейшего развития туризма  и улучшения руководства им, а  также учитывая, что Центральный  Совет Союза спортивных обществ  и организаций СССР принял  решение об упразднении федераций  и секций туризма, Президиум  ВЦСПС постановил реорганизовать  Центральное республиканские и  областные туристско-экскурсионные  управления в Центральный республиканские,  краевые и областные советы  по туризму.

Мощный толчок развитию туризма  придало постановление «О мерах  по дальнейшему развитию туризма  и экскурсий в стране» (1969 г.). В  Казахстане стали возникать новые  областные советы по туризму и  экскурсиям, экскурсионные бюро, бюро путешествий и экскурсий. Особое внимание было уделено укреплению материальной базы туризма в республике – строительству  и оснащению туристских баз и  гостиниц с ресторанами, кинотеатрами и другими культурными и бытовыми службами.

На 1979 год, по данным Алма – Атинского городского клуба туристов, в городе работало около 100 туристских секций, 7 клубов туристов. Количество занимающихся туризмом – свыше 213 тыс. чел. (всего в Алматы того времени проживало около 900 тыс. чел.).

В советский период в Казахстане, в основном развивался внутренний туризм. Доля международного туризма была не значительной. Следует отметить что, туризм в Советском Союзе представлял  собой один из элементов системы  культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию  и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости. При этом прибыль получаемая Казахским республиканским советом по туризму и экскурсиям ежегодно возрастала вплоть до 80-х годов прошлого века.

Начало независимости Республики Казахстан характеризуется быстрым  развитием международного туризма. В связи с появлением возможности свободного выезда за рубеж в этот период развивается преимущественно выездной туризм, доля которого в значительной степени превосходит въездной и внутренний туризм вместе взятые.

На этот период приходится значительный рост количества туристских фирм. Если до 1991 года туризмом в Казахстане занимались 3 организации («Казахский республиканский  совет по туризму и экскурсиям», «Интурист», БММТ «Спутник»), то в 1994 году в Казахстане было зарегистрировано 589 туристских организаций.

Выездные туристские потоки были сориентированы на Польшу. КНР (шоп-туры) и Болгарию (отдых). Странами, генерирующими туристские потоки в Казахстан в этот период были Великобритания, ФРГ, КНР, США.

Удельный вес туризма в ВВП  в этот период составлял: в 1991 году —0,3%, в 1992 году — 0,09%, в 1993 году — 0,06%, в 1994 году — 0,08% .

С 1993 года Казахстан является действительным членом Всемирной Туристской Организации. Правительства многих государств находят  Казахстан перспективным партнером, обладающим богатым туристским потенциалом, и количество двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве в области  туризма увеличивается из года в  год.

Благодаря гранту Конвеншн-бюро г.Туссон (штат Аризона, США) 13-16 ноября 2000 года впервые на туристской ярмарке Wог1d Тrаvе1 Магket в Лондоне была представлена Казахстанская Туристская Ассоциация.

При участии Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту организована и проведена съемка испанской телекомпанией «СКОМА Те1еvision» документального видеофильма  об истории, культуре, обычаях нашей  страны «Казахстан: путешествие в  сердце Евразии». Документальный фильм, состоящий из 4 частей, характеризующих  живописные места нашей страны, инфраструктуру, исторические объекты, народное творчество, традиции и обычаи, транслировался по европейскому каналу «Плюс». Премьерный показ документального фильма «Казахстан: путешествие в сердце Евразии» состоялся  в Посольстве Республики Казахстан  в Королевстве Испания при  участии Президента Республики Казахстан  Н.А.Назарбаева. Кроме того, компания «СRОМА Те1еvision» по заказу Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту изготовила рекламный видеоролик о туристских возможностях Казахстана.

В Стратегии развития Казахстана до 2030 г. туризм признан одним из приоритетных отраслей экономики. Согласно статистическому  анализу, в 2007 году все виды туристских услуг значительно выросли. Въездной туризм по сравнению с 2006 годом увеличился на 12,8% (5 млн. 310,6 тыс. чел.,) количество выехавших туристов увеличилось на 23,2% (4 млн. 544,4 тыс. чел.), количество туристов внутреннего туризма также увеличилось на 12,5% (3 млн. 932,6 тыс. чел.).

Реализация представленного в  Государственной программе[4] комплекса  мер будет способствовать дальнейшему  увеличению потока туристов как за счет граждан страны, так и лиц, прибывающих из-за рубежа. В конечном итоге это приведет к значительному повышению привлекательности национального турпродукта и будет способствовать вхождению Казахстана в систему мирового туристского рынка как важной сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества в рамках международной торговли услугами. Будет создана развитая конкурентоспособная туристская индустрия, которая может стать одним из значимых доходных секторов среди несырьевых отраслей экономики государства. При этом в республике будут созданы реальные условия и возможности для того, чтобы Казахстан стал центром туризма центральноазиатского региона.

Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы Государственной программы. В ходе реализации Государственной  программы предполагается обеспечить стабильный рост потока туристов:

на первом этапе (2007-2009 годы):

по внутреннему туризму с 3,4 млн. туристов в 2007 году до 4,0 млн. туристов в 2009 году;

по въездному туризму с 4,5 млн. туристов в 2007 году до 6,0 млн. туристов в 2009 году;

на втором этапе (2010-2011 годы):

по внутреннему туризму с 4,1 млн. туристов в 2010 году до 4,5 млн. туристов в 2011 году;

по въездному туризму с 7,0 млн. туристов в 2010 году до 9,5 млн. туристов в 2011 году.

При условии, что в среднем один иностранный турист за время своего пребывания приносит в бюджет около 63500 тенге, за период с 2007 по 2011 годы поступления  в бюджет от въездного туризма  составят 603250 млн. тенге.

За счет въездного туризма будет  также обеспечена занятость населения  в сфере туризма с 447,6 тыс. человек  в 2007 году до 550,0 тыс. человек в 2011 году.

Главная цель программы - создание конкурентоспособной  туристской индустрии, для обеспечения  занятости населения, стабильного  роста доходов государства и  населения за счет увеличения объемов  въездного и внутреннего туризма.

Изучение различных государственных  программ в области туризма очень  точно подчёркивает оптимистичный  настрой государства по отношению  к туризму в стране. Ознакомление с некоторыми статистическими источниками  и самой историей туризма в  Республике Казахстан позволяет  сделать вывод о том, что туризм не стоит на месте и не смотря на временные отклонения, всё же имеет положительную тенденцию к своему дальнейшему развитию.

 

1.4 Состояние турбизнеса в Республике  Казахстан

В настоящее время в Казахстане работают около 950 туристских организаций, имеющих зарубежных партнеров в  более чем 80 странах мира.

Сегодня Казахстан имеет авиасообщение  со всеми странами мира. Международные  полеты наряду с отечественными авиакомпаниями осуществляют ведущие международные  авиаперевозчики.

Согласно данным Агентства по статистике Республики Казахстан по итогам первого  полугодия 2008 года в целом по республике количество посетителей по сравнению  с соответствующим периодом 2007 года увеличилось на 12,4% и составило 6881,4 тысяч человек.

Наблюдается тенденция роста числа  обслуженных посетителей по въездному  туризму на 13,3% по сравнению с  аналогичным периодом 2007 года (2439,8 тысяч  человек или 35,4% от общего потока посетителей), по выездному туризму на 20,6% (2362,9 тысяч человек или 34,3% от общего потока посетителей) и внутреннему туризму  на 3,4% (2078,7 тысяч человек или 30,2% от общего потока посетителей).

Общий объем оказанных услуг  также увеличился на 60,8% и составил 29,5 млрд. тенге, стоимость проданных  путевок составила 6,7 млрд. тенге (увеличение в 1,2 раза).

В отчетном периоде объем инвестиций в туристскую отрасль также увеличился на 2,5 раза по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года и составил 63,0 млрд. тенге.

4 марта увидел свет ежегодный  доклад Всемирного экономического  форума (ВЭФ) “Конкурентоспособность  в индустрии путешествий и  туризма 2009: Менеджмент в беспокойное время” (The Travel & Tourism Competitiveness Report 2009: Managing in a Time of Turbulence). Основной частью доклада является Рейтинг конкурентоспособности стран мира в сфере путешествий и туризма (Travel & Tourism Competitiveness Index -TTCI). Итоговый ТТС1 составляется на основе промежуточных индексов по таким показателям, как уровень развития транспортной, гостиничной инфраструктуры, правового обеспечения, политической стабильности, комфортности ведения бизнеса, участия государства в развитии отрасли, туристической привлекательности, безопасности в стране в целом и, наконец, природного и человеческого потенциала страны. Казахстан в этом году занял в “общем зачете” 92-е место (из 133 стран; 3,65 балла из 7 возможных).[5]

Сегодня наиболее перспективным и  посещаемым туристическим городом  в Казахстане является г. Алматы. Южная столица имеет все предпосылки для развития туристской деятельности. В южной столице сконцентрировано большинство отелей высшего класса, санаториев, пансионатов и туристских фирм. Город богат достопримечательностями и местами отдыха. Инфраструктура туризма г. Алматы является самой развитой в стране.

Город Алматы станет местом проведения зимних Азиатских игр (Азиады) в 2011 году. Основной целью является достойно представить Республику Казахстан перед международным сообществом. Географическое положение города охватывает несколько климатических зон, что делает г. Алматы наиболее привлекательным для туристов.

Информация о работе Организация деятельности туристической фирмы