Религиозная экскурсия по о. Кижи Республика Карелия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время наблюдается рост интереса к религиозным представлениям других народов. Часто можно увидеть крещеного православного, который совершает духовное паломничество в тибетские монастыри. Возможно, данный факт обусловлен спецификой массовой культуры в условиях глобального информационно-коммуникативного пространства, в контексте которого происходит размывание границ локальных культур. Одним из последствий массовизации и универсализации культуры становится формирование так называемой новой религиозности.

Содержание

Введение___________________________________________________2
Глава 1 Особенности религиозных экскурсий____________________4
1.1 Сущность религиозной экскурсии и особенности методики ее подготовки____________________________________________4
1.2 Особенности проведения религиозных экскурсий____________9
Глава 2 Религиозная экскурсия по о. Кижи Республика Карелия____12
2.1 Общая характеристика экскурсии _________________________12
2.2 Кижский погост ________________________________________13
2.3 Спасо-Преображенская церковь___________________________14
2.4 Покровская церковь_____________________________________16
2.5 Колокольня____________________________________________17
2.6 Церковь Воскрешения Лазаря ____________________________18
2.7 Часовня Михаила Архангела _____________________________20
2.8 Примерный текст экскурсии______________________________21
Заключение ________________________________________________29
Список литературы__________________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

В религиозных экскурсиях, как и в других видах экскурсий, для достижения наибольшего эффекта используются методические приемы показа и рассказа.

Методы показа объектов не просты, их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов. В технологии показа следует выделить две составные части.

Первая часть представляет собой краткое словесное описание внешних сторон экскурсионного объекта для привлечения к нему внимания экскурсантов, создания его зрительного образа с целью вычленения объекта из окружающей среды.

Она включает в себя: 1) указание на месторасположение объекта, которое может сопровождаться жестом руки; 2) характеристику внешних специфических черт объекта.

Вторая часть показа, содержательная. Она подразумевает использование методических приемов показа: предварительного осмотра,  зрительной реконструкции, зрительного монтажа, локализации событий, зрительного сравнения, зрительной аналогии, абстрагирования, показа наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», панорамного показа, движения вблизи объекта, приема переключения внимания.

Рассказ, как и показ, - основной элемент экскурсии, с помощью которого излагаются сведения, связанные с объектами экскурсии, в соответствии с ее темой, целью задачами. Рассказ неотделим от показа и подчинен ему.

Рассказ может строиться на основе индуктивного метода, т.е. от частного к общему, от наблюдений к выводам, или дедуктивного – от общего к частному. В экскурсионной практике чаще используется индуктивный метод, когда на примере анализа объекта показа экскурсовод приходит к общим положениям и выводам.

Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы зависит от верно отобранных методических приемов рассказа, какими являются экскурсионная справка, описание, объяснение, комментирование.

Методические приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием вопросов-ответов, прием заданий, прием новизны материала, прием соучастия, прием дискуссионной ситуации, прием сталкивания противоречивых версий, прием проблемной ситуации, прием отступления.

Рассмотренные методические приемы являются при проведении экскурсий основными, не единственными. Помимо методических приемов показа и рассказа в экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала, сделать экскурсию более документальной, доказательной. Чем опытнее экскурсовод, тем большее количество методических приемов он использует в экскурсиях для достижения поставленной цели.

Особые методические приемы, используемые при проведении религиозных экскурсий: контраста, элементы ритуала, прослушивание звукозаписей, прием заданий, вопросно-ответный методический прием, риторические вопросы.

При организации экскурсий по православным храмам большую трудность представляют подбор и подготовка экскурсоводов. За годы безверия из нашей жизни ушли знания таинств и обрядов православной церкви, понимание языка молитвы. Закон Божий и история церкви давно исключены им программ учебных заведений. Знаниями, достаточными для всестороннего раскрытия темы экскурсии, как правило, обладает только экскурсовод, получивший определенное духовое образование и закончивший духовную семинарию, епархиальное училище или хотя бы катехизаторские курсы.

Следует избегать привлечения к работе в качестве экскурсоводов адептов различных сект. Присущие им фанатичность и тенденциозность изложения материала отвращают слушателей и могут привести к конфликтной ситуации и даже срыву экскурсии.

Экскурсовод должен хорошо разбираться в смысле церковнославянских слов и богословских терминов, использование которых совершенно необходимо в экскурсиях. Не всегда бывает достаточно простого перевода слова с церковнославянского на современный язык. Часто за ним стоит понятие, смысл которого утрачен за годы атеизма. Например, плащаница — это полотнище, но такое полотнище, в которое было обернуто тело Господа перед погребением. На ней чудесным образом отобразилось тело Христа. Плащаница является великой христианской святыней. Прямой перевод слова «плащаница» не раскрывает всего смысла символа. Объяснение смысла церковно-богословских терминов дает полноту и образность восприятия духа православия.

При подготовке текста экскурсии экскурсоводу следует использовать как церковные источники — Священное Писание, творения отцов Церкви, жития святых, так и светские — исторические, искусствоведческие. Сегодня в нашей стране существует много литературы на религиозную тему.

Настольной книгой экскурсовода, проводящего экскурсии в православных храмах, должен стать труд митрополита Димитрия Ростовского «Четьи Минеи». Эта книга предназначена верующим для чтения на каждый день. В ней помещены описания жития святых, выдержки из Священного Писания, множество поучений и статей духовного содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Религиозная экскурсия по острову Кижи Республики Карелия

2.1 Общая характеристика экскурсии

Вид экскурсии: тематическая - религиозная, пешеходная.

Цель: знакомство с православными достопримечательностями острова Кижи.

Задачи:

    1. Рассказать историю острова Кижи.
    2. Рассказать историю возникновения храмов.

Целевая аудитория: рассчитана на иногородних туристов, взрослые.

Продолжительность: 7 академических часов.

Описание маршрута:

    1. Кижский погост
    2. Спасо-Преображенская церковь
    3. Покровская церковь
    4. колокольня
    5. церковь Воскрешения Лазаря
    6. часовня Михаила Архангела

2.2  Кижский погост

Остров Кижи (кстати, в Карелии это название произносят с ударением на первый слог) и его островные и материковые окрестности были освоены людьми уже в глубокой древности. Здесь жили прибалтийско-финские племена весь и корела. Они-то и дали острову название Кижи – от слова «кижат», что означает «игрища». Согласно предположениям исследователей, в те стародавние времена на острове располагалось языческое капище, ведь, как известно, языческие обряды часто сопровождались ритуальными играми, песнями и плясками.

В пользу этого предположения говорит, как ни странно, и тот факт, что именно на острове Кижи сформировался храмовый ансамбль, ибо церкви часто ставились на тех местах, откуда были изгнаны идолы.

 Христианизация Обонежья связана  с приходом в эти края, богатые рыбой и пушниной, новгородцев. Уже в XII в. Новгород прочно утвердился на берегах Онежского озера. Местные племена частью были оттеснены на северо-запад, частью ассимилировались с пришельцами, приняв их обычаи, язык и веру.

Видимо, именно в это время на острове Кижи появилась первая церковь или, по меньшей мере, часовня.

Хотя в это трудно поверить, но в XVII в. Кижи были довольно крупным промышленным центром. В этих местах нашли медную руду, и новгородский предприниматель Семен Гаврилов занялся организацией металлургического производства.

К концу XVII в. на Кижском погосте действовало три медеплавильных завода! Позже на них стали выплавлять железо.

Местные крестьяне враждебно относились к промышленникам, поскольку были вынуждены отдавать земельные участки под добычу руды. Это вызвало несколько восстаний, которые были жестоко подавлены властями. После этого на стенах погоста была установлена памятная доска, надпись на ней гласит: «Здесь, у стен Кижского погоста, 1 июля 1771 г. отряд карателей подавил пушечным огнем восстание приписных крестьян олонецких петровских заводов».

Все успокоилось, когда были исчерпаны запасы руды и заводы прекратили свое существование. Природа обрела первозданную чистоту, и сюда устремились художники, архитекторы, чтобы увидеть великолепные образцы деревянных церквей. Постепенно Кижи стали известны во всей Российской империи.

В 1966 г. на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста основали историко-архитектурный музей «Кижи», куда было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других мест Карелии.

 

    1. Спасо-Преображенская церковь

Экспозиционный сектор: Русские Заонежья

Дата постройки: 1714 г.

Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район

Габаритные размеры: 37.0×20.0×29.0

Материалы: cосна, ель, осина.

Охранный статус: Памятник Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия Российской Федерации (особо ценный объект).

Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг.

Церковь Преображения Господня принадлежит к числу наиболее знаменитых памятников архитектуры в нашей стране. Более того, ее известность простирается далеко за пределы России, превращая Кижи в популярнейший туристический объект. Повсеместно в путеводителях говорится о неповторимом своеобразии Преображенского храма.

Конструктивной основой Спасо-Преображенского храма является восьмерик (восьмигранный сруб) с четырьмя двухступенчатыми прирубами, ориентированными по сторонам света. Алтарный (восточный) прируб в плане имеет форму пятиугольника. С западной части к основному объему примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик храма поставлены еще два, меньших размеров.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах.

Принято говорить, что храм Спаса Преображения выстроен без единого гвоздя, но это все-таки некоторая «полуправда». Гвозди при строительстве использовались – ими прибивали лемехи, покрывающие главки, чтобы те держались прочно и ровно.

Бревна сложены «насухо», без обычной прокладки из мха или пакли, так как церковь изначально возводилась как летняя и не нуждалась в дополнительном утеплении. Служили здесь от Пасхи до Покрова.

Существует придание, что строил церковь некий мастер Нестор, закинувший после окончания работы свой топор в озеро со словами: «Не было, нет и не будет такой». Но это только легенда – как и то, что план будущей постройки собственноручно начертил Петр I; имена де реальных «художников топора» до сих пор неизвестны.

 

2.4  Покровская церковь

Экспозиционный сектор: Русские Заонежья

Дата постройки: 1694-1764 гг.

Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район

Габаритные размеры: 26.0×8.0×32.0

Материалы: сосна, осина.

Охранный статус: Памятник Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, Памятник федерального значения.

Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, стоящий по соседству со Спасо-Преображенским храмом и составляющий вместе с ним единый ансамбль, несколькими годами старше своего «соседа». Его начали строить в 1694 г., вскоре после пожара, уничтожившего предыдущие храмы. Однако в 1764 г. Покровская церковь претерпела серьезную перестройку, придя к своим нынешним формам и пропорциям, а в 1865 г. лишилась Никольского придела, существовавшего в ней изначально и разобранного «за теснотою».

Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике, перекрытый восьмискатной крышей с малыми главками на малых же восьмериках. Восемь главок сгруппированы вокруг несколько большей по размеру девятой, что придает завершению Покровской церкви нечто от венца или короны.

Внутреннее убранство храма также менялось неоднократно. Особенно серьезным явилось поновление 1903 г., когда стены церкви были оштукатурены и выкрашены масляной краской, причем в нижней части окраска имитировала мраморный цоколь. Тогда же оштукатурили и потолки, украсив их лепными карнизами. Окна растесали; стену, отделявшую трапезную от собственно церковного помещения, почти полностью выпилили.

В 1950-е годы интерьеры церкви были реставрированы по проекту Ополовникова А.В. и во многом вернули себе первоначальный облик, однако полностью «изгладить» память о существовавшей некогда штукатурке не удалось: следы ее видны и теперь. Иконостас в храме сборный, составленный в 1956 – 1959 годах из икон заонежского письма XVII – XIX веков.

2.5  Колокольня

Экспозиционный сектор: Русские Заонежья

Дата постройки: 1862 г. (перестроена в 1874 г.)

Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район

Габаритные размеры: 30.0×6.0×6.0

Материалы: cосна, осина.

Информация о работе Религиозная экскурсия по о. Кижи Республика Карелия