Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 20:41, курсовая работа
Цель данной работы- выяснить как разрабатывались туристские маршруты в советское время.
Для выполнения цели, необходимо решение некоторых задач, таких как:
- изучения организации туризма в СССР;
- рассмотрения плановых маршрутов Советского Союза. [1.25]
Введение………………………………………………………………………….3
1 Организация туризма в СССР ………………………………………………….4
1.1 Туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г…………………………..4
1.2 Организационно-централизованный период 1930-1970г.г……………….7
1.3 Административно-нормативный период 1970 1990г.…………………...11
2 Плановые туристские маршруты СССР……………………………………....16
2.1 Виды маршрутов по строению трассы …………………………………...16
2.2 Всесоюзный туристский маршрут №77…………………………………...17
2.3 География туристических маршрутов………………………..…………...19
2.4 Туристические маршруты с активными способами передвижения…….21
2.5 Транспортные путешествия ………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы……..……………………………………………………...29
Значительно более густой сетью, чем всесоюзные, покрывают территорию нашей страны местные плановые туристские маршруты, организуемые республиканскими, краевыми и областными советами по туризму и экскурсиям. Они предназначаются в основном для обслуживания населения определенных регионов, но приобрести путевки на них могут граждане из любой точки страны, выслав просьбу о продаже путевки в соответствующий совет. Бытовые условия на местных маршрутах, туристско-экскурсионное обслуживание на них практически ничем не отличаются от того, что предлагается на всесоюзных. Почти на половину из них принимают родителей с детьми от 5-7 или 12 лет. Обычно получившие большую популярность местные маршруты переводятся в ранг всесоюзных.
Среди местных туристских маршрутов велико число путешествий с активным способом передвижения: пешком, на лыжах, гребных судах. Рядом советов по туризму и экскурсиям разрешено пребывание родителей с детьми даже на них, чего нет на всесоюзных маршрутах. С ребенком старше 7 лет могут отправиться туристы в путешествие на конях по югу Башкирии (Башкирский совет по туризму и экскурсиям), по Южному Уралу с детьми такого же возраста предлагает совершить пеший поход Челябинский облтурсовет, в Новгородской области уже не первый год существует маршрут «Валдайский, лыжный», на котором также можно отдохнуть с ребенком старше 7 лет. Подобных примеров много и в остальных советах по туризму и экскурсиям. Но дальше других пошел Эстонский республиканский совет, создавший байдарочный маршрут второй категории сложности, начинающийся в Кубие, и решивший принимать на него родителей с детьми старше 12 лет. Это пока единственный пример в нашей стране.
Республиканские, краевые и областные советы активно развивают нетрадиционные для планового туризма виды путешествий. На Украине создан первый в стране спелеомаршрут «По пещерам и рекам Тернопольщины», включающий в себя шестидневный поход с посещением пещер. В 1985 г. в стране действовало 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе, в Закавказье и других регионах. В ряде мест появились веломаршруты, дающие возможность за короткое время познакомиться со значительно большим районом, чем если бы путешествие совершалось пешим способом. Иркутский совет организовал велосипедный маршрут по острову Ольхон, Ленинградский - по озерам Карельского перешейка, Казахский - по Каркаралинскому горно-лесному оазису. Начали развивать плановый велосипедный туризм Пензенский, Пермский, Туркменский и другие советы. Кемеровский облтурсовет создал комбинированный 18-дневный вело-водный маршрут, сразу нашедший немалое число сторонников столь разнообразного активного отдыха.
Многие местные плановые путешествия могут рассматриваться в качестве спортивных туристских походов, так как оцениваются первой и даже второй категорией сложности. К ним относятся горно-пешеходные маршруты по Фанскнм горам и хребтам Памиро-Алая в Таджикистане, уже упоминавшийся байдарочный поход второй категории сложности в Эстонии, поход на лодках по реке Чусовой первой категории сложности (Средний Урал), маршрут второй категории сложности к подножию горы Белухи (Алтай) и др.
Особым разнообразием отличается плановый туризм в Башкирии. Здесь организовано три конно-верховых маршрута, конно-санный, функционирующий с ноября по февраль, на конных экипажах, действующий летом, на весельных лодках, на лодках под парусом, виндсерферах, плавучих дачах «Дон» по Павловскому водохранилищу, на резиновых лодках, байдарках, надувных плотах, катамаранах по рекам Белой и Юрюзань, на лодках под парусом по Нугушскому водохранилищу, на велосипедах и снегоходах «Буран». Опыт Башкирского областного совета по туризму и экскурсиям по развитию большого числа новых видов планового туризма остается пока единственным в стране[10]
К числу местных плановых маршрутов относят и транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.
Путешествия на речных судах проходят по всем основным рекам страны: по Волге и ее притокам Каме и Оке, Северной Двине и Сухоне, Онежскому и Ладожскому озерам и реке Неве, по Нижнему Дону, Днепру вниз от Киева, по Оби от Новосибирска и Иртышу от Омска, по Енисею от Красноярска и до Диксона, по Лене от Усть-Кута до ее впадения в море Лаптевых и по Амуру от Благовещенска до Николаевска-на-Амуре. Наиболее насыщены туристскими судами Волга и ее притоки, по которым проходят и сверхдальний маршрут Астрахань - Ленинград - Астрахань, и множество непродолжительных, рассчитанных на 3-5 дней, например, Астрахань - Волгоград - Астрахань или Москва - Углич- Москва. Около 40 советов по туризму и экскурсиям, не только областей, расположенных в европейской части Союза, но и таких, как Азербайджанский, Армянский, Молдавский, Казахский и другие, арендуют суда и организуют путешествия для своих граждан по главному водному пути России. Волгоград, Саратов, Куйбышев, Ульяновск,Казань, Горький, Москва являются основными экскурсионными центрами для путешествующих на теплоходах по Волге. За 20 дней туристы знакомятся со многими страницами истории нашей Родины в местах, где происходили важнейшие события в судьбе России.
Морские путешествия организованы по Черному морю, по восточным Японскому и Охотскому морям и на севере по Белому,Баренцеву и Карскому. Совершенно не похожи друг на друга районы морских туристских маршрутов. Теплое южное море и льды Арктики, Соловецкие острова и вулканы Камчатки могут увидеть морские путешественники.
Более 150 речных и морских теплоходов используются ежегодно для
организации туристских маршрутов. В последние годы пассажирский флот, особенно речной, пополняется все более комфортабельными судами, на которых большинство туристов размещаются в одно- и двухместных каютах со всеми удобствами. Популярность речных и морских путешествий растет так быстро, что, несмотря на все увеличивающееся число туристских судов, потребность в путевках на них не уменьшается, а увеличивается от года к году.
Плановые железнодорожные путешествия активно развиваются с начала 60-х гг., и сегодня практически все республиканские, краевые, областные советы по туризму и экскурсиям имеют туристские маршруты с использованием железнодорожного транспорта. С этой целью формируются специальные туристско-экскурсионные поезда, организуются поезда здоровья. В 1986 г. количество туристско- экскурсионных поездов составило 2600.
Программа железнодорожных маршрутов составляется таким образом, чтобы переезды между экскурсионными центрами осуществлялись в ночное время, а день посвящался знакомству с городами, природой различных регионов страны.
Для жителей Урала, Сибири, Казахстана и Дальнего Востока организовано четыре кольцевых маршрута, проходящих через столицы союзных республик и наиболее интересные в экскурсионном отношении города:
Москва - Минск - Вильнюс - Рига - Таллин - Ленинград - Москва;
Москва - Киев - Одесса - Херсон - Севастополь - Москва; Москва - Смоленск - Псков - Новгород - Ленинград Москва;
Алма-Ата - Фрунзе - Фергана - Самарканд - Душанбе - Ашхабад - Бухара - Ташкент - Алма-Ата.
Перед началом путешествия туристы европейских маршрутов живут в гостиницах Москвы одну неделю, а участники среднеазиатского маршрута - в Алма-Ате три-четыре дня и за это время знакомятся со столицей нашей Родины и столицей Казахстана по программам, разработанным Московским городским и Казахским республиканским советами по туризму и экскурсиям. Затем начинается путешествие по одному из туристских маршрутов. Массовый характер в последнее время приобрели авиационные туристские маршруты. По статистическим сведениям, в них ежегодно принимает участие более 2 млн чел. Путешествия на самолетах дают большой выигрыш во времени: за выходные дни можно побывать в городах, удаленных от места постоянного жительства на тысячи километров.
Первоначально авиационные маршруты организовывали советы по туризму и экскурсиям, расположенные в центрах, имевших крупные аэропорты. Но в последние годы их отсутствие не препятствует проведению путешествий на самолетах. Так, в горном Нуреке не приземляются авиалайнеры, но его жители могут отправиться самолетами на экскурсии в Ленинград, Минск, Псков, Ригу, Самарканд, Сочи.
Именно в эти города в 1985 г. по путевкам Нурекского бюро путешествий и экскурсий вылетали туристы из аэропорта города Душанбе, куда они доставлялись из Нурека автотранспортом, что входит в программу маршрутов.
Более 160 бюро путешествий и экскурсий страны в крупных столичных городах и маленьких районных центрах пользуются услугами авиации для организации плановых туристских путешествий. Участие в них прочно вошло в быт граждан нашей страны.
Вывод: По состоянию на 1975 год в СССР имелось свыше 350 всесоюзных и свыше 6 тысяч плановых местных маршрутов. Маршруты союзного значения разрабатывались Центральным советом по туризму и экскурсиям , ВЦСПС местные — республиканскими, краевыми и областными советами.
Также существовала отдельная категория маршрутов — транспортные, на которых перемещение происходило различными видами транспорта — железнодорожным, автобусным, морским, авиационным, а также комбинированные. Суммарно на всех маршрутах в 1976 было обслужено около 30 миллионов туристов[14].
Заключение
Вторая мировая война оказала крайне негативное влияние на развитие туризма в Советском Союзе. В эти годы было разрушено туристское хозяйство во многих регионах страны, значительно сократилось число кадровых работников туристских организаций, пришла в упадок система подготовки специалистов для сферы туризма и гостиничного хозяйства.
К 70-м годам советские курорты превращаются в сложное высокоразвитое хозяйство, состоящее из разнообразных лечебных, санитарных и подсобных сооружений и учреждений. При санаториях и пансионатах создается сеть поликлиник, ванных зданий, грязелечебниц, соляриев и т.д. В курортных местах для туристов строятся дома отдыха и туристские базы.
К позитивным итогам развития
Российского туризма в период 70-80-х годов
следует отнести возросший интерес науки
к проблемам туризма, создание системы
рекреационного проектирования, начало
формирования новой профессионально-
Уже к 1988 г. в стране насчитывалось свыше 27,8 тыс. плановых маршрутов, среди которых было около 400 всесоюзных. Всесоюзные маршруты обычно прокладывают по наиболее интересным районам страны, как правило, по территориям нескольких республик или областей. Часть путевок предназначена для семейного отдыха, для родителей с детьми.
Список литературы
9. http://tourlib.net/statti_
10. http://www.club-arabika.ru/
11. http://www.outdoors.ru/book/
12. http://азбука-туриста.рф/
13. http://www.spishy.ru/referats/
14. http://ru.wikipedia.org/wiki
15. http://www.al-tai.ru/tourist/