Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:01, курсовая работа
Значение и роль туризма в наше время для развития экономики
государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Её развитие представляет обширный рынок рабочих мест.
В XX в. туризм превратился в одно из наиболее значимых социальных
явлений. Расходы населения на туристские услуги в ряде стран занимают
третье место после затрат на питание и жильё.
Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием туристский пакет, который включает четыре обязательных элемента: туристский регион, транспортные услуги, услуги средств размещения, трансфер. Этот пакет обязательных туристских услуг и отличает туристский пакет от туристского продукта, так как туристский пакет - это только часть туристского продукта, точнее, обязательная часть тура. В зависимости от вида тура в нем могут отсутствовать те или иные элементы.
Туристский маршрут - это заранее спланированный путь передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью предоставления им предусмотренных программой обслуживания услуг.
Комплекс услуг на маршруте - это те условия, которые не входят в туристский пакет, по которые клиент пожелал включить в программу, а туроператор должен обязательно выполнить.
Дополнительные туристско-экскурсионные услуги - услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой и соответственно не входящие в основную стоимость путевки и предоставляемые но месту отдыха по мере возникновения потребности в них. К ним относятся: прокат, телефон, почта, обмен валюты, дополнительное питание и многие другие.
Наряду с основными и дополнительными услугами, разница между которыми состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом комплексу услуг (туру), в структуру туристского продукта входят также сопутствующие услуги, к которым относят товары.
Товары
как элемент туристского
В последнее время наблюдается заметная тенденция к переходу от методов массового маркетинга — «конвейерного» туристского продукта к продукту дифференцированному. Фирмы вынуждены учитывать психологию потребителей-туристов, которые стремятся к достижению максимальной свободы в выборе услуг и все больше предпочитают индивидуальные поездки, выбранные по собственному вкусу. Групповые туры па общеизвестные и явно «перенаселенные» курорты многих уже не удовлетворяют. Общей тенденцией является также сокращение набора услуг, включаемых в тур, за счет чего создается иллюзия дешевых поездок. Некоторые предприятия формируют туристский продукт только из обязательных услуг, которые позволяют им получить у производителей льготные тарифы: проезд, размещение и трансфер. Остальные необходимые услуги туристы приобретают в ходе путешествия за дополнительную плату.
Глава 2. Разработка
и внедрение на
рынок нового туристского
продукта
2.1.
Стадии разработки
туристского продукта
Ситуация
на российском рынке туристских услуг
складывается сегодня таким образом,
что наблюдается насыщенность его
турфирмами, что ведет к ужесточению
конкуренции. При этом большинство
туристских предприятий имеют ограниченные
финансовые, трудовые и другие ресурсы.
Следовательно, турфирмы не могут распылять
свои усилия с целью удовлетворения
всех клиентов. Поэтому для эффективной
и прибыльной деятельности берут
на вооружение концепцию целевого маркетинга,
в основе которой лежит сегментация
рынка и выбор целевых
После того, как туристское предприятие определяется в выборе наиболее перспективного целевого рынка, принимается решение о разработке конкретного туристского продукта для выбранного сегмента рынка.
Разработка любого нового туристского продукта начинается с поиска идей. Поиск идей предполагает определение объекта путешествий. В качестве источников идей для создания новинок могут выступать:
1.
потребители, нужды и
2. продукты конкурентов;
3.
персонал фирмы, находящийся в
повседневном контакте с
4.
статистика поездок русских
Вторым этапом разработки турпродукта является отбор идей. Отбор идей – это обоснование вида разрабатываемого продукта, главная цель такого отбора – найти хорошие идеи и как можно быстрей избавиться от плохих.
После
того как центральная идея определена
и одобрена, наступает этап разработки
концепции турпродукта и его
проверки. Следует различать идею
продукта и его замысел. Идея продукта
представляет собой общее представление
о возможном продукте, который
фирма могла бы предложить рынку.
Замысел продукта – проработанный
вариант идеи, выраженный значимыми
для потребителя понятиями (потребительскими
свойствами турпродукта). Потребительские
свойства турпродукта определяются
полезностью и
Для
того чтобы разработать
1. анализ рыночных возможностей, открываемых продуктом-новинкой
2.
анализ возможностей
3.
соотношение имеющихся
Если анализ всех указанных основных частей маркетинговых возможностей прошел успешно, можно приступать непосредственно к разработке турпродукта. Фирма определяет содержание своего продукта, куда входит: страна путешествия, вид туризма, сезон и продолжительность поездки, маршрут следования, классность услуг. При разработке турпродукта необходимо уметь правильно скомпоновать предложение.
Разработанный
турпродукт подлежит экономической
оценке и целесообразности внедрения
его на рынок. Фактически данный этап
предполагает разработку бизнес-плана
по выведению продукта на рынок. Необходимо
провести технико-экономическое
Новый разработанный тур не сразу становится продуктом для продажи. Предварительно необходимо его экспериментальное внедрение. Наиболее часто встречающимися формами экспериментальной проверки — апробации туристских продуктов являются рекламные и обучающие туры, пробные продажи.
Рекламные туры предназначены для информирования целевой аудитории о существовании нового продукта, наглядная демонстрация его потребительских свойств, достоинств и конкурентных преимуществ. Обычно рекламные туры проводятся для представителей средств массовой информации, авторитетных для целевых групп потребителей людей, а также турагентств, которые впоследствии будут осуществлять продажу данного продукта.
Стади-туры или инфо-туры (обучающие туры) — это поездки, организуемые туроператором, направленные на формирование представления о характеристиках нового туристского продукта у сотрудников отдела продаж самого туристского предприятия и представителей турагентств. Основная цель инфо-туров — популяризация маршрута и рост объема продаж в данном направлении посредством:
1.
ознакомления со всеми
2.
изучения технологии оказания
тех или иных услуг их
Пробные продажи проводятся для относительно небольших групп туристов (как правило, постоянных клиентов предприятия) до начала сезона массовых продаж. В данном случае новый продукт получает реальную оценку потребителей, что позволяет внести необходимые коррективы как в перечень услуг, так и в процесс их предоставления.
Таким образом, этап испытания продукта в рыночных условиях позволяет на практике проверить качество туристского продукта, потребность в нем, доступность, цены. В случае положительных результатов рыночного испытания туристское предприятие принимает окончательное решение о выведении туристского продукта на рынок.
Пробный
маркетинг дает руководству компании
необходимую информацию для принятия
окончательного решения: выпускать или
не выпускать новый продукт. Реализация
тура - это сложная система операций, включающая
заключение договоров с поставщиками
услуг и товаров, подготовку путевок и
договоров, информационное обеспечение
тура, бронирование и обеспечение туристов
проездными билетами, оформление страховки,
подготовку кадров для тура, собственно
организация тура.
2.2.
Обеспечение качества
туристского продукта
Качество
турпродукта – совокупность свойств
тур услуг и процессов
Качество тур услуг имеет 3 уровня:
1. Техническое качество (состояние инфраструктуры)
2. Социальное качество (уровень сервиса, профессионализм персонала)
3.
Качество окружающей среды (
Обязательные
требования к качеству тур услуг:
безопасность жизни и здоровья; гарантия
предоставления услуг, согласно путевке;
сохранность имущества
Критерий
качества выражается через систему
показателей, отражающих различные
виды деятельности по обслуживанию туристов.
На качество тур обслуживания влияют
факторы такие факторы как: природно-климатические,
культурно-исторические, психологические,
специфические потребности
Стандарты качества тур обслуживания определяются системой стандартизации и сертификации. Стандартизация является важнейшим инструментом государственного регулирования туристской деятельности и защиты прав потребителей тур услуг. Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Важным
элементом системы
Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям.
Обязательная сертификация тур продукта проводится на определенной государством законодательной и нормативной базе - законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «Об основах тур деятельности». Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.
Для
сертификации туристских услуг применяют
схемы, рекомендованные для