Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и определение значения технологии разработки и проведения этнографических экскурсий.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- исследовать технологию разработки этнографических экскурсий;
- изучить технологию проведения этнографических экскурсий;
- определить значение технологии разработки этнографических экскурсий;
- определить значение технологии проведения этнографических экскурсий.
Темп движения группы зависит от состава группы, от рельефа местности. В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом. Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.
Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему, хорошо видны те объекты, о которых речь идет на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту, проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, так как он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений.
Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов.
Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на 4 группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсии по теме.
Главное правило работы с такими вопросами – не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно содержать дискуссионный характер.
Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.
Паузы преследуют следующие задачи:
- смысловая - когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке.
- дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.
Техника использования «портфеля экскурсовода». Содержание портфеля экскурсовода, его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.
Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления. (Емельянов Б.В., Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2004. - С 186). Но существует и другая точка зрения: « не следует после показа передавать экспонаты экскурсантам для более детального ознакомления с ними, так как это будет отвлекать их от продолжения рассказа. Лишь во время паузы в экскурсии можно предоставить возможность её участникам ознакомиться с уже продемонстрированными наглядными пособиями.» ( Долженко Г.П., Экскурсионное дело, М.: ИКЦ «Март», 2008. С 104).
Использование индивидуального текста в ходе экскурсии. Экскурсовод, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Поэтому рекомендуется перенести основное содержание рассказа на специальные карточки. Карточка может содержать краткие данные об объекте, основные мысли рассказа. (Долженко Г. П., Экскурсионное дело, М.: ИКЦ «Март», 2008. С 103).
Таким образом, эффективность этнографической экскурсии зависит от техники её проведения.
1.4 Методика проведения этнографических экскурсий
Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии.
Понятие включает в себя:
- общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;
- частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.
Методика или приемы:
- анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;
- синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;
- ассоциация по времени;
- ассоциация по единству;
- словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);
- наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);
- осмотр объекта;
- метод наблюдения.
При проведении экскурсии любые факты следует сопровождать датами и ссылками на источники информации. Наряду с индивидуальным текстом экскурсий экскурсовод должен иметь свой «портфель экскурсовода» с комплектом наглядных пособий: фотографий, макетов, муляжей, проектов, эскизов, копий подлинных документов, записи голоса и др.
Методические приемы экскурсовода зависят от его квалификации, темы этнографической экскурсии, состава экскурсантов, содержания «портфеля экскурсовода».
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы – приемы показа и приемы рассказа.(Емельянов Б.В. Экскурсоведение: М: Советский спорт, 2004. С 205)
Задача методических приемов – обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий; как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т.д.
Итак, решающее значение в успехе разработки новой этнографической экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который является зрительной основой в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.
Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек для наблюдения.
Информация о работе Разработка и проведение этнографических экскурсий