Разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристской фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристической фирмы на примере ООО «Туррителла» и обоснование экономической целесообразности их внедрения.
Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
 рассмотреть проблемы и перспективы развития внутреннего познавательного туризма в России;
 рассмотреть сущность стратегии диверсификации в туристской деятельности;
 исследовать теоретические аспекты формирования программ познавательного туризма;
 представить общую характеристику деятельности ООО «Туррителла»;
 проанализировать состояние рынка и оценить уровень конкурентоспособности ООО «Туррителла»;
 разработать и обосновать эффективность программ познавательного туризма для ООО «Туррителла».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО
ТУРПРОДУКТА КАК СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМЫ 8
1.1 Проблемы и перспективы развития внутреннего познавательного туризма в России 8
1.2 Сущность стратегии диверсификации
в туристской деятельности 12
1.3 Технология разработки нового турпродукта 15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТУРРИТЕЛЛА» 25
2.1 Общая характеристика фирмы 25
2.2 Анализ внутренней среды 25
2.3 Анализ внешней среды 31
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА «СЕРДЦЕ СЕВЕРНОЙ РУСИ» 40
3.1 Получение статуса туроператора 40
3.2 Разработка программы познавательного тура
«Сердце Северной Руси» 42
3.3 Экономическое обоснование познавательного тура
«Сердце Северной Руси» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Светы.doc

— 2.29 Мб (Скачать файл)

Туром называется совокупность определенных туристических услуг и товаров туристического назначения.

Туры можно классифицировать по различным признакам [16, с.141].

1. В зависимости от вида заявки туры могут быть групповые и индивидуальные.

Групповые туры, или туры с сопровождением, характеризуются относительно невысокой стоимостью и, следовательно, доступностью массовому туристу, однако недостатком для потребителей может стать требование подчинения общему расписанию и порядку поездки.

Такой тур предусматривает  предварительное планирование, осуществляется в сопровождении профессионального  гида, постоянно находящегося с группой, происходит предварительный заказ  и оплата авиабилетов, гостиниц и  питания.

Индивидуальные туры, или туры без сопровождения, независимые туры, предполагают самостоятельную поездку туриста по спланированному маршруту. Такой тур характеризуется большей трудоемкостью, чем групповые туры, так как бронирование, диспетчеризация и другие необходимые услуги оказываются в отдельности каждому туристу.

В индивидуальных турах  туристу предоставляется больше самостоятельности, но они, как правило, более дорогие, так как стоимость  предоставляемых услуг оплачивается только этим туристом, тогда как  стоимость туристических услуг при групповом туре складывается из вложения всех участников в группе.

2. В зависимости от услуг, входящих в тур, туры могут быть: пэкидж-тур и инклюзив-тур.

В пэкидж-тур входят комплексные тур услуги: питание, проживание, экскурсионное-развлекательное обслуживание, спортивно-оздоровительные, бытовые, медицинские и т. д.

Инклюзив-тур включает отдельные туристические услуги по выбору и желанию туриста: дополнительное питание, экскурсионное, развлекательное обслуживание, транспорт и др.

На практике такой вид тура пользуется большой популярностью, так как турист заказывает набор основных услуг, необходимый и достаточный туристу по его усмотрению, в дальнейшем он приобретает дополнительные услуги по мере возникновения потребности в них. Такие туры удобны и выгодны туристам, предпочитающим самостоятельно планировать свой отдых.

После того, как фирма  определила турпродукт, который она  планирует реализовать на рынке, необходимо проанализировать уровень  потребительского спроса на данный тур. Данное исследование может проводиться маркетологом туристической фирмы или консалтинговыми фирмами, которые могут организовать определенные маркетинговые исследования с целью изучения ситуации на рынке тур услуг и описания перспектив ее изменения.

Если спрос на данное предложение существует, фирма приступает к детальной разработке тура: составлению подробного маршрута путешествия, расписания поездки и т.д. Фирма также должна приступить к оформлению необходимых документов и договоров по разрабатываемому турпродукту.

Проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов.

Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (или краткое описание) – набор  требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг.

Характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид  услуги. В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и для окружающей среды.

Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать [8, с.149]:

  • описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
  • характеристики процессов обслуживания туристов;
  • требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;
  • необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;
  • договорное обеспечение обслуживания;
  • гарантии обслуживания туристов;
  • согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.

Конкретные требования к процессу обслуживания туристов не могут быть ниже требований действующих нормативных документов.

Проектирование процесса обслуживания туристов осуществляется по отдельным этапам предоставления услуги и с обязательным составлением для каждого из них технологических  карт. Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и пр.).

Проектирование услуги «туристское путешествие» предусматривает  два этапа [14, с.150]:

1) проектирование каждого  тура, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов;

2) проектирование услуги  «туристское путешествие» в целом.

При проектировании услуги по запросам туриста необходимо учитывать  возможности предприятия – исполнителя  услуги.

Краткое описание услуги «туристское путешествие» составляется на основе изучения потребностей и  платежеспособности населения, спроса на виды туристских путешествий, а также  на основе изучения возможностей рекреационных  ресурсов в конкретном районе. Оно конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов.

При разработке программы  обслуживания определяются:

  • маршрут путешествия;
  • перечень туристских предприятий – исполнителей услуг;
  • период предоставления услуг каждым предприятием – исполнителем услуги;
  • состав экскурсий и достопримечательных объектов;
  • перечень туристских походов, прогулок;
  • комплекс досуговых мероприятий;
  • продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;
  • количество туристов, участвующих в путешествии;
  • виды транспорта для внутренних перевозок;
  • потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;
  • необходимое количество транспортных средств;
  • порядок подготовки рекламных, информационных материалов, форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.

Результатом проектирования тура является правильное содержание:

а) технологической карты туристского  путешествия;

б) графика загрузки предприятия - поставщика услуг;

в) информационного листка к туристской путевке;

г) программы обслуживания туристов.

Калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех издержек, связанных с  формированием и реализацией  единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта. Например, при затратах у туроператора по формированию и реализации турпродукта в размере 400 руб. и продажной цене туристской путевки 500 руб. прибыль от реализации одной путевки составит 100 руб. 

Калькулирование полной себестоимости турпродукта – это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы турпродукта. В основе этого метода лежит группировка расходов по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг. 

Состав затрат, учитываемых  при калькулировании турпродукта, определен Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью.

Все затраты туроператора подразделяются на производственные (связанные с формированием турпродукта) и коммерческие (связанные с его продвижением и продажей).

Производственные затраты  в зависимости от способа их включения  в себестоимость турпродукта  делятся на:

– прямые – это затраты, которые можно непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования;

– косвенные (накладные) – затраты, связанные с деятельностью  фирмы в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов (распределяются).

Прямые расходы включают:

А) Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве турпродукта. Это расходы на услуги:

  • гостиниц (иных организаций по размещению и проживанию туристов);
  • перевозчиков;
  • организаций общественного питания;
  • экскурсионных бюро и иных аналогичных организаций по экскурсионному обслуживанию;
  • медицинских учреждений, санаториев и профилакториев по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;
  • связанные с оформлением визы и иные затраты по оформлению поездки;
  • организаций культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;
  • по страхованию туристов в период поездки;
  • гидов, сопровождающих;
  • иные услуги, используемые при производстве турпродукта.

Б) Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала. Сюда можно отнести:

  • затраты на оплату труда менеджеров, включая вознаграждение персонала, которое выплачивается по договорам гражданско-правового характера;
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;
  • затраты, связанные со служебными разъездами в пределах пункта нахождения турфирмы или ее структурного подразделения, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта работников.

В) Затраты подразделений туристической организации, участвующих в производстве турпродукта. К ним относят:

  • имеющиеся на балансе гостиницы, дома отдыха и т. д.;
  • спортивные сооружения;
  • транспортные средства (например, экскурсионные автобусы) и т. д.

Накладные затраты включают такие статьи, как:

  • оплата труда работников аппарата управления;
  • командировочные расходы;
  • расходы на содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного и хозяйственного назначения;
  • расходы на коммунальные услуги, обслуживание офисной техники;
  • расходы на пожарную и сторожевую охрану помещений;
  • расходы на содержание и эксплуатацию служебного автотранспорта;
  • амортизация основных средств;
  • затраты, связанные с разработкой новых направлений;
  • стоимость услуг связи;
  • расходы на канцтовары, приобретение бланков строгой отчетности;
  • расходы на информационные, юридические, аудиторские услуги, а также затраты, связанные с услугами сторонних организаций по подбору кадров;
  • затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
  • представительские расходы;
  • прочие затраты, связанные с производством турпродукта.

К коммерческим затратам, связанным с продвижением и продажей турпродукта, относятся:

  • расходы, связанные с деятельностью точек реализации в качестве подразделений организации, как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс;
  • затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям;
  • затраты на рекламу, организацию или участие в выставках, направленных на продвижение турпродукта.

В настоящее время  основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. 

При организации групповых туров обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции – до 10%, по срокам и продолжительности – до 5%, в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии - до 10%. С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, в других местах пребывания туристов. Нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламирует таким образом не только свои туры, но и страну в целом. Скидки могут также производиться при предварительной оплате туристского обслуживания. В целом цена на туристское обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20 %. 

Информация о работе Разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристской фирмы