Особенности организации детского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить возможности и особенности организации детского туризма.
Задачи исследования:
проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
определить сущность детского туризма и его виды;
рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы и перспективы его развития;
рассмотреть процесс организации детского туризма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Детский туризм. Особенности организации………………………..5
Раздел 1 Обзор истории развития детского туризма в России……………..5
Зарождение туризма и экскурсий в России…………………………...5
Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период…….7
Современный детский туризм………………………………………...10
Раздел 2 Организация детского туризма. Проблемы и перспективы……..12
2.1 Классификация видов детского туризма…………………………….12
2.2 Детские оздоровительные лагеря…………………………………….15
2.3 Проблемы и перспективы детского туризма………………………...19
2.4 Организация детского туризма……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Особенности организации детского туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1 Детский туризм. Особенности  организации………………………..5

Раздел 1 Обзор истории развития детского туризма в России……………..5

    1. Зарождение туризма и экскурсий в России…………………………...5
    2. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период…….7
    3. Современный детский туризм………………………………………...10

Раздел 2 Организация  детского туризма. Проблемы и перспективы……..12

    2.1  Классификация видов детского туризма…………………………….12

    2.2  Детские оздоровительные  лагеря…………………………………….15

    2.3  Проблемы и перспективы  детского туризма………………………...19

    2.4  Организация детского  туризма……………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Туризм по праву считается одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником  поступлений финансовых средств, и оказывает влияние на платежный баланс страны. Туризм стал явлением, которое вошло в повседневную жизнь сотен миллионов людей. Он представляет собой вид деятельности, имеющий важнейшее значение для современного общества, превратившись в важную форму использования свободного времени миллионов людей  и став основным средством межличностных связей и культурных контактов. Первоначально туризм имел локальное, внутригосударственное значение и не играл существенной социальной роли в жизни общества. Начиная со второй половины двадцатого века туристический бизнес, достигший глобальных масштабов и вовлекший  в процесс своего производства и потребления огромные людские ресурсы, затронул многие стороны общественной  жизни, значительно влияя на её социальную структуру. Длительное время туризм в России представляли только крупные государственные монополии, такие как «Интурист», «Спутник» и Центральная система туристских профсоюзных организаций. Внутренний туризм развивался, но международный (как въездной, так и выездной) был очень ограничен.

      На современном рынке туристических услуг все более явно выделяются два специфических сегмента - детский и молодежный туризм. Два, на первый взгляд, похожих направления, имеющих свои специфические особенности и тенденции развития. Детский и молодежный туризм оказывают ощутимое воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Один из самых массовых видов туризма -  это детский туризм, т. е. путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями. 1

     Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний день. В перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России.

     Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.

     Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной стороны. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов. Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни. Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Цель данной курсовой работы – изучить возможности и особенности организации детского туризма.

Задачи исследования:

  • проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
  • определить сущность детского туризма и его виды;
  • рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы и перспективы его развития;
  • рассмотреть процесс организации детского туризма.     

Объектом исследования  является детский туризм, как отдельный вид путешествия.

Предметом исследования является специфика организации детского туризма.

Глава 1. Детский туризм. Особенности организации

Раздел 1. Обзор истории развития детского туризма в России

    1. . Зарождение туризма и экскурсий в России

 

     Невозможно определить, с какого времени люди стали путешествовать. Скорее всего, начало истории путешествий следует вести со времен, когда стал происходить процесс выделения человека из животного мира.

     В 1422-1472 годах состоялись знаменитые путешествия Никитина «хождения за три моря», для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал.  
С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью. В 1624 году Хабаров путешествует в Тобольск, в 1628 году пробирается на Таймыр. Исследуя Сибирь Хабаров прошел вдоль реки Лены, 1649-1659 годы осуществляет переход через реку Олёкму на Амур.

     Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: «смотреть, видеть и записывать».2 Петр путешествовал в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр, был назван в честь бога войны и железа Марса, «Марциальные воды». За год до смерти Петр сам составил подробный план путешествия В. Беринга. После смерти Петра в 1725году Беринг отправился в первое Камчатское путешествие. Целью путешествия было проверить, есть ли перешеек между Европой и Америкой.

      В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вытащить человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык, познакомиться с культурой разных стран или городов. В XVIII веке стало обязательным отправлять детей в Европу, как для учения, так и для того, что бы они учились жизни путешествий.

      До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные,  миссионерские и религиозные цели.

      В начале XIX века, было, положено начало экскурсионной деятельности. Экскурсии всегда создаются с познавательной целью. Для того что бы проводить экскурсии, нужно было создавать кружки и различные общества. 
 В России первые экскурсии проводило «Общество восстановления христианства на Кавказе». Первые экскурсии в 1870 году в городе Тифлисе, проводили для учеников Александровской школы, изучая достопримечательности Кавказа. Многие организации использовали экскурсии для просвещения народа. Экскурсионная деятельность этих организаций привела к тому, что стали открываться музеи, исторические и культурные памятники, различные выставки.

Большую часть территории России занимают горы и горные хребты. Естественно, что в России был  высокий интерес к горному  туризму. В России первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе.

      Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа – все это сформировало необходимые предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. Общества «Крымско-Кавказский горный клуб» и «Клуб велосипедистов-туристов», возникшие на рубеже веков, являлись ведущими туристскими организациями в Российской империи.   

     В 1918 году создается первая туристическая организация «Бюро школьных экскурсий». В 1919 году были приняты декреты о лечебных местностях. На их основе стали строиться курорты различных направлений. В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др. С течением времени у «Интуриста» были открыты отделения во многих городах СССР и представительства в зарубежных странах. В дальнейшем в собственности Госком интуриста СССР за границей находилось 4 туристические фирмы и свыше 20 представительств, часть которых было зарегистрировано под знаком ВАО «Интурист». Весной 1936 года руководство внутренним туризмом и экскурсиями передается Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов. При ВЦСПС был учрежден Цент туристско-экскурсионное управление, с соответственными управлениями в республиках, краях и областях.3

 

    1. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период

     Война помешала дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работы с детьми. В целях улучшения туристской и экскурсионно-краеведческой работы с учащимися органам народного образования был рекомендован ряд мер, среди которых:

  • разрабатывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю;
  • организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых;
  • утвердить в каждом районе ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы;
  • во всех семилетних и средних школах выделить из числа учителей организаторов этой работы в школах.

     60 - 70-е годы характеризуются как период относительной стабилизации детского туризма. Основное внимание уделяется районным и городским внешкольным учреждениям, которые работали непосредственно со школьниками. Создаются отделы туризма и краеведения в домах и дворцах пионеров, формируется система организации и проведения массовых туристских мероприятий и подготовки туристских кадров, на местах проводятся слеты и соревнования, идет специализация по видам туризма, по различным направлениям деятельности.

     В 80-е годы проводится серьезная планомерная работа по совершенствованию системы организации и проведения массовых туристских мероприятий с детьми. Одним из основных направлений деятельности в этот период становится подготовка кадров для детского туризма. В конце восьмидесятых годов создаются условия для открытия городских станций юных туристов. Станции юных туристов занимаются, в том числе вопросами экологии, созданием экологических троп, проведением экологических экспедиций.

     До 90-х годов XX века организация детского отдыха была на хорошем уровне. Практически каждый ребенок, даже из необеспеченной семьи, мог поехать в пионерский или оздоровительный лагерь. Дотации государства и предприятий были существенными, зачастую путевки предоставлялись бесплатно. Период с 1991 г. в истории детского туризма, как и в истории всей страны, очень сложный. Ломаются привычные устои, идет пересмотр политических и духовных ценностей, что сказывается и на состоянии детского туризма.

     В связи с политическими изменениями в стране пионерские лагеря закрываются. На повестке дня вопрос выживания в новой ситуации, сохранения традиций, системы, необходимой детям, родителям, народному образованию и всей стране в целом. Однако заинтересованность общества в сохранении системы детского туризма подтверждается тем фактом, что в течение 90-х годов сеть станций юных туристов в России увеличивается более чем в два раза. Пересмотрена вся нормативная база детского туризма, сняты различные ограничения, предоставлена возможность педагогу продолжать заниматься любимым делом, не оглядываясь на вышестоящие организации. Отсутствие финансирования из бюджета заставляет переводить мероприятия по детскому туризму на хозрасчетную основу, за участие детей в мероприятиях собирается стартовая плата, причем эта система самофинансирования позволяет проводить соревнования по различным видам туризма.

     Тем не менее, довольно остро стоит вопрос кадрового обеспечения детского туризма. Для его решения после многолетнего перерыва в 1995 г. организуется Всероссийский туристский слет учителей, который затем становится ежегодным и дает новый импульс повышению квалификации педагогов-туристов. Министерство образования Российской Федерации утверждает новую программу подготовки инструкторов детского туризма, которая позволяет создать в образовательных учреждениях штат педагогов, имеющих туристскую подготовку. Туристские соревнования становятся составной частью слетов и соревнований по «Основе безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), начинают функционировать всероссийские и местные лагеря юных спасателей.

Информация о работе Особенности организации детского туризма