Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 03:24, курс лекций
Средства воздушных перевозок. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом. Специфика организации морских и речных путешествий. Особенности обслуживания туристов при организации автобусных туров. Правовые основы перевозки пассажиров.
Раздел 1. Перевозки в составе туристского продукта
Раздел 2. Перевозка туристов авиационным транспортом
Раздел 3. Перевозка туристов железнодорожным транспортом
Раздел 4. Перевозка туристов водным транспортом
Раздел 5. Перевозка туристов автомобильным транспортом
Раздел 6. Перевозка туристов иными способами
Камеры хранения помимо обычных ячеек оборудуются ячейками-холодильниками и отсеками для крупногабаритных предметов, а также столами для упаковки вещей с необходимыми для этого материалами. Для вызова носильщиков на привокзальных площадях и платформах устанавливаются кнопки, а пассажирам, которые сами переносят свой багаж, предоставляются тележки. Практически все вокзалы и примыкающие к ним территории оборудованы пандусами для тележек и инвалидных колясок. Вблизи вокзалов предусмотрены стоянки для личных автомобилей.
Правилами обслуживания пассажиров железнодорожными перевозчиками большинства западноевропейских стран предусмотрено покрытие расходов, которые могут нести пассажиры в случае отмены или задержки поезда по вине железных дорог.
В Германии, например, в 2002 г. вступили в действие более ужесточенные правила; согласно им, пассажиру, поезд которого опоздал на 1,5 ч и более, выдается талон, дающий скидку при Приобретении следующего билета. Если при стыковочном рейсе из-за сбоя в расписании человек не успеет на последний перед ночным перерывом поезд, железная дорога будет обязана доставить его к месту назначения на такси или поселить в гостинице] свой счет. На солидную компенсацию может рассчитывать жир в случае опоздания по вине железнодорожников на самолеты, паромы, автобусы.
На зарубежных железных дорогах существует большое количество скидок на проезд для различных категорий пассажиров. Особенным разнообразием льготных тарифов отличаются европейские железные дороги. Здесь разработана целая система льгот предполагающая применение скидок: при путешествии в международном сообщении между 27 странами Европы и Африки (система скидок InterRail); при поездке в скоростных и суперскоростных экспрессах по территории европейских государств (Euronight); при путешествии по Европе группой в количестве 2 человек и более (Euroilpass); при поездках по территории одной страны, входящей в сферу InterRail (Freedom Pass), и др. Кроме того, существуют национальные тарифы, предусматривающие льготы в зависимости от возраста пассажира, времени суток, дня недели, вида поезда, направления и т.д. В качестве примера ниже приведен перечень льготных тарифов, действующих на сети железных дорог Германии.
Wochenende Ticket. Знаменитый билет «Выходного дня». Позволяет 5 взрослым в течение субботы либо воскресенья (до 03.00 следующего дня) ездить на любых поездах местного значения. Из-за высокой плотности железных дорог в Германии по этому билету можно проехать, пересаживаясь с одной электрички на другую, всю страну от северной до южной границы за 12 ч. Билет позволяет также ездить по приграничным северным районам Чехии.
Guten-Aben-Iicket. Вечерний билет. Позволяет с 19.00 до 03.00 следующего дня ездить на любых поездах, до IC включительно. В субботу он действует уже с 14.00.
Bayern-Nicket. Позволяет 5 взрослым (либо семье с любым количеством собственных детей) в любой будний день с 09.00 до 03.00 следующего дня, кроме промежутка с 16.00 до 18.00, ездить на любых поездах местного сообщения по Баварии. Может быть куплен прямо в электричке.
Baden-Wurttemberg-Ticket. Позволяет 5 взрослым (либо семье с любым количеством собственных детей) в любой будний день с 09.00 до 03.00 следующего дня, кроме промежутка с 16.00 до 18.00, ездить на любых поездах местного сообщения по Baden-Wurttember. Может быть куплен прямо в электричке.
Rail and Fly. Если человек куда-либо летит самолетом, то, предъявив авиабилет, он может купить специальный железнодорожный билет. Такой билет позволяет ехать поездом до любого аэропорта в день отлета и накануне, а также ехать из любого аэропорта в день прилета и последующий. Можно ехать на IC/EC.
Sparpreis. Представляет собой серию тарифов, позволяющих за фиксированную цену проехать из одного любого пункта Германии в любой другой на всех поездах, до IC/EC включительно. Обязательное условие при этом – между поездкой туда и обратно должен быть выходной либо поездка туда должна осуществляться в выходной день. Если едут несколько человек, то один платит полную стоимость, каждый следующий – половину. По такому тарифу могут ехать вместе максимум 5 человек. Провоз ребенка оплачивается со скидкой 50 % взрослого тарифа.
ICE-Familien-Sparpries. Специальный дешевый тариф для семьи. При этом количество детей не играет роли, лишь бы они были собственные (дети считаются до 17 лет включительно). Взрослыми могут быть родители, бабушка или дедушка.
Europa-Spatpries. Тарифы, аналогичные двум последним (для семьи цена ниже), для поездок в европейские страны.
Bahn-Card. Абонементная карточка на год, дающая скидку 50 % нормального тарифа на расстояние свыше 50 км. Во многих случаях (для молодых, пожилых, семейных, учащихся) разрешается приобрести Bahn-Card еще дешевле. Кроме того, данная карта может работать как платежная карта VISA.
InterRail. Специальные «проездные билеты» для путешествий по Европе. Особенно выгодны для молодежи до 25 лет включительно. Вся Европа разбита на 8 зон. Можно купить билет на 1, 2, 3 или все зоны. Билет на одну зону действует 22 дня, остальные варианты – 1 мес. В течение этого времени можно ездить по своим зонам сколько угодно. Обладатель билета получает разнообразные скидки в разных странах. Поездка по стране проживания до границы составляет 50 % нормальной цены. Транзит через страны, не входящие в оплаченные зоны, также составляет 50 % стоимости билета.
Большой популярностью за рубежом пользуются туристские, экскурсионные и чартерные поезда. Самым известным туристским поездом в Европе является «Восточный экспресс». Впервые «Восточный экспресс» отошел с Восточного вокзала Парижа в 1883 г. В 1926 г. по распоряжению бельгийского инженера Жоржа Нагильмейнера были построены европейские фешенебельные спальные (тогда еще деревянные) вагоны, из которых был составлен «Восточный экспресс», курсирующий между Парижем и Стамбулом по маршруту «Париж – Страсбург – Мюнхен – Вена – Будапешт – Бухарест – Константинополь». Стены вагонов были обиты красным деревом, буком или карельской березой; двери и стены купе украшали изысканные деревянные и хрустальные инкрустации. Поездом пользовались в основном обеспеченные пассажиры. Во время войны (1939-1946) движение экспресса было прекращено, затем возникли проблемы с новыми социалистическими государствами Восточной Европы, препятствовавши» въезду в Стамбул. И хотя в 1952 г. маршрут был возобновлен, поезд оказался жалкой копией былого великолепного оригинала.
В 1977 г. на аукционе в «Сотби» в Монте-Карло президент компании морских грузоперевозок Джеймс Шервуд приобрел два раритетных вагона, а позднее ему удалось собрать еще несколько вагонов, на базе которых и был составлен новый поезд «Восточный экспресс». 25 мая 1982 г. он вновь стал курсировать между Парижем и Стамбулом. Позднее туристские поезда такого типа стали ходить и по другим маршрутам, например: «Лондон – Париж – Стамбул», «Лондон – Париж – Венеция». Путешествие на «Восточном экспрессе» дает возможность окунуться в историю, почувствовать атмосферу былого и неумолимое течение времени.
В 1992 г. «Восточный экспресс» впервые в своей истории пересек границы России и стал курсировать по маршрутам: «Москва – Ургенч – Хива – Самарканд – Ташкент – Алма-Ата – Турфан – Ланчжоу – Сиань – Пекин» («Шелковый путь») (21 день, стоимость тура около 5000 евро); «Москва – Омск – Новосибирск – Иркутск – Улан-Удэ – Улан-Батор – Эрлянь – Пекин» (12 дней, стоимость тура 3500 евро и выше); «Москва – Вологда – Ярославль – Ростов – Кострома – Владимир – Суздаль» («Золотое кольцо России») (5 дней); «Москва – Соловки – Кижи» или «Москва – Валаам – Кижи» («Северные острова») (5 дней).
После успеха возрожденного «Восточного экспресса» в Европе подобный поезд был запущен по дорогам Азии (он курсирует между Сингапуром и Бангкоком) по дорогам США («Чарльстон – Новый Орлеан – Сан-Антонио – Эль-Пасо»). Аналогичный пассажирский состав стал ходить и по дорогам Австралии. Вдоль северо-восточного побережья Австралии, например, пролегает туристский маршрут «Тихоокеанского экспресса», оборудованного по образу европейского «коллеги». Днем поезд движется с небольшой скоростью, и пассажиры могут любоваться окрестностями. Обедают путешественники в вагонах-ресторанах, а после обеда их ждут вагоны для отдыха, где, расположившись на удобных диванах, они могут послушать живой джаз. Ночью пассажиры расходятся по своим купе, которые за это время превращаются из гостиной в спальню. В каждом купе имеется индивидуальная ванная комната с набором косметических средств. В поезде предусмотрены даже отдельные номера с кроватью для новобрачных. Приятное путешествие по железной дороге комбинируется с вертолетной экскурсией над Большим барьерным рифом. После 45-минутного полета туристы высаживаются на понтоны, расположенные посреди моря. Желающие могут погрузиться с аквалангами в глубь Большого барьерного рифа – самого большого в мире подводного парка. Компания «Venice Simpton – Orient Express», размотавшая этот проект поезда-отеля, в ближайшее время собирается сформировать поезд из специальных открытых вагонов, этом случае туристы смогут обозревать тростниковые поля, скачущих кенгуру, наслаждаться австралийским воздухом под открытым небом, а заядлые любители сигарет и сигар смогут не ограничивать себя в курении.
Одна из частных итальянских железных дорог приступила к возрождению «Трансевропейского экспресса» (Trans Europ Express), в свое время считавшегося самым быстрым и роскошным поездом в Европе. Однако в 1995 г. этот поезд был поставлен в депо, так как не смог конкурировать со своими скоростными «собратьями». Поездка на этом поезде носит туристский характер и Tie преследует цель быстрой доставки пассажиров. Маршрут ее проходит по дорогам Швейцарии, Чехии, Германии, Венгрии, Словении; позднее на экспрессе предполагается организовать семидневные туры по Сицилии.
В Австрии курсирует экскурсионный поезд, вагоны которого стилизованы под императорские салоны XIX в. Четырехчасовая поездка в точности повторяет путешествие австрийских императоров в Лаксенбург – летнюю резиденцию Габсбургов и курортный город Баден-Баден. Во время поездки туристам рассказывают о жизни императоров; предлагают послушать классическую музыку; угощают блюдами, приготовленными по старинным рецептам.
Во Франции востребованы туристские поезда «Обрак», «Сэвеноль», «Альпазур», специализирующиеся на определенных маршрутах. В них предусмотрены не только экскурсионные, но и развлекательные программы – туристов сопровождают писатели, артисты, конферансье.
Между США и Канадой курсирует туристский поезд, сформированный из реставрированных составов Викторианской эпохи. В нем есть так называемый обзорный вагон с прозрачной стеклянной крышей; старинный вагон-ресторан с мягкими диванами; три обычных вагона и вагон-кухня; все сидячие места обиты плюшем.
Интерес представляют и туристские поезда Японии, Например, «Токийский туристский экспресс» оборудован широкими окнами; в туристском поезде «Нанива» передняя часть вагонов полностью застеклена, в поезде имеются места для отдыха, проведения выставок, конференций. В туристских поездах «Ю-Ю Окаяма», «Альфа-Континенталь», «Элеган-Акай» у каждого сиденья имеются лампочки, для лучшего обозрения поднят уровень пола.
Для развлечения путешественников на многие туристические маршруты перевозчики приглашают известных спортсменов, кино-, и телезвезд, артистов, художников. По пути следования поездов организуются «дни национальной кухни», дегустация вин, пива и т.д. Все подобные мероприятия проводятся в отдельных вагонах, чтобы не мешать другим пассажирам.
Одной из особенностей железнодорожных перевозок за рубежом является широкое использование чартерных поездов. Они представляют собой поезда, забронированные туристскими фирмами или другими частными или государственными предприятиями; такие поезда следуют по специальным маршрутам вне графика движения поездов. В Великобритании, например, среди чартерных поездов наиболее распространены поезда, реализующих доставку футбольных болельщиков на спортивные матчи или отдыхающих к морю. Известная английская компания «Venice Simpton – Orient Express» специализируется на чартерных перевозках экскурсионного характера. На кануне каждого летнего сезона она через своих сотрудников распространяет программы предлагаемых экскурсий и принимает заявки на их проведение от организаций и частных лиц. Наибольшей популярностью пользуются экскурсии по маршруту Лондон – Графство Кент. В стоимость такой поездки включается оплата путешествия в исключительно комфортабельном вагоне, питание пути и экскурсия в крепость города Лидс в графстве Кент.
Следует отметить, что зачастую для чартерных рейсов используется модифицированный подвижной состав. К нему относятся вагоны «диско-бар» (устройство вагона позволяет организовать в нем дискотеку); вагон-кинозал (его можно использовать для показов кинофильмов, проведения выставок, концертов, других развлекательных мероприятий); вагон-конференц-зал (оборудован микрофонными стойками, длинными столами для проведения совещаний, диапроекторами) и др. Во Франции, например, на базе переоборудованных вагонов-ресторанов были созданы специализированные вагоны «Клуб 34». Такие вагоны могут быть использованы по-разному благодаря тому, что в них возможно изменять расположение мест: в качестве традиционного ресторана со столиками на 2-4 человека; для проведения совещаний с показом фильмов или использованием видеомагнитофона; в качестве буфета или кухни для приготовления трехразового питания; в качестве кинозалов.
В заключении можно сказать, что благодаря развитию высокоскоростного движения на железных дорогах мира, а также расширению ассортимента услуг и совершенствованию сервиса железнодорожный транспорт в настоящее время составляет ощутимую конкуренцию воздушным перевозкам.
36
Информация о работе Особенности перевозки туристов разными видами транпорта