Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:02, дипломная работа
Целью исследования является разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристической фирмы на примере ООО «Туррителла» и обоснование экономической целесообразности их внедрения.
Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
рассмотреть проблемы и перспективы развития внутреннего познавательного туризма в России;
рассмотреть сущность стратегии диверсификации в туристской деятельности;
исследовать теоретические аспекты формирования программ познавательного туризма;
представить общую характеристику деятельности ООО «Туррителла»;
проанализировать состояние рынка и оценить уровень конкурентоспособности ООО «Туррителла»;
разработать и обосновать эффективность программ познавательного туризма для ООО «Туррителла».
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО
ТУРПРОДУКТА КАК СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМЫ 8
1.1 Проблемы и перспективы развития внутреннего познавательного туризма в России 8
1.2 Сущность стратегии диверсификации
в туристской деятельности 12
1.3 Технология разработки нового турпродукта 15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТУРРИТЕЛЛА» 25
2.1 Общая характеристика фирмы 25
2.2 Анализ внутренней среды 25
2.3 Анализ внешней среды 31
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА «СЕРДЦЕ СЕВЕРНОЙ РУСИ» 40
3.1 Получение статуса туроператора 40
3.2 Разработка программы познавательного тура
«Сердце Северной Руси» 42
3.3 Экономическое обоснование познавательного тура
«Сердце Северной Руси» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Последние 15 лет спрос на туристические услуги внутри страны постоянно растет. При этом налицо несоответствие существующего туристического продукта и современного туристического спроса.
Разнообразие ландшафта, климатических условий, богатство растительного и животного мира, а также многочисленные объекты культурного наследия создают предпосылки для развития разных форм и видов туризма в Российской Федерации. Велики запасы ресурсов познавательного туризма: с стране насчитывается 85 тыс. памятников истории и культуры, около 2000 музеев, около 600 профессиональных театров, имеется большое количество современных культурных и промышленных объектов, а также памятников природы, представляющих интерес для туристов. Согласно исследованиям, потребуется около года непрерывного участия в экскурсиях, чтобы осмотреть основные достопримечательности страны. В стране имеется 16 особо примечательных объектов глобального значения, которые включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО от России, из них 11 – по номинации культурное достояние человечества и пять – по номинации природное наследие [23, с.45].
В настоящее время 11 объектов культурного наследия в общей сложности объединяют более 2 тыс. памятников культуры и истории: памятники градостроительства и архитектуры, монументального, инженерного и садово-паркового искусства, мемориалы и памятные места (Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Владимир, Суздаль), памятники археологии (например, сохранившиеся лабиринты на Соловках), участки культурного ландшафта (Кижи, Соловки) [23, с.48].
Пять объектов Всемирного природного наследия, находящиеся на территории России, включают природные заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, а также охранные зоны заповедников и парков. На Урале – «Девственные леса Коми», Дальнем Востоке – «Вулканы Камчатки», Северном Кавказе – «Западный Кавказ», в Восточной Сибири – «Озеро Байкал», в Западной Сибири – «Золотые горы Алтая». Они занимают площадь более 17 млн. га, в том числе 3,3 млн. га акватории [27].
В целом ресурсы познавательного туризма весьма неравномерно размещены по территории РФ: наиболее привлекательны в этом отношении Центр европейской части страны, Северо-Западный район, северная и центральная части Поволжья, Средний и Южный Урал, большим познавательным потенциалом обладает Северный Кавказ. Однако о настоящей развитости внутреннего познавательного туризма говорить не приходится, поскольку этот сегмент туристического рынка страдает крайней нехваткой ресурса туристического продукта в комплексе.
Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего познавательного туризма, в настоящее время являются [29]:
Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает [27]:
Диверсификация – (от лат. diversus – разный и facere – делать) – расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства [18, с.125].
Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Сформулированы основные факторы, обуславливающие выбор стратегии диверсифицированного роста:
Основными стратегиями диверсифицированного роста являются следующие [20, с.211]:
1) стратегия центрированной
диверсификации базируется на
поиске и использовании
2) стратегия горизонтальной
диверсификации предполагает
3) стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.
В туризме выделяют три способа диверсификации производственной деятельности: концентрический, горизонтальный и вертикальный (конгломератный).
Концентрическая диверсификация подразумевает рост турфирмы за счет дифференциации в рамках того вида услуг, на котором специализируется фирма (предложение дополнительных услуг клиентам).
Горизонтальная диверсификация состоит в организации таких видов деятельности, которые напрямую не связаны с нынешней специализацией турфирмы (открытие новых маршрутов, направлений, освоение новых видов туризма и обслуживания и т. д.).
Вертикальная (конгломератная) диверсификация включает открытие новых видов деятельности. Например, туроператор создает свое агентство, открывает свой гараж для трансфертов, в дальнейшем строит гостиницы, рестораны, открывает свою авиакомпанию.
В мировой практике вертикальная (конгломератная) диверсификация встречается часто, но она возможна только при достижении определенного объема капитала и оборота.
Среди особых мер диверсификации туристского продукта можно особо выделить [20, с.215]:
1. Освоение новых направлений (стран). Часто меняющаяся мода на туристские путешествия, давление конкурентов и желание расширить своё присутствие на рынке обуславливают решение турфирмы разработать туры в новые страны или по новым маршрутам.
2. Указанные выше обстоятельства также вынуждают турфирмы обратиться к использованию новых видов туризма, например, автобусных и круизных, экзотически и других путешествий
3. Общий интерес для всех туристских фирм представляет увеличение специальных туристских путешествий в несезонный период, когда количество поездок по традиционным маршрутам и видам туризма резко сокращается. В этих целях туристские фирмы вынуждены осваивать осеннее зимние направления и соответствующие виды туризма (туры для горнолыжников, туры на встречу нового года и на Рождество, туры в тропические страны, фестивальные и специализированные туры и др.).
1.3 Технология разработки нового турпродукта
Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Турпродукты можно разделить на индивидуальные, когда для конкретного клиента создается специальная программа, учитывающая его интересы и массовые, когда один и тот же определенный набор услуг продают разным людям. Чаще всего массовым турпродуктом является тур-пакет, который заказчик может расширить, необходимыми для него товарами и услугами, в том числе, непосредственно, на месте их реализации. Кроме того, турпродукты можно классифицировать по стоимости, сезонности, виду туризма, к которому они принадлежат (санаторно-курортный, рекреационный, экологический, спортивный и пр.), по транспорту (автобусный, автомобильный и пр.), по массовости, по временной продолжительности и т. д. [8, с.120]
Туристский продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Основные потребительские свойства туристического продукта
Название |
Характеристика |
Обоснованность |
Предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и соответствующими условиями, основанными на потребностях туриста |
Надежность |
Соответствие реального |
Эффективность |
Достижение наибольшего |
Целостность |
Завершенность продукта, его способность
полностью удовлетворять |
Ясность |
Потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу |
Гибкость |
Способность продукта в системе обслуживания приспособиться к другому типу потребления и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала |
Полезность |
Способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста |
В процессе разработки тура надо взаимодействовать с такими объектами внешней среды как потребители, конкуренты, партнеры и поставщики. К внешней среде также относятся правительственные и иные государственные учреждения и организации, общественные и профессиональные объединения, представительства иностранных государств, союзы и иные объединения потребителей.
Основным видом туристского продукта является тур.