Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:12, курсовая работа
Планирование имеет следующие особенности:
- предварительное принятие решений, нацеленное на достижение определенных результатов в перспективе;
- достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, что приводит к постоянным изменениям как в объекте планирования, так и во внешней среде, следовательно, система планирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям среды, т.е. любой план нуждается в постоянной корректировке;
- планирование всегда связано как с предотвращением ошибочных действий, так и с сокращением числа неиспользованных возможностей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и значение планирования…………………………………………………………
1.2 Задачи и принципы планирования на предприятии………………………………………
1.3. Процесс планирования на предприятии………………………………………………….
2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…..
3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………………………..
3.2 Анализ системы планирования на предприятии………………………………………..
3.3 Рекомендации по совершенствованию процесса планирования на предприятии……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
7) непротиворечивость (согласованность)
различных видов планов
8) обязательность исполнения
плана. Принятый к выполнению
план предприятия (
1.3 Процесс планирования на предприятии
Для создания и успешного функционирования системы планирования должны быть созданы следующие предпосылки:
1) кадровые, которые включают
готовность руководства
2) организационные, т.е. дееспособная организация предприятия;
3) методические, т.е. разработанная
на предприятии система планов,
установившаяся методика их
4) информационные, т.е. наличие
эффективного инструментария
Существуют особые правила планирования деятельности предприятия, которые касаются порядка организации плановых работ, особых приемов (методов) и схем планирования. Различают четыре основных этапа плановой работы на предприятии:
1) анализ ситуации на
рынке (в регионе, отрасли,
2) анализ текущей и перспективной позиции предприятия (подразделения);
3) собственно планирование;
4) контроль за выполнением плана.
Как отмечал в своих работах Н.Д. Кондратьев, важнейший элемент плановой работы - анализ ситуации на рынке. Он проводится на основе экспертных оценок, подтвержденных кратким статистическим анализом, цель которого - выявить основные рыночные тенденции за время, предшествующее планируемому. Исследуемый период должен превышать планируемое время или, как минимум, соответствовать ему.
В результате аналитической работы составляются прогнозы, касающиеся положения предприятия на рынке, а именно:
- экономические прогнозы;
- прогнозы развития конкуренции;
- прогнозы развития технологии;
- прогнозы состояния рынка;
- социальные прогнозы - исследуют отношение людей к тем или иным общественным явлениям.
Анализ позиции предприятия предполагает оценку: положения предприятия на местном рынке; технической обеспеченности; развития сети учреждений предприятия; инфраструктуры предприятия; кадровых ресурсов.
На основе проведенного анализа ситуации в регионе, изучения места предприятия на рынке, анализа технического и кадрового потенциала формулируются рыночные (внешние) и внутренние задачи (цели) предприятия на предстоящий плановый период.
Постановка целей предприятия неразрывно связана с планированием его деятельности. Без четких, реально достижимых целей предприятие обречено на провал, так как незнание направления движения фирмы, невозможность контроля за промежуточными результатами, отсутствие плана действий не позволяют предприятию развиваться.
К рыночным задачам относятся:
усиление или сохранение позиций
на местном рынке, достижение к концу
планового периода конкретных объемов
производства, формирование универсального
конкурентного спектра
К внутренним целям относятся: достижение контрольных показателей деятельности предприятия (финансовых, структурных, качественных), поддержание определенного уровня ликвидности (оптимальные уровни доходности и риска), реструктуризация активов и пассивов, развитие внутренних ресурсов предприятия (персонал, материально-техническое и программно-информационное обеспечение, совершенствование сети филиалов и пр.).
Планирование деятельности предприятия должно осуществляться по принципу оптимального использования ресурсов. В случае перевыполнения или недовыполнения плана решение о привлечении и использовании ресурсов следует принимать в соответствии с утвержденными руководством структурными показателями деятельности предприятия.
Порядок планирования, перечень
видов планов в целом по предприятию
и их структура устанавливаются
руководством предприятия в обязательных
для выполнения нормативных актах.
Порядок планирования деятельности
отдельных подразделений
Планы, разработанные плановым отделом, становятся обязательными для выполнения всеми подразделениями предприятия после утверждения их руководством (дирекцией) предприятия, за исключением планов, отнесенных к компетенции его плановых служб.
Контроль, являясь продолжением
планирования, сопровождает процесс
выполнения планов. Контроль предполагает
учет фактических показателей (результатов
выполнения решений) и сравнение
их с плановыми показателями для
определения результатов
Контроль включает также анализ возможных отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют принятие новых решений, которые, в свою очередь, инициируют проведение корректирующих мероприятий. Таким образом обеспечивается долгосрочный обучающий эффект.
Главный смысл контроля - создать гарантии для выполнения планов и повысить эффективность управления.
Контроль неразрывно связан с материальной и административной ответственностью руководителей подразделений за выполнение установленных плановых заданий.
2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО
Отличительной особенностью
производственной деятельности предприятий
торговли на современном этапе является
функционирование их в условиях развивающихся
рыночных отношений. Это в равной
степени относится и к
В рациональной организации
товароснабжения на предприятии
большую роль играют проблемы, связанные
с транспортировкой грузов. Они обусловлены
удаленностью источников сырья от пунктов
производства, пунктов производства
от пунктов потребления, затратами
на транспортировку сырья и
Особую важность в связи
с этим приобретают вопросы научно-
В процессе разработки планов
торгового предприятия
При выборе конкретных методов планирования учитываются следующие факторы:
- длительность планового периода;
- особенности расчетов планового показателя;
- обеспеченность исходной информацией и возможность ее использования;
- наличие соответствующей
технической базы обработки
- уровень квалификации работников.
При планировании деятельности предприятий торговли применяют следующие основные методы:
- нормативный;
- расчетно-аналитический;
- балансовый;
- экономико-математические.
Сущность нормативного метода
состоит в том, что для расчета
того или иного планового показателя
применяются нормы и технико-
Расчетно-аналитический
метод планирования используется в
том случае, когда отсутствуют
технико-экономические
Балансовый метод
Балансовые расчеты
Отличительной особенностью большинства экономических процессов на уровне торгового предприятия является их неопределенность, а также одновременное воздействие многих, часто взаимозависимых, факторов. В этом случае плановые расчеты целесообразно производить с помощью экономико-математических методов, из которых наиболее широкое применение в торговле нашли стохастические (корреляционные) модели. Сущность корреляционных экономико-математических моделей состоит в нахождении количественного выражения взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими, и последующем экстраполировании этих зависимостей на определенный плановый период.
При использовании таких моделей в плановом процессе необходимо соблюдать следующие требования:
- модель в качественном
отношении должна быть
- выбранная математическая
форма описания экономических
взаимосвязей (уравнение регрессии)
должна в наибольшей степени
соответствовать
- исходная база данных,
включаемых в модель, должна быть
однородна, сопоставима и
- в модель должны включаться
не все, а наиболее
- параметры, рассчитанные
по экономико-математической
Экономико-математические модели
применяются не только для описания
экономического явления, но и для
формализации экономических задач,
поэтому возникает
Наряду с выбором критерия оптимальности важное значение при постановке планово-управленческой задачи имеет вопрос об ограничениях, отражающих условия осуществления торгового процесса, исходя из заданных товарных, трудовых ресурсов, торговых мощностей, объема и структуры спроса и т. п. Например, при планировании объема розничного товарооборота ограничения должны учитывать объем спроса, товарное предложение, торговые мощности.
Планирование торговли не
может ограничиваться изучением
хозяйственной деятельности и возможностей
только самих торговых организаций.
Необходимо также изучать экономику
района деятельности торговой организации,
без чего невозможно обоснованно
планировать товарооборот, торговую
сеть и другие показатели торговой
деятельности. Для этого используются
такие социально-экономические
Информация о работе Рекомендации по совершенствованию процесса планирования на предприятии