Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:46, курсовая работа
Цель работы – подготовка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная». Элементом научной новизны полученных результатов является включение д. Подгорной и окрестностей в экскурсионные маршруты. В процессе работы над рефератом проведены исследования, результатом которых стала разработка исторической экскурсии. Областью возможного практического применения данной разработки является возможность проведения экскурсий для туристов разных групп.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….5
ГЛАВА 1…………………………………………………………………..7
Особенности организации и проведения исторической экскурсии
1.1. Структура исторической экскурсии…………………………….... 7
1.2. Примеры исторических экскурсий в Республике Беларусь…… 11
1.3. Методы и приёмы, используемые при проведении……………. 15
исторической экскурсии для разных групп туристов
ГЛАВА 2………………………………………………………………….21
Разработка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная»
2.1. Туристско-экскурсионная характеристика
территория деревни Подгорная и ее окрестностей……………………21
2. 2. Отбор объектов для составления экскурсии……………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….34
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 36 с., 28 источников, 8 приложений.
ЭКСКУРСИЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ, ПОДГОРНАЯ, ЦЕРКОВЬ, ДОБРЫЙ БОР, СТОЯНКА, ВИДУХОВСКИЕ
Объектом и предметом исследования является историческая экскурсия «Прошлое и настоящее деревни Подгорная», исторические, культурные и природные достопримечательности, а также методические компоненты, используемые для составления экскурсии.
Цель работы – подготовка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная».
Элементом научной новизны полученных результатов является включение д. Подгорной и окрестностей в экскурсионные маршруты.
В процессе работы над рефератом проведены исследования, результатом которых стала разработка исторической экскурсии.
Областью возможного практического применения данной разработки является возможность проведения экскурсий для туристов разных групп. Кроме того, результаты, полученные в процессе исследования, могут быть полезны сотрудникам краеведческих музеев, применяться в работе краеведческих кружков, использоваться при написании научных работ, справочников для туристов.
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1…………………………………………………………………..7
Особенности организации и проведения исторической экскурсии
1.1. Структура исторической экскурсии…………………………….... 7
1.2. Примеры исторических экскурсий в Республике Беларусь…… 11
1.3. Методы и приёмы, используемые при проведении……………. 15
исторической экскурсии для разных групп туристов
ГЛАВА 2………………………………………………………………….21
Разработка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная»
2.1. Туристско-экскурсионная характеристика
территория
деревни Подгорная и ее
2. 2. Отбор объектов для составления экскурсии……………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Нельзя жить без прошлого, без памяти о нем, как будто жизнь началась только с нас. Поэтому мы все пристальнее всматриваемся в события нашей истории и поражаемся, насколько она у нас богатая. Интерес к прошлому края, знание его истории способствуют воспитанию того чувства, которое мы называем высоким словом «патриотизм». Ведь слово «Патриа» по-латыни означает «Родина». Изучать свою родину мы должны с наиболее близкого нам места, родного края. Представленная экскурсия «Прошлое и настоящее деревни Подгорная» призвана познакомить экскурсантов с одним из самых живописных уголков нашей страны.
Цель и задачи работы. Целью настоящей работы является разработка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная».
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1) проанализировать структуру исторической экскурсии;
2) привести примеры исторических экскурсий, проводимых в Республике Беларусь;
3) охарактеризовать методы и приёмы, используемые при проведении исторических экскурсий для разных групп туристов;
4) осуществить туристско-экскурсионную характеристику д. Подгорной и ее окрестностей;
5) отобрать объекты, необходимые для составления экскурсии;
Предмет работы. Предметом работы является историческая экскурсия «Прошлое и настоящее деревни Подгорная».
Объект работы. Объектом работы являются исторические, культурные и природные достопримечательности, а также методические компоненты, используемые для составления экскурсии.
Актуальность избранной нами темы работы обусловлена тем, что д. Подгорная не включена в экскурсионные маршруты, предлагаемыми туристскими организациями в Беларуси. Между тем, в деревне и ее окрестностях находятся памятники природы, истории и культуры, заслуживающие внимание и способные стать объектами для посещения туристов.
Практическая значимость. Исследование является результатом продолжительной работы над указанной проблемой. Весь объем исследования по теме работы был выполнен автором самостоятельно. Автором были выявлены, проанализированы и обобщены архивные материалы из фондов Барановичского краеведческого музея, справочные материалы, воспоминания очевидцев изучаемых событий, монографическая литература и другие научные источники. Часть источников, использованных при подготовке данной работы, впервые вводится в научный оборот.
Для анализа особенностей проведения исторической экскурсии были использованы: учебное пособие Б. Емельянова, статьи Т. Федорцовой, А. Вараввы, С. П. Цецохо, Т. Биндель, Л. Власюка, И. Калиновского, А. Хорошука, Л. Володько. При сборе информации, необходимой при отборе объектов для составления экскурсии автором были выявлены, проанализированы и обобщены материалы из фондов Барановичского краеведческого музея, статистические материалы 1920-х – 1930-х гг., такие как «Skorowidz miejscowości Rzeczypospolitej Polskiej». Полезными оказались также воспоминания очевидцев изучаемых событий (С. Видуховского и Л. Мороз). Кроме того, при подготовке работы были использованы материалы из книги «Памяць», энциклопедии «Регионы Беларуси», энциклопедического справочника «Праваслаўныя храмы Беларусі», статья А. Калечиц и М. Чернявского в энциклопедии «Гісторыя Беларусі», книга А. Федорука «Старинные усадьбы Берестейщины» и другие источники. Определенный интерес представляют также фотоматериалы, собранные автором в процессе исследования.
1.1. Структура исторической экскурсии
Существует несколько вариантов объяснения термина «экскурсия». Самое ранее толкование этому термину давал в 1882 году В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». Эта трактовка слова «экскурсия» представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, музеев, научно-исследовательских институтов.
Показ объектов происходит под руководством специалиста – экскурсовода. Сущность экскурсии определяется при этом следующим образом: «экскурсия – это сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Экскурсии подразделяются на автобусные и пешеходные, городские обзорные (многоплановые), городские тематические, загородные однодневные и многодневные, тематические и обзорные. Экскурсия в отличие от лекции имеет две основные составные части – показ и рассказ, взаимосвязанные между собой. Соотношение показа и рассказа в экскурсии зависит от темы экскурсии, характера объектов, мастерства экскурсовода.
Общими признаками для всех экскурсий являются: протяженность по времени, наличие экскурсантов (группы или индивидуалов), наличие экскурсионных объектов, передвижение по ранее намеченному маршруту, целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы, активная деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение).
Городские и загородные экскурсии, посвященные раскрытию одной темы, называются тематическими. Тематические экскурсии подразделяются на следующие группы: военно-исторические, искусствоведческие, архитектурные, литературные, природоведческие, производственно-экономические, исторические. Историческими называются экскурсии, в основу которых может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда продолжительным периодом времени. Каждая тематическая историческая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии – это предмет показа и рассказа. Тема объединяет различные части экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ экскурсовода, не давая ему возможности рассказать об объекте все, что он знает, особенно если объект многоплановый. Именно темой экскурсии определяется, как показать объект, какую дать информацию об объекте. Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем.
Как правило, тематические исторические экскурсии создаются для местного населения, которое стремиться углубить свои знания по определенной теме и побывать на разных экскурсиях, маршрут многих из которых проходит по одной и той же трассе. Здесь очень важно правильно подобрать объекты и сформулировать название основной темы и подтем, а изложение материала подчинить теме экскурсии.
Тематические исторические экскурсии могут быть городскими и загородными. Особенность загородных экскурсий заключается в том, что они состоят в неразрывной связи с общей экскурсионной программой. Например, группа экскурсантов направляется в город Полоцк, где будет знакомиться с Национальным историко-культурным музеем заповедником, музеем книгопечатания, посещать Спасо-Евфросиньевский монастырь, знакомиться с историей и памятниками древнейшего белорусского города. Вся экскурсионная программа предполагает всестороннее знакомство с городом. Значит, экскурсию по дороге надо строить тематической с выделением основной темы и всех подтем, следовательно, и подбор объектов должен соответствовать раскрытию этой (исторической) темы экскурсии.
Для каждого загородного маршрута экскурсии характерно одинаковое построение: основная тематическая направленность маршрута, его построение, наличие дополнительного материала, экскурсионная программа в населенном пункте, куда проложен маршрут (составляется по тематическому принципу и носит самостоятельный характер).
В каждой загородной экскурсии планируется отдых (обед и свободное время в городе или на природе, а также санитарные остановки).
Тематический принцип, как в подборе объектов, так и в подборе материала, должен строго выдерживаться. Требования к загородным экскурсиям следующие: наличие определенной темы, все подтемы взаимосвязаны и обусловлены, все подтемы подчинены главной теме экскурсии, справочный материал об объектах не прерывает общую тематическую направленность, экскурсовод строго придерживается тематической направленности.
При создании маршрута, изучая исторический, краеведческий материал, который станет содержанием экскурсии, необходимо всегда обращать внимание на мельчайшие подробности в описании мест, города, дороги, природы, особенно теми людьми, кому посвящена эта экскурсия. В процессе работы над любой темой загородной экскурсии нужно продумать такие вопросы, как остановки, выход группы из автобуса, раскрытия темы по ходу следования автобуса.
Определяя тематическую направленность, экскурсоводу необходимо особо выделить значение и смысл самой экскурсии. Огромное значение в этом принадлежит вступлению, которое не должно быть конспективным, то есть сообщать только план. В загородной экскурсии экскурсовод должен информировать о всей экскурсионной программе, протяженности пути. Однако информационная часть не должна подавлять вступительное слово (введение в экскурсию). Его лучше всего сделать на месте приема группы, после посадки в автобус. Вступительное слово лучше произносит стоя, лицом к группе, после установления тишины в автобусе. Это поможет экскурсоводу сразу наладить контакт с группой.
Необходимо также отметить, что на любой тематической загородной экскурсии есть так называемые общие или сквозные объекты, не имеющие прямой связи с темой экскурсии, но интересны сами по себе и вызывают интерес у экскурсантов: а что это? Экскурсоводу следует предупредить этот вопрос. При показе объектов в движении есть и свои особенности. В этом случае автобус не останавливается, а, проезжая мимо, снижает скорость (об этом водителя следует предупредить заранее) [23, c. 94 – 96].
Таким образом, нам удалось раскрыть значение термина «экскурсия», дать определение исторической экскурсии, проанализировать принципы построения загородной исторической экскурсии, основные компоненты загородной исторической экскурсии и требования, предъявляемые к ее проведению.
1.2. Примеры исторических экскурсий в Республике Беларусь
Разобравшись со значением термина «историческая экскурсия», проанализировав принципы построения, основные компоненты и требования, предъявляемые к проведению исторической экскурсии, приведем несколько примеров исторических экскурсий, которые проводятся в нашей стране.
Так, среди исторических экскурсий, предлагаемых туристскими организациями по г. Могилеву и Могилевской области, следует отметить экскурсии «Памятные места города Могилева», «Город в солдатской шинели. Могилев в годы Великой Отечественной войны». Рассмотрим подробнее первую из них. Вид экскурсии – автобусно-пешеходная, протяженность маршрута составляет 40 км, продолжительность проведения – 4 часа. Маршрут этой экскурсии проходит по улицам и площадям города: Советская площади, ул. Ленинская, ул. Первомайская, пр. Мира, ул. Космонавтов, ул. Челюскинцев, пр. Шмидта, ул. Островского, Пушкинский проспект. Посещаются также Свято-Николаевский женский монастырь, костел Св. Станислава, Буйничское поле. Данная экскурсия позволяет показать Могилев таким, каким он стал в новом тысячелетии. Кроме посещения памятников истории и культуры, знакомства с известными личностями связанными с городом (Могилев посещали король Речи Посполитой Владислав IV, шведский король Карл XII, русский царь Алексей Михайлович, императоры Петр I и Николай II, поэты Александр Пушкин и Сергей Есенин), вниманию гостей предлагаются и достаточно новые туристические объекты: зоосад, культурно-развлекательный комплекс «Белорусская деревня». Рассказ о Могилеве дополнят музеи, расположенные на его территории. Экскурсия «Город в солдатской шинели. Могилев в годы Великой Отечественной войны» также относится к автобусно-пешеходным, ее протяженность составляет 50 км, продолжительность – 4,5 часа. Маршрут экскурсии выглядит следующим образом: место встречи с группой – движение в сторону мемориального комплекса (далее МК) «Землянка» - Чаусское шоссе – МК «Землянка» (выход группы) – пр. Димитрова – пр. Пушкинский – ул. Габровская – пр. Шмидта – МК «Луполовский концлагерь» (выход группы) – пр. Шмидта – ул. Челюскинцев – МК «Буйничское поле» (выход группы) – ул. Челюскинцев – ул. Космонавтов – ул. Лазаренко – Братские могилы погибшим в годы Великой Отечественной войны (выход группы) – ул. Первомайская – Советская площадь (выход группы) – Аллея героев. Данная экскурсия восстанавливает исторические события, происходившие в Могилеве в годы Великой Отечественной войны. На примере мемориальных комплексов «Землянка», «Луполовский концлагерь», «Буйничское поле», «Батальону милиции», памятников, братских могил, боевой техники, которые находятся на территории Могилева, последовательно, в динамике движения, представляя один за другим объекты, экскурсия воссоздаст события Великой Отечественной войны, подчеркнет подвиг советских людей, которые, не щадя своей жизни, героически сражались на фронте и в оккупации [6, c. 156 – 161].
Информация о работе Разработка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная»