Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть сущность рекреационных ресурсов и проанализировать различные подходы к классификации рекреационных ресурсов.
Достижение цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- выяснить что такое рекреация;
- выявить функции рекреации;
- обозначить связь рекреации и отдыха;
-рассмотреть ресурсы как основу развития рекреации;
- выявить сущность рекреационных ресурсов;
- представить подходы к классификации рекреационных ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рекреация и ресурсы
1.1.Терминологический аспект рекреации5
1.2.Отдых и рекреация7
1.3.Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации……………………………………………………………………….....9
1.4. Ресурсы как основа развития рекреации………………………………...13
Глава 2. Характеристика рекреационных ресурсов
2.1. Терминологический аспект и сущность рекреационных ресурсов 16
2.2. Подходы к классификации рекреационных ресурсов 20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28
Основная ее задача – восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, развитие его духовного мира, творческих способностей.
Хотя в науке до сих пор не существует общепринятой классификации общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на три основные группы:
Каждая из этих групп связана с определенной сферой деятельности людей, но непреодолимых границ между ними нет. Ясно, что сохранение и восстановление здоровья человека может быть рассмотрено в рамках медико-биологических функций рекреационной деятельности; культурно-воспитательные функции включают воспитание гармонически развитой личности, а к экономической функции относятся воспроизводство трудовых ресурсов, увеличение занятости населения.
Рассмотрим подробнее каждую из функций.
Медико-биологическая функция. Различают две стороны медико-биологических функций рекреационной деятельности: лечение и оздоровление.
Санаторно-курортное лечение необходимо для восстановления здоровья людей, перенесших заболевание и нуждающихся в продолжении лечебного процесса. Необходимость оздоровления определяется тем, что во время трудовой и бытовой деятельности даже у практически здорового человека возникает состояние утомления - временное снижение работоспособности. Для предупреждения утомления труд должен сменяться отдыхом.
Одним из важнейших свойств рекреационной деятельности, способствующих быстрому снятию усталости, является ее активность. При активной деятельности восстановительные процессы протекают быстрее, чем при пассивном отдыхе. Формой активной рекреационной деятельности может быть переключение с одного вида деятельности на другой (переключение с одного вида умственной работы на другой, посещение театра, чтение книг, слушание музыки). В качестве формы активной рекреационной деятельности имеет физическая деятельность. В зависимости от возраста организм нуждается в различных (по длительности, величине и характеру физических нагрузок, характеру и количеству эмоциональных переживаний) условиях рекреационной деятельности. Так условия рекреационной деятельности детей должны отличаться разнообразием впечатлений и нагрузок, в среднем и преклонном возрасте нагрузки должны носить равномерный характер и протекать в спокойной эмоциональной обстановке. В среднем и пожилом возрасте физические упражнения, активизируя организм и противодействуя процессу старения, даже более важны, чем в молодости. Таким образом, каждому возрастному периоду должны соответствовать специфические циклы занятий.
Учет медико-биологических функций позволяет сформулировать некоторые предпосылки организации рекреационной деятельности:
Социально-культурная функция. Ведущая функция рекреации. Социально-культурные функции определяются потребностью общества в формировании всесторонне и гармонически развитой личности. Культурные, или духовные, потребности – это потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Это четко выражено в структуре занятий на туристических маршрутах, в организации отдыха в санаториях и домах отдыха. Туризм открывает большие возможности для общения человека с природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.
Экономическая функция. Она связана с ролью человека как основной производительной силой общества. Рекреационная деятельность в отличие от трудовой деятельности человека протекает в сфере потребления.
Удовлетворение рекреационных потребностей обеспечивается совокупностью услуг и товаров, связанных между собой. Здесь действуют принципы: взаимозаменяемости и взаимодополняемости.
В организационном и экономическом плане существенны два аспекта взаимозаменяемости. Во-первых, взаимозаменяемость одинаковых по функции услуг, различаемых лишь по качеству (например, перемещение обеспечивается разными видами транспорта, с разной степенью комфортности и при разных скоростях движения). Во-вторых, взаимозаменяемость услуг, удовлетворяющих одну потребность (например, лыжная прогулка может быть заменена катанием на коньках, купание в море - купанием в реке или бассейне).
Под взаимодополняемостью понимается такая экономическая связь, когда пользование одной услугой предполагает приобретение еще ряда единичных или комплексных услуг. Например, приобретение транспортных услуг для перемещения в район отдыха автоматически вызывает потребности в средствах размещения предприятий питания в месте отдыха.
Одним из путей удовлетворения рекреационных потребностей выступает рынок рекреационных товаров и услуг, где последние являются товаром. В этом качестве они участвуют в удовлетворении платежеспособного спроса населения. Расширение объема предлагаемых рекреационных товаров и услуг способствуют расширению сферы предложений, возрастанию удельного веса удовлетворенного платежеспособного спроса.
Для многих стран мира туризм стал важным, а иногда и основным, источником поступления валюты. Однако для отдельных стран значение этой функции неоднозначно. Приток валюты в одни страны сопровождается ее оттоком из других. США, Германия, Япония теряют от международного туризма огромные суммы (основные туристы в мире), тогда как Испания, Греция, Италия за счет международного туризма имеют громадные валютные поступления.5
Все эти функции помогают выявить общие тенденции развития рекреации в современный период. Можно выделить следующие тенденции:
1.4. Ресурсы как основа развития рекреации
На процессы быстрого и эффективного восстановления жизненных сил и пополнение растраченной в процессе трудовой деятельности энергии в рекреации большое влияние оказывают природные условия и ресурсы.
Рассмотрим термин «ресурсы» с точки зрения разных источников.
Ресурсы - (от франц. ressource - вспомогательное средство), денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (напр., природные ресурсы, экономические ресурсы). 6
Ресурсы - средства, запасы, возможности, источники чего-либо, совокупность материально- вещественных благ.7
Природные ресурсы - это та база, опираясь на которую развивается рекреация. Не смотря на то, что целый ряд научно- исследовательских институтов занимается изучением природных рекреационных ресурсов, в отечественной и зарубежной литературе нет единства взглядов на сущность и классификацию, что в свою очередь не позволяет произвести их реальную оценку.
Некоторые авторы предлагают
сугубо биологический подход, т.е. к
природным ресурсам они относят
разнообразные средства существования
людей, которые они черпают
Для организации отдыха наиболее значимы геологические (источники гидроминеральных вод и лечебные грязи, уникальные ресурсы), климатические (инсоляционный режим, атмосферная циркуляция, режим влажности и осадков), ландшафтные (горы, лес, наличие моря или других крупных водоемов) и биологические (флора, фауна, почва и т.п. ) ресурсы.
Следует заметить, что природные тела, явления процессы и отдельные элементы рельефа могут выступать в качестве условий рекреационной деятельности, так и в качестве ресурсов. Рассмотрим это на примерах.
Исходя из общепринятого
определения природных
Рекреация относится к
такому избирательному виду деятельности,
который становится необходимым
условием нормальной человеческой жизни,
средством компенсации
Глава 2. Характеристика рекреационных ресурсов
2.1. Терминологический аспект и сущность рекреационных ресурсов
Термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. Еще в 1950- 1960 гг. он в научной литературе не встречался, и, очевидно, появился где- то в период 1968- 1971-х гг. Именно в те годы Ефремов Ю. К. в одной из своих работ предложил к рекреационным ресурсам относить места отдыха и туризма. Тогда же Нефедова В. Б. предложила рассматривать в качестве рекреационных ресурсов такие элементы природы, как геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные воды, растительность и почву. Далее в течение последующих трех десятилетий экономисты, географы и ученые других специальностей уточняли содержание этого понятия. Так, Родоман Б.Б. рекомендовал причислять к рекреационным ресурсам только те элементы географической среды, которые могут быть использованы для отдыха. Подобной точкой зрения придерживались Преображенский В.С. и Веденин Ю. А. (1975). Цитируя Реймерса Н. Ф., можно сказать, что «рекреационные ресурсы - это часть природных и культурных ресурсов, обеспечивающая отдых как средство для поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей» (1990).
В настоящее время имеется множество определений термина «рекреационные ресурсы», одни из них более удачны, другие- менее.
По определению Николаенко Т. В. к рекреационным ресурсам относятся компоненты природной среды и феномены социокультурного характера, которые благодаря определенным свойствам могут быть использованы для организации рекреационной деятельности.
По мнению В.А. Квартальнова
(2000), «рекреационные ресурсы - это часть
туристических ресурсов, представляющая
собой природные и
Согласно данным Н. С. Мироненко рекреационные ресурсы - это объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения.
Таким образом, обобщив все точки зрения, можно заключить, что рекреационные ресурсы – это объекты и явления природы, природные, природно - антропогенные и антропогенные объекты, уникальностью, оригинальностью, экзотичностью, эстетической привлекательностью, доступностью, целебно- оздоровительной и социально- культурной значимостью для рекреационной деятельности и используемые в соответствии с уровнем отдыха некоторого контингента людей в течении некоторого времени.
Рекреационные ресурсы оказывают влияние на формирование рекреационных районов и центров, их специализацию и экономическую эффективность.
Рекреационным ресурсом является почти любое место, отвечающее следующим критериям:
Рекреационные ресурсы обладают рядом свойств:
во-первых, они историчны, т.е. могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико- экономических и социальных возможностей.
Информация о работе Рекреационные ресурсы и их классификация