Разработка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – подготовка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная». Элементом научной новизны полученных результатов является включение д. Подгорной и окрестностей в экскурсионные маршруты. В процессе работы над рефератом проведены исследования, результатом которых стала разработка исторической экскурсии. Областью возможного практического применения данной разработки является возможность проведения экскурсий для туристов разных групп.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….5

ГЛАВА 1…………………………………………………………………..7
Особенности организации и проведения исторической экскурсии
1.1. Структура исторической экскурсии…………………………….... 7
1.2. Примеры исторических экскурсий в Республике Беларусь…… 11
1.3. Методы и приёмы, используемые при проведении……………. 15
исторической экскурсии для разных групп туристов

ГЛАВА 2………………………………………………………………….21
Разработка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная»
2.1. Туристско-экскурсионная характеристика
территория деревни Подгорная и ее окрестностей……………………21
2. 2. Отбор объектов для составления экскурсии……………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

тарасюк 8254732.doc

— 1,002.00 Кб (Скачать файл)

В Гомельской области  проводится историческая экскурсия  под названием «Дорогами Жлобинщины». Протяженность маршрута – 160 км, продолжительность  проведения экскурсии – 5, 5 часов. Данная экскурсия осуществляется по маршруту: Гомель – р. Днепр – д. Красный Берег – г. Жлобин – г. п. Стрешин – Жлобин – Гомель. Экскурсия знакомит на конкретных объектах со страницами многовековой истории и культуры белорусского народа в различные периоды, а также с древнейшей славянской рекой Днепр. Экскурсанты знакомятся с историей усадебно-паркового комплекса XIX века в д. Красный Берег Жлобинского района, мемориалом республиканского значения, посвященным детям Гомельщины – жертвам Великой Отечественной войны. Затем туристы посещают Покровску церковь в г. п. Стрешин, построенную в 1807 году. Программой предусмотрено посещение г. Жлобина. Там экскурсанты увидят Свято-Троицкую церковь и католическую каплицу, Белорусский металлургический завод, физкультурно-оздоровительный комплекс [22, c. 103 – 104].

Маршрут экскурсии «В королевский город Гродно» проходит по территории Минской и Гродненской областей. Протяженность маршрута составляет 600 км, продолжительность экскурсии – 14 часов. Экскурсия осуществляется по маршруту: г. Минск – г. п. Раков – г. Воложин – д. Ивье – г. Лида – д. Можейково – д. Мурованка – г. Щучин – г. Скидель – г. Гродно – г. Минск. Маршрут экскурсии проходит по Гродненскому шоссе: мимо Ракова, Воложина, через просторы Налибоксокй пущи, преодолев которые экскурсанты делают остановки в Лиде и д. Мурованка, где знакомятся с памятниками истории и архитектуры этих населенных пунктов. Экскурсанты увидят средневековый Лидский замок, соединяющий черты романской и готической архитектуры, а также культовые постройки XVI – XIX веков – костел воздвижения Св. Креста и Св. Иосифа в Лиде, церковь Рождества Богородицы в д. Мурованка [3, c. 12 – 13].

В Витебской  области одной из самых популярных является экскурсия «Полоцк –  древнейший город Беларуси и восточных  славян». Протяженность экскурсии 60 км, продолжительность экскурсии 4 часа. Экскурсия знакомит с духовным наследием древнейшего города Беларуси. Экскурсанты посещают древний полоцкий детинец – Верхний замок, Софийский собор, а также Нижний замок с оборонительным земляным валом периода Ливонской войны. О культурно-просветительских традициях города напоминает комплекс зданий бывшего иезуитского коллегиума, памятники выдающемуся просветителю эпохи Возрождения Франциску Скорине, Симеону Полоцкому, известному поэту, драматургу и просветителю XVII века. Деятельность его связана с бывшим монастырем Богоявления, здания которого сохранились в несколько измененном виде. В центральной части города гости посещают памятный знак: «Полоцк – географический центр Европы», смотрят ансамбли площадей и застройку старой части Полоцка. Центром духовной и культурной жизни полочан с XII века был Спасо-Евфросиньевский монастырь, возродившийся в начале 90-х гг. прошлого столетия. Здесь экскурсанты смотрят ансамбль зданий монастыря, церковь Спаса, поклоняются мощам Евфросиньи Полоцкой и по воскресеньям – Животворящему Кресту Евфросиньи Полоцкой, воссозданному в 1997 году. Дополнительно гостям предлагается концерт органной музыки в Софийском соборе, посещение Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника: Софийского собора, музея белорусского книгопечатания, ткачества, художественной галереи, детского музея [11, c. 69 – 70].

В Брестской  области проводится экскурсия «По  древней Туровской земле» протяженностью 350 км. Продолжительность этой экскурсии  составляет 12 часов. Экскурсия проводится по маршруту: Пинск – археологический памятник «Пинское городище» – Плещицы – Морозавичи – Хлябы – Лопатино – Федоры – Колодное – Столин – Маньковичи – Белоуша – Бережное – Новое Бережное – Хоромск – Давид-Городок – Ольшаны – Малишев – Вересница – Запесочье – Туров. Данная экскурсия знакомит с историей и достопримечательностями городов и поселений Припятского Полесья и Погорынья, расположенных на территории бывшего Туровского княжества. Перед экскурсантами предстанут Пинск, Давид-Городок и древний Туров, с которым связан целый пласт отечественной истории. По пути из Пинска в Туров экскурсанты побывают на месте боя повстанцев Ромуальда Траугутта с царскими войсками у д. Колодное, у руин синагоги в Столине, в Маньковичском парке, посетят усадьбу рода Олешей в Новом Бережном, познакомятся с памятниками деревянного зодчества и живописной природой Полесья [5, c. 62].

Данные экскурсии  являются примерами исторических экскурсий, проводимых в различных регионах Беларуси. Знакомство с особенностями их проведения будет полезно при разработке собственного экскурсионного маршрута.

 

1.3. Методы и приёмы, используемые при проведении исторической экскурсии для разных групп туристов

 

 

Методический  прием – это особый способ подачи экскурсионного материала, способ изложения содержания. В каждой экскурсии содержание выражается в конкретной форме и с помощью методических приемов доносится до экскурсантов.

Чаще всего  методические приемы делятся на две  группы – приемы показа и приемы рассказа, но на практике требуется применение еще более сложных методических приемов, в зависимости от их назначения, времени, места использования. Задача методических приемов – обеспечить наилучший эффект  экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы выступают одновременно в нескольких формах:

a. как оптимальный способ выполнения определенных действий

b. как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение и изучение объекта экскурсантами

c. как основа процесса трансформации устной информации в зрительную

d. как основа анализа и синтеза на экскурсии

Все методические приемы, правильное использование которых  составляет одну из основ профессионального  мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены на приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ) и на приемы, направленные на создание условий для эффективного ведения экскурсии [21, c. 8].

Показ в экскурсии  представляет собой наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами. Показ в данном случае рассматривается как действие или совокупность действий экскурсовода, направленные на выявление сущности предмета. В задачи показа на экскурсии входят следующие компоненты:

    1. показать экскурсионные объекты, находящиеся перед экскурсантами;
    2. показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографиях и рисунке);
    3. показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;
    4. показать действия выдающейся личности (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;
    5. показать объект таким, каким он был в период описываемого события;

Эффективный показ  экскурсионных объектов требует  определенных условий. К их числу  следует отнести правильно выбранные  точки показа, время, более выгодное для показа, возможность отвлечь экскурсантов от объектов, далеких от темы, использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов, умения и навыки экскурсовода, подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов. 

Существует довольно много методических приемов показа.  Первым и обязательным методическим приемом показа экскурсионного объекта является прием предварительного осмотра. Каждый исторический памятник имеет свой образный язык, который экскурсант должен воспринять. Использование этого приема способствует эмоциональному контакту с памятником, вызывает интерес к нему, будит фантазию. Следует отметить также, что 85 % объема информации о внешнем мире предоставляют глаза. С приемом предварительного осмотра непосредственно связан прием панорамного показа, который позволяет зрительно фиксировать общий облик того или иного сооружения и выявить особенности его силуэта на фоне природного или архитектурного пейзажа. К примеру, на подъезде к историческому центру Полоцка довольно масштабной предстает панорама Западной Двины и отраженного в ней Софийского собора на фоне примыкающей к этому памятнику архитектуры обычной городской застройки.

Одним из самых  распространенных приемов показа памятников истории и культуры является прием реконструкции. Рассказывая об истории памятника, экскурсовод должен воссоздать его облик на то время, когда здание создавалось, перестраивалось, меняя свою стилистическую окраску, дополняясь другими постройками. Однако для того, чтобы успешно использовать прием реконструкции, необходимо провести тщательную работу по сбору конкретного материала, который бы позволил детально воссоздать объекты и события.

При описании памятников культуры широко используется и прием  зрительного сравнения. Это позволяет на данном маршруте проследить эволюцию архитектурных форма зданий, сравнивая только что осмотренный объект с новым и выявляя при этом характерные отличия между ними [4, c. 72].

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

a) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;

b) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсантами наблюдались ранее. Действие этого приема заключается в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем один из них физически находится перед их глазами [21, c. 17].

Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием  зрительного сравнения. При зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания сооружения, монумента, растения, памятных места. портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, - привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях.

Методический  прием движения представляет собой  движение экскурсантов вблизи объекта  с целью лучшего его наблюдения. В ряде случаев используется замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов. Иногда движение пешеходной группы организуется при панорамном показе, например, двигаясь вдоль смотровой площадки. Это дает возможность вести многоплановый показ панорамы, выявлять повторяемость деталей, сходство объектов, их различия, характерные особенности.

Необходимо  добавить, что наряду с перечисленными приемами существуют также следующие приемы показа: интеграции, построенного на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое, локализации событий, который конкретизирует показ, дает экскурсантам четкое представление о том, где произошло событие, прием абстрагирования, представляющий собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения, и некоторые другие [21, c. 15 – 18].

Рассказ – это  условно принятое в экскурсионном  деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. В экскурсии рассказ комментирует, поясняет и дополняет увиденное экскурсантами, а также реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. В экскурсии используются две формы рассказа: повествовательный (дающий экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходили события), реконструктивный (его задачей является мысленное восстановление того или иного объекта).

В настоящее  время приемы рассказа разделяют  на две большие группы. Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием репортажа позволяет оперативно сообщить о каком-либо событии, представляет собой информацию о том, что в данный момент происходит перед глазами репортера. В экскурсии репортаж – это краткое сообщение о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты [21, c. 22 – 24].

Используя прием  цитирования, экскурсовод может  сформировать у экскурсантов яркие  и достоверные образы описываемых  объектов или событий. Причем цитаты могут как подтверждать определенные мысли, высказанные предположения, так и способствовать более успешному применению этого приема. Цитаты, украшая рассказ, придают ему необходимую документальность, точность, передавая в то же время непосредственные свидетельства очевидца описываемого события [4, c. 71].

Вторая группа приемов рассказа объединяет приемы характеристики, объяснения, ссылки очевидцев, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют картину событий, действия конкретных персонажей. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц. Прием объяснения – это форма изложения материала, когда в рассказе, кроме справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины его вызвавшие. Методический прием комментирования экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами. Использование приема ссылки на очевидцев дает возможность для образного воссоздания событий. В рассказе об исторически более близких событиях можно ссылаться на таких очевидцев, как местные жители. Прием словесного (литературного) монтажа заключается в том, что экскурсовод строит свой рассказ на наборе отрывков литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из ее основных вопросов. Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам. Прием дедукции используется как способ рассуждения при переходе от общего к частному.

Информация о работе Разработка исторической экскурсии «Прошлое и настоящее деревни Подгорная»