Особенности маркетинга городов и туристических центров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования выявить особенности маркетинга городов и туристических центров
Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
- Изучить литературу и другие источники, провести теоретический анализ.
- Исследовать особенности маркетинга городов и туристических центров.
- Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
Глава 1 Маркетинг территорий……………………………………...…....5
1.1. Стратегии маркетинга……………………..………………………..…9
Специфика городского маркетинга……………………………………….12
2.1. Информация и индикаторы состояния городов……………………..13
2.2. Рейтинги городов. Развитие городов как туристических центров....14
2.3.Стоимость жизни в городах…………………………………………...18
2.4. Городской продукт ……………………………………………………19
2.5. Маркетинговые стратегии городов и планирование городского
развития……………………………………………………………………..22
2.6. Город и маркетинговые коммуникации………………………………29
2.7. Управление имиджем города………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………….39
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Максимов.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

Специалисты (Джанджугазова Е.А., Линч К.) приводят следующие параметры, определяющие имидж города:

- качество  жизни - наличие жилья для различных  социальных групп населения, социальные  услуги, качество продуктов питания,  сооружения для отдыха, уровень  и доступность образования, лечения; 

- кадровые  ресурсы - подготовка, повышение  квалификации, адаптация к новым  условиям и требованиям; 

- инфраструктура - транспорт, связь, средства передачи  данных, гостиницы, бытовые услуги  и пр.;

- высокие  технологии - способность территории  развивать и поддерживать высокотехнологичные  отрасли, обновлять существующую  базу;

- капитал  - масса капитала, сконцентрированная  на территории в виде собственных  и привлеченных средств; 

-контролирующие  органы - рациональность, мобильность,  эффективность, честность, отсутствие  бюрократизма;

- инфраструктура  бизнеса - доступность и уровень  услуг в области консалтинга,  аудита, рекламы, права, информации,  институциональные условия осуществления  сделок с титулами собственности; 

- власть - команда личностей, компетентность  членов команды, нестандартность  идей, стиль принятия решений,  прозрачность законотворчества, отношение  к социальным проблемам .

Вместе  с тем надо иметь в виду, что  перечисленные компоненты имиджа города, несмотря на свою почти безусловную  универсальность, в разной степени  востребуемы и по-разному могут  быть дополнены в зависимости  от адресатов коммуникации, целевых сегментов потребителей в маркетинге города.

Так, маркетинговое обследование Салехарда - административного центра Ямало-Ненецкого  автономного округа, стремящегося подтвердить  статус и заработать имидж столичного города, - показало, что ему не удается  соответствовать данному имиджу в силу того, что Салехард не имеет  пока соответствующих столичному городу:

- уровня  образовательных услуг; 

- сооружений  для отдыха (молодежная дискотека,  женский клуб, аквасооружения и  др.);

- инфраструктуры  бизнеса. 

В то же время имеются потенциальные  преимущества, которые следует активно  использовать:

- квалифицированные  людские ресурсы; 

- рациональные  административные органы;

- относительно  высокий уровень доходов населения; 

- высокая  концентрация капитала и инвестиций  в округе.

В качестве новой для Салехарда имиджеобразующей составляющей стратегии развития города маркетологи предложили ориентацию на оказание специализирован-ных услуг. Для России это действительно  новое явление. Учитывая особое не только социально-экономическое (центр нефтегазодобывающего региона), но и географическое положение  Салехарда (это единственный в мире город, расположенный точно на линии  Северного полярного круга, один из немногих городов российского  Севера, имеющий многовековую историю), специалисты порекомендовали его  администрации позаимствовать опыт американского Анкориджа - административного  центра штата Аляска, находящегося в аналогичных климатических, ресурсных  и статусных условиях. Местные  власти Анкориджа, развивая индустрию  специализированных услуг, нашли нишу в телемаркетинге, франчайзинге, финансах, страховании, услугах телефонной связи.

Анализ  показал, что Салехард в состоянии  оказывать бизнесу следующую  помощь:

- телекоммуникационные  услуги, позволяющие успешно развиваться  фирмам в регионе; 

- необходимые  помещения для офисов с перспективой  расширения площадей для развития  фирмы; 

- услуги  в сфере лизинга и банковской  деятельности;

- Интернет-услуги  и услуги малой полиграфии.

Начальный этап работ - реструктуризация информационной среды, что, в свою очередь, предполагает следующие действия:

- Разработка  системы максимального доступа  к любой открытой информации, имеющей отношение к Салехарду  и округу.

- Создание  библиотечки годовых отчетов  различных фирм, зарегистрированных  и работающих в округе.

- Обеспечение  выполнения правила: все потенциальные  инвесторы должны иметь одинаковую  информацию о городе, без каких-либо  привилегий.

- Изучение  и реализация мировых стандартов  прозрачности:

- сведений  о городе;

- условий  сделок, в том числе по "осязаемым"  активам и просто недвижимости;

- сведений  о работе административных и  контролирующих организаций. 

- Создание  подробного и постоянно обновляющегося  каталога местных предприятий  с указанием профиля, адресов,  телефонов, имен (в том числе  каталога предприятий, готовых  к продаже или реформированию). Каталог рекомендовано представить  в Интернет.

- Создание  картотеки всех венчурных фондов, банков, компаний, других юридических  лиц, заинтересованных в информации  о бизнесе в Ямало-Ненецком  автономном округе.

- Обеспечение  своевременной рассылки рекламного  справочника по предпринимательству  в Салехарде и в округе, а  также всех дополнительных материалов.

- Обеспечение  подписки на ведущие международные  издания в области предпринимательства,  финансов, свободного рынка и  т. д. 

- Создание  на базе Интернета открытой  информационной сети с облегченным  поиском информации. 

- Подготовка  банка данных о законодательных,  нормативных, экономических условиях  для внешних инвесторов.

При формировании имиджа столичного центра данного региона рекомендовано  опираться на следующие традиционные преимущества округа:

- уникальные  месторождения нефти и газа;

- одно  из крупнейших в Российской  Федерации стад домаш-него северного  оленя; 

- благоприятные  возможности для охоты и рыболовства; 

- нахождение  на территории округа (пос. Ратта  Красноселькупского района) географического  центра Российской Федерации; 

- уникальность  Салехарда как единственного  города в мире, расположенного  на Полярном круге. 

  Имидж города, безусловно, в значительной  мере определяется имиджем выдающихся  личностей, проживавших и живущих,  работавших и работающих на  благо и во славу города. Но  здесь принципиально важна и  позиция самого города в отношении  его "полпредов", которая не  может ограничиться награждением  отдельных людей, признанием их  уже свершенных заслуг перед  городом, а должна поддерживать соотечественников, представляющих город за рубежом.

Правительство нашей столицы приняло решение  о создании некоммерческого Фонда  имени Юрия Долгорукого в целях  поддержки соотечественников в  странах бывшего СССР. Новый фонд поможет не только систематизировать  «зарубежную» помощь, но и вывести  ее финансирование за рамки столичного бюджета, что уменьшит нагрузку на налогоплательщиков. Учредителями выступили большинство  комитетов и департаментов московского  правительства и ряд государственных  унитарных предприятий города.

Новое начинание, как предполагается, позволит Москве более планомерно, организованно  и эффективно работать с русскими общинами ближнего зарубежья. Одна из действующих программ - это "Стипендия  мэра Москвы": около сотни отличников русских школ Эстонии и Латвии, поступивших в вузы этих республик, получают от столицы повышенные стипендии. Действует также программа покупки  учебников для русских школ в  странах СНГ и Балтии, поддержки  русских общественных движений и  общин в Средней Азии, Казахстане, республиках Закавказья.

В ряде случаев города целенаправленно  идут на меры демаркетинга. Основные причины  этого - перегруженность инфраструктуры города в результате наплыва туристов, гастарбайтеров, других незапланированных  и нежелательных визитеров.

Особенно  это касается приграничных городов. В отношении приезжих вводится особый порядок регистрации, квоты на въезд  и т.п.

 Управление  имиджем города может и должно  быть нацелено не только на  привлечение или, наоборот, отторжение  определенных категорий внешних  для него субъектов, но и  на завоевание авторитета, притяжение  собственного населения. 

 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

Заключение

 

Акцент  в мировой цивилизации на развитие территориальных сообществ делает актуальной проблематику маркетинга территорий, в общих рамках которого можно  говорить о маркетинге сообществ  государств (ООН, ОПЕК, СНГ и др.), о маркетинге отдельных стран, регионов, муниципальных образований, отдельных  более локальных мест. Сотрудничая  в целом ряде случаев с политическим маркетингом, маркетингом туризма  и др., маркетинг территорий все  более отчетливо заявляет о себе в то же время как о самостоятельном  перспективном направлении развития маркетинга.

 Это  маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а  также внешних субъектов, во  внимании которых заинтересована  территория. Он осуществляется как  внутри, так и за ее пределами  по поводу территории в целом,  ориентирован преимущественно на  внешних по отношению к ней  субъектов и имеет целью создание, поддержание или изменение мнений, намерений и/или поведения субъектов,  внешних по отношению к данной  территории. Вновь формируемое мнение  должно соответствовать стратегическим задачам развития территории и способствовать привлечению к ней тех субъектов хозяйствования, организаций и людей, а также ресурсов и заказов, которые востребованы территорией, нужны ей и полезны для ее развития.

 Наряду  с маркетингом территории правомерно  и нужно работать также в  направлении развития маркетинга  на территории. Эта деятельность  направлена на становление и  развитие на территории цивилизованных  рыночных отношений, маркетингового  подхода в отношении территориальных  ресурсов, продукции и услуг и  также должна осуществляться  под руководством, при участии  и по заказу территориальных  органов управления - субъектов Федерации  и муниципальных образований. 

 Первостепенными  задачами такого маркетинга являются:

- формирование  и развитие некоммерческого маркетинга  продукции, финансируемой из федерального, регионального, местного бюджетов, а также продукции расположенных  на территории общественных, благотворительных  организаций; 

- содействие  развитию территориального рынка  коммерческих товаров и его  субъектов, маркетингового подхода  в их управленческой деятельности. Сюда входят: исследование территориальных  рынков (включая состояние и динамику  спроса и предложения товаров  на территории), прогнозирование  развития, консультирование, экспертиза, правовая защита, образование по  проблемам маркетинга и др.;

-  маркетинг услуг территориальных  органов власти - политический маркетинг  перед и между выборами органов  власти, включая маркетинг личностей  политиков, программ действий  власти, отдельных территориальных  проектов и учреждений власти, а также политику в отношении  ассортимента, распределения и продвижения  услуг власти, управленческих технологий, регулирующих воздействий в работе с населением, предприятиями и организациями;

- повышение  эффективности рыночного взаимодействия  хозяйствующих субъектов и других  социальных институтов данного  региона с другими регионами  и их рыночными субъектами  через властные учреждения, включая  территориальные органы управления (органы статистики, управления имуществом, антимонопольные управления и  др.), общественные организации и  объединения (структуры поддержки  малого предпринимательства, торговопромышленные  палаты, общества защиты прав  потребителей, ассоциации специалистов-профессионалов  по маркетингу, рекламе, связям  с общественностью и др.)

Изучая  тему «Маркетинг городов и туристских центров» мы убедились в её актуальности и своевременности, так как роль и значение маркетинга в развитии городов и туристических центров  неуклонно повышается.

Информация о работе Особенности маркетинга городов и туристических центров