Организация досуга во Франции в начале ХХ века по запискам современников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Сфера досуга имеет огромное значение в жизни людей. Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени человеком является своеобразным индикатором его культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы. Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1(2).docx

— 4.64 Мб (Скачать файл)

Введение

Тема данной курсовой работы - «Организация досуга во Франции в начале ХХ века по запискам современников». Эта тема, несомненно, представляет научный и практический интерес, так как сейчас сфера досуга стремительно развивается, и европейские страны  могут служить ярким примером такой тенденции. Следует обратиться к опыту Франции, так как это страна, с богатой историей и культурой, всегда была объектом пристального внимания со стороны туристов и деятелей культуры.

     Сфера досуга имеет огромное  значение в жизни людей. Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени человеком является своеобразным индикатором его культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы. Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. По моему мнению, Франция наиболее подходящая страна для рассмотрения культурно-досуговой деятельности, так как

- находясь  на передовых позициях современной  научно-технической цивилизации, Франция  является типичной индустриальной  державой конца XX в.

- хотя  в создании социологии досуга  приоритет принадлежит не французским  ученым, Франция сохраняет за  собой статус мирового центра  гуманитарных наук;

 

 

 

- обладающие  уникальным культурным наследием  французы не только с большим  успехом сохраняют свою духовную  самобытность перед натиском  стандартизирующего, вооруженного  электроникой прагматизма, но и непрерывно вырабатывают новые духовные ценности, адекватные современным условиям. Именно поэтому, обращение к истории досуга во Франции оправдано, и тема имеет общественную значимость.

     Хронологические рамки работы  – начало ХХ века, поскольку  именно в это время происходит  бурное развитие технологий, появляется  свободное время, досуг становится  доступен простым людям. Культурно  – досуговая деятельность становится  ежедневным занятием, начинается  формирование современного способа  проведения досуга.

      Географические рамки работы  – это Франция в границах  начала ХХ века.

     Цель данной  курсовой работы  – изучить особенности и формы  культурно – досуговой деятельности  во Франции в начале ХХ века.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач, которые состоят в следующем:

    1. Определить сущность и функции досуга во Франции
    2. Рассмотреть технологии организации культурно – досуговой деятельности
    3. Проанализировать влияние культурно – досуговой деятельности на формирование личности
    4. Рассмотреть основные виды культурно-досуговых центров

Для решения задач поставленных в курсовой работе используется ряд информационных материалов. Такие как обобщающие труды, энциклопедии, словари, журналы, статистические данные, мемуары, электронные ресурсы.

Толкование термина «досуг» дает Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля. Данный словарь дает нам представление о досуге как о понятии в целом, раскрывает значение термина.1

Следующим трудом, использованным в моей работе является работа Диянской Г. П. «Библиотеки для слепых за рубежом».2

 Данный ресурс объясняет  специфику библиотек для слепых, описывает их работу, а также  специфику работы с людьми  инвалидами по зрению.

Мое внимание привлек труд Дуликова В.З. «Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие».3 Это пособие рассказывает о различных направлениях социальной работы за рубежом, о специфических чертах данной работы в разных странах. Так например, во Франции с начала ХХ века широко используется анимационная модель социально-культурного развития.

Для детального исследования курортного города Ницца как культурно-досугового центра была привлечена статья Жарковой А. «Ницца. Столица французской Ривьеры» в журнале «Целый мир в твоих руках.4 В данной статье рассказывается о  Ницце  как о крупнейшем культурном центре Франции. Здесь отдыхают очень обеспеченные люди: миллионеры и миллиардеры. Здесь располагаются музей Марка Шагала, Музей изобразительного искусства, Музей Матисса, Музей современного искусства или Музей археологии. Так же статья помогает рассматривать Ниццу как пример хорошего сервиса в различных областях: рестораны, отели, музеи, дворцы и парки. Также статья рассматривает Ниццу как центр развлечений и отдыха как французов, так и туристов.

Для описания культурно-досуговой деятельности людей «третьего возраста» я использовала работу «Культура в современном мире»5, которая помогает понять особенности данного вида культурно-досуговой деятельности и модель работы с пожилыми людьми.

Для более полного описания анимационной деятельности во Франции в начале ХХ века в своей работе я использовала труд Никитского М.В. «Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности».6 Эта работа описывает особенности и основные  черты социокультурной анимации. Она позволяет понять саму концепцию современной социокультурной анимации, рассматривает модели анимации, используемые в практической деятельности.

Работа «Панорама культурной жизни зарубежных стран»7 позволяет рассмотреть основные культурные центры Франции и занятия населения в свободное время.

Например в пособии Смирнова В. П. «Франция в ХХ веке»8 представлена картина развития Французского общества в ХХ веке. Подробно раскрыта эволюция социально-экономических отношений, внутренней и внешней политики страны, читатель знакомится с основными течениями в идеологии и культуре, с образом жизни французов. В центре внимания автора - развитие французского общества от традиционного к современному - постиндустриальному.

Справочные сведения были получены из библиографического словаря Франции Попкова А. Были использованы статьи о Жераре Депардье9 и Пьере Ришаре10. Здесь описываются их жизнь, приводятся воспоминания о Франции.

Так же мной был рассмотрен ресурс под названием «Рассмотрение досуга за рубежом». Данный труд описывает особенности организации досуга за рубежом, в том числе и во Франции. Сходства и отличия организации досуга в разных странах.11

Для описания основных досуговых центров и достопримечательностей Франции я использовала сайты «Достопримечательности Франции»12, «Кариатида»13, «Ukazatel»14, «France tour»15. Эти сайты описывают основные культурно-досуговые центры, их работу и основные задачи. Так же сайт «Мулен Руж»16 рассказывает об истории создания легендарного кабаре, его программах. Говорится о том, что Мулен Руж выступает в качестве досугового центра.

Во Франции множество парков развлечений, которые посещают как дети, так и взрослые. Я рассматривала такие парки развлечений, как Диснейленд, Футуроскоп, парк Астерикс, Nausicaa и Аквабульвар. Для описания данных парков были использованы сайты «Votpusk»17, «Fly Exspress»18, «Франция»19. Эти электронные ресурсы описывают основные атракционы, структуру, направленность парков.

Как известно во Франции проводятся знаменитые гонки формулы-1 Гран-при Монако. Сайт «Векипедия»20 рассказывает об истории этих гонок, этапах данного соревнования и гонщиках.

Так же во Франции проводится всемирно известный Каннский кинофестиваль. Сайт «Каннский фестиваль»21 рассказывает об этом событии, как о значимом культурном мероприятии, которое проводится ежегодно. Здесь приводится история фестиваля, причины его возникновения.

Французы большие любители спорта и активного отдыха. Сайт «Отдых во Франции»22 и статья Томалина Б. «Спортивная жизнь: досуг и спорт»23 рассказывают о том, какие виды спорта распространены во Франции, о специфике французского активного отдыха, о том в какие спортивные игры предпочитают играть французы.

В данной работе большое внимание уделяется социокультурной анимации. Для описания и объяснения этого явления используются несколько статей. Статья Плотникова В.С. «Подготовка студентов педагогического вуза к анимационной деятельности»24 описывает профессию аниматор и ее особенности. Следующая статья Ярошенко Н.Н. «Социально-культурная анимация-интегративная технология профилактики»25 рассказывает о действенности и уникальности данной модели, а статья  «Процесс социально-анимационных услуг»26 говорит об основных формах анимации, ее функциях и развитии анимации во Франции.

Для описании особенностей молодежного досуга во Франции использован ряд электронных материалов. Сайт «Молодежный досуг»27 описывает исторические аспекты молодежного досуга, задачи и функции молодежного досуга, значение досуга в жизни молодого человека. Сайт «Формы организации молодежного досуга»28 рассказывает о формах организации досуга молодежи и центрах отдыха молодежи.

Для того, чтобы рассмотреть досуг лиц пожилого возраста в работе были использованы такие электронные ресурсы, как «Особенности организации досуга лиц «третьего возраста» во Франции»29 и  «Организация досуга  и отдыха лиц пожилого возраста»30.Данные ресурсы помогли понять специфику досуга лиц пожилого возраста и описать формы проведения досуга.

Сайт «Детские досуговые центры»31 помог описать один из детских мультикомплексов Франции. Этот электронный ресурс дает полное описание данного вида комплекса, рассматривает основные направления работы с детьми, формы организации досуга.

Несмотря на то, что существует достаточное количество материалов по данной теме, остаются неизученными ряд вопросов. Например, вопрос о том, как сделать досуг доступным низшим слоям населения, как приобщить молодежь к культурному досугу, а именно к посещению картинных галерей, выставок, музеев. Так же остается открытым вопрос о том, как сделать досуг пожилых лиц разнообразнее и доступнее для широкого круга людей.

Для достижения поставленной цели и решения конкретных задач в курсовой работе используются различные методы исследования. Такие как:

  • Исторический метод исследования. С помощью этого метода я рассмотрела культурно-досуговую деятельность как развивающийся процесс, выделила общие и особенные черты явления. Так же данный метод позволяет определить истоки явления  и спрогнозировать перспективы его развития.
  • Метод классификации. Пользуясь этим методом я разделила досуг на элитарный и обывательский, на досуг пожилых лиц, детский досуг и досуг лиц среднего возраста.
  • Хронологический метод. Данный метод позволяет рассматривать культурно – досуговую деятельность в развитии с выделением этапов. Относительно Франции можно выделить следующие этапы: этап зарождения досуговой деятельности, ее расцвет, этап, когда досуговая деятельность достигает пика своего развития.
  • Синхронный метод. С помощью этого метода можно сравнить уровень развития сферы досуга в начале ХХ века в США, Англии, Франции и других европейских странах.

Данные методы позволяют глубоко и полно исследовать сферу досуга во Франции в начале ХХ века.

Данная работа состоит из   двух глав. В первой главе рассказывается о досуге, как о понятии. Рассматриваются задачи и функции досуга в обществе, а также основная модель организации досуга во Франции с начала ХХ века.

Вторая глава состоит из четырех параграфов. Первый параграф рассказывает об особенностях досуга молодежи. Второй параграф рассматривает особенности организации досуга лиц «третьего возраста». В третьем параграфе рассматриваются основные формы досуга лиц с ограниченными возможностями. В четвертом параграфе описываются основные культурно-досуговые центры Франции.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические основы организации досуга во Франции.

 

 В  современном мире происходят  глобальные изменения культурных  и социально-экономических условий  жизни человека, связанные с переходом  цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу. Одной из главных проблем переходного периода считается проблема досуга, которую современному человеку крайне сложно разрешить ввиду его неумения организовать собственное свободное время. Э. Фромм писал: «Мы сократили количество рабочих часов почти вдвое по сравнению с временами столетней давности. О таком количестве свободного времени, как у нас сегодня, наши предки не осмеливались мечтать. И что же? Мы не знаем, как использовать это недавно приобретенное время: мы стараемся убить его и радуемся, когда заканчивается очередной день».32

 Среди  основных сфер социального становления  личности в современном мире  уже выделен самостоятельный  статус сферы свободного времени  как пространства социального  воспитания.33

Известный отечественный исследователь свободного времени Э.В. Соколов считает, что все время активности человека состоит из двух сменяющих друг друга фаз. В первой происходит трата энергии, во второй – энергия восстанавливается. В соответствии с таким делением он называет первую фазу творческой (креативной), вторую – восстановительной (рекреативной). Между этими фазами непременно присутствует внутренняя связь и зависимость. По мнению ученого, активная фаза совпадает в основном со временем труда, рекреативная – со временем досуга, но по мере того как свободное время увеличивается, в нем появляются «полосы высококачественного творческого времени». Однако не всѐ свободное время можно считать сферой позитивного развития.

 «В свободное время  возможна всякая деятельность: творческая  и потребительская, созидательная  и разрушительная. Имея возможность  выбора, человек может предпочесть  ничегонеделание, лежание, сидение, а  может приняться за тяжелую  работу, желая помочь близким  людям или заработать дополнительные  деньги», – отмечает Э.В. Соколов.34

Информация о работе Организация досуга во Франции в начале ХХ века по запискам современников