Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:04, курсовая работа
В последнее время наблюдается рост интереса к религиозным представлениям других народов. Часто можно увидеть крещеного православного, который совершает духовное паломничество в тибетские монастыри. Возможно, данный факт обусловлен спецификой массовой культуры в условиях глобального информационно-коммуникативного пространства, в контексте которого происходит размывание границ локальных культур. Одним из последствий массовизации и универсализации культуры становится формирование так называемой новой религиозности.
Введение___________________________________________________2
Глава 1 Особенности религиозных экскурсий____________________4
1.1 Сущность религиозной экскурсии и особенности методики ее подготовки____________________________________________4
1.2 Особенности проведения религиозных экскурсий____________9
Глава 2 Религиозная экскурсия по о. Кижи Республика Карелия____12
2.1 Общая характеристика экскурсии _________________________12
2.2 Кижский погост ________________________________________13
2.3 Спасо-Преображенская церковь___________________________14
2.4 Покровская церковь_____________________________________16
2.5 Колокольня____________________________________________17
2.6 Церковь Воскрешения Лазаря ____________________________18
2.7 Часовня Михаила Архангела _____________________________20
2.8 Примерный текст экскурсии______________________________21
Заключение ________________________________________________29
Список литературы__________________________________________
Охранный статус: Памятник Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, Памятник федерального значения.
Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг.
Колокольня – наиболее «молодое» здание в комплексе Кижского погоста. Она построена в 1862 г. на месте древнейшей, уцелевшей в пожаре 1694 г., в котором сгорели оба кижских храма.
Принято говорить, что в формах кижской колокольни отразился упадок северного деревянного зодчества, обусловленный внедрением в традиционный уклад (долгое время сохранявшийся почти нетронутым на Русском Севере) инородных «способов» жизни и творчества. Действительно, колокольня, имеющая обычную для такого рода зданий конструкцию – восьмерик на четверике с шатровым завершением,- демонстрирует некоторое притупление художественного чувства в том, что касается уместности некоторых деталей (например, фальшивых арочных порталов). Тем не менее рядом с Преображенским и Покровским храмами колокольня выглядит «на своем месте» и создает вместе с ними запоминающийся ансамбль.
Композиция колокольни решена по традиционной схеме — «четверик на восьмерике» с высоким в 2/3 высоты сруба четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами. Шатер увенчан лемеховой главкой с крестом. В плане четверик разделен двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объем сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса.
На звонницу ведет пятимаршевая лестница. Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены ложные арочные порталы, подобные входным. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка каркасная из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с 4 отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы. Фундамент бутовый на известковом растворе.
Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Наружные двери филенчатые.
2.6 Церковь Воскрешения Лазаря
Экспозиционный сектор: Русские Заонежья
Дата постройки: До XVI века
Строитель: Преподобный Лазарь (по легенде)
Место строительства: Муромский монастырь, Пудожский район
Габаритные размеры: 3.0×3.0×9.0
Материалы: cосна, осина.
Охранный статус: Памятник федерального значения.
Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1959 г.
Лазаревская церковь – древнейший памятник деревянного зодчества в России. Привезли ее на Кижи в 1960 г. из Муромского монастыря, расположенного на юго-восточной оконечности Онежского озера. А построена она, согласно преданию, основателем Муромской обители преподобным Лазарем в XIV веке.
Объемно-пространственная композиция Церкви Воскрешения Лазаря представляет собой сочетание расположенных на одной оси трех различных клетей, в плане приближающихся к квадрату. Двускатные крыши различных высот и уклонов. Средняя клеть — собственно церковное помещение, выше других, имеет крышу с более крутыми скатами, увенчанную лемеховой главкой с крестом. Срубы алтаря и церкви Воскрешения Лазаря имеют «повалы».
Западная стена церкви Воскрешения Лазаря изнутри укреплена шпонками, расположенными слева и справа от двери. Притвор каркасный из бруса с дощатым заполнением на бревенчатой обвязке. Потолок имеется только в церковном помещении. Полы и потолок врублены в стены и уложены по бревенчатым балкам. Перед входом устроено небольшое двухступенчатое крыльцо. Входная дверь и дверь в церковное помещение беспетельной конструкции — «на пятах».
Кровля двухслойная тесовая гвоздевой конструкции. Верхний «красный» ложёный тес имеет завершение в форме усеченных пик. Причелины простые дощатые с волнообразной порезкой нижней кромки доски. Стены рублены «в обло» с верхней припазовкой.
Алтарь церкви освещается тремя волоковыми окошками. В помещении церкви с южной стороны устроено большое косящатое окно, с северной сохранилось первоначальное — волоковое. Притвор освещается тремя окнами со слегка закругленными косяками и внутренними ставнями беспетельной конструкции.
В иконостасе всего два ряда – нижний (местный) и верхний (Деисис). Иконы в нем относятся к XV – XVI векам, некоторые весьма тонкого письма. Особого внимания заслуживают Царские врата с изображенными на створках святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Иконописец отказался от традиционного для Царских врат изображения четырех евангелистов, потому что тогда пришлось бы дробить и без того небольшие плоскости створок. Но изображения святителей тоже отнюдь не случайны: большую часть дней в году Божественная литургия служится по чину Иоанна Златоуста, а десять раз, по особым дням, по чину Василия Великого.
2.7 Часовня Михаила Архангела
Экспозиционный сектор: Русские Заонежья
Дата постройки: Начало XVIII в.
Место строительства: деревня Леликозеро, Медвежьегорский район
Габаритные размеры: 12.0×3.0×11.0
Материалы: cосна, осина.
Охранный статус: Памятник федерального значения.
Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1961 году; по проекту В.А.Колтовой в 2011 году.
Клетская часовня развитого типа. Западная часть часовни с северной стороны имеет пристройку сеней. Горизонтальная ось композиции образована равноширокими срубами собственно часовни, трапезной и поставленными впритык к трапезной сенями. Вертикальные оси композиции образуют на западе шатровую колокольню над сенями, на востоке — сруб собственно часовни, перекрытый двускатной симметричной двухъярусной крышей и увенчан луковичной главкой.
Срубы рублены «в обло», восьмерик колокольни «в лапу». Шатер звонницы опирается на одинарные круглые столбы. Восьмерик колокольни имеет повал, сруб собственно часовни двойной повал.
Кровля тесовая: над трапезной и сенями безгвоздевой конструкции, во втором — гвоздевой из красного теса. Декор часовни Михаила Архангела строг и по своему характеру является типичным для подобных сооружений Заонежья.
Часовня Михаила Архангела имеет двухярусный иконостас, который состоит из местного и деисусного чина, и потолочное перекрытие — «небо». Живопись иконостаса и местных мастеров датируется XVII-XVIII вв.
2.8 Примерный текст экскурсии
В северной части Онежского озера, посреди огромного архипелага больших и маленьких островов, располагается легендарный остров Кижи. Словно сказочный Китеж-град, поднимаются над водой купола церквей и колоколен, далеко над просторами Онего разносится колокольный звон.
Кижи – не просто музей деревянного зодчества. Это симфония совершенных творений человеческого гения и неповторимой северной природы с её озёрной ширью, цветущими лугами, розовыми закатами и белыми ночами.
История Кижей неотделима от истории всего Заонежья. Этот благодатный край начал заселяться людьми тысячи лет назад. Озеро кормило рыбой, плодородная земля давала хлеб, на островах было удобно разводить скот. Мягкий озёрный микроклимат делал эти места особенно притягательными для жителей сурового таёжного края.
В X-XI веках новгородцы начали осваивать север. В Карелии они осели на берегах Белого моря и в Заонежье, где сформировались особые этносы с богатой культурой – поморы и «заонежане». Среди новгородцев было много искусных плотников, которые принесли в карельский край традиции русского деревянного зодчества. Славянское население постепенно ассимилировалось с местным, карельским. Множество деревень выросло по берегам Онежского озера, на Заонежском полуострове и окрестных островках. Русский исследователь А. Ф. Бордзынский пишет в своих путевых заметках: «…живописнее, населённее и веселее кижской местности я ничего не видел в Олонецкой губернии, это своего рода Заонежская Эллада. Тут, на небольшом пространстве земли, собрано вместе: живописные острова, плодородная почва, красивый народ, …природа, разнообразная и улыбающаяся».
Основным средством передвижения здесь на протяжении многих веков была лодка. Сформировался даже особый тип лодки - "кижанка".
Остров Кижи всегда был центром, куда жители окрестных деревень собирались для проведения праздников и культовых обрядов. Название острова происходит от карельского слова, означающего «игрища» («kizat» - с ударением на первый слог). Потому и в слове «Кижи» правильнее ставить ударение именно на первый слог.
В 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович крестил карел в православную веру. Повсюду в Карелии начали вырастать часовни, церкви и колокольни. Остров Кижи стал центром Спасского Кижского погоста, о чём сообщают Писцовые книги XVI-XVII веков. В писцовой книге 1582-1583 гг. московского дьяка Андрея Плещеева, в частности, говорится: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь покров Святии Богородицы». Речь здесь идёт о предшественниках храмов, которые сейчас стоят на острове. Как они выглядели, точно не известно. Преображенская церковь была «древяная с папертми, верх шатровой», а о Покровской говорится только, что она «тёплая с трапезою древяна».В 1693 г. обе церкви сгорели от удара молнии.
История строительства нынешних Покровской и Преображенской церкви покрыта тайной. Единственное документальное свидетельство – дата освящения Преображенской церкви, 1714 год. Легенда гласит, что построил храм мастер Нестор. Завершив свой труд, он забросил топор в озеро со словами: «Не было, нет, и не будет такой!».
Преображенская церковь, увенчанная двадцатью двумя главами, девятиглавая Покровская церковь и колокольня составляют ансамбль Кижского погоста. В настоящее время это единственный на территории России архитектурный ансамбль, созданный по принципу «многоглавие рядом с многоглавием». Формирование его происходило постепенно.
В 1714 г. была построена Преображенская церковь, которую называют «вершиной деревянного зодчества». Она вознесла свои серебристые, покрытые осиновым лемехом купола на головокружительную высоту – 37м (это высота 12-этажного дома!). Церковь прекрасно видна с соседних островов. Стройный пирамидальный силуэт напоминает огромную ель. Многочисленные архитектурные элементы собраны воедино и подчинены одной, господствующей архитектурной идее – устремлённости вверх. Совершенство пропорций и безупречная гармония форм Преображенской церкви озарили и преобразили окружающее пространство. Стал очевиден диссонанс между новым храмом и возведёнными ранее Покровской церковью и колокольней. Возникла необходимость в их перестройке.
В 1764 г. Покровская церковь, построенная на 20 лет раньше Преображенской в простейшем клетском варианте, обрела многоглавие. Её конструкция «восьмерик на четверике» по канону требовала обязательного шатрового завершения, однако зодчие смело пошли против правил и увенчали церковь девятью главами. Это создало гармоничную взаимосвязь двух строений.
Старинная колокольня также коренным образом изменила свой внешний вид, подвергнувшись перестройке в 1874 г. Она приобрела новые пропорции, не типичные для шатровых колоколен: теперь её основанием стал не низкий «восьмерик» с высоким «четвериком», а наоборот – высокий «четверик» с низким «восьмериком», завершённый стройным шатром. Массивное основание колокольни органично сочетается с тяжёлыми нижними объёмами двух церквей, а строгий силуэт подчёркивает их пышное многоглавие.
На стенах строений хорошо видны следы рубки топором. Этим инструментом плотники владели в совершенстве. Топором были выполнены все сложнейшие конструкции кижских храмов, которые и в самом деле строились «без единого гвоздя». Лишь позднее гвозди стали использовать для закрепления лемеха на главках (изначально он крепился деревянными нагелями). Зодчие знали, что металл разрушительно действует на древесину, поэтому избегали использования гвоздей. То, что лемех для покрытия куполов делали именно из осины, тоже не случайно. Осина хорошо обрабатывается топором, не даёт трещин, а со временем приобретает серебристый, почти зеркальный блеск.
Польза, прочность и красота были основными принципами строителей. Даже декоративные детали построенных в то время зданий всегда выполняют ещё и практическую функцию, служа защитой от влаги. Система водостоков и архитектурные формы объединяются в единое целое, обеспечивая постройкам сохранность и долговечность.
Архитектурный ансамбль Кижского погоста дополняет ограда, сложенная из дерева и камня. Она была реконструирована в 1959 году по образцу сохранившихся северных оград.
Кижский архитектурный ансамбль привлёк внимание специалистов ещё в XIX веке. В 1867 г. Кижи посетил академик Л. В. Даль во время своей поездки по северным губерниям. В начале XX в. сюда устремились многие художники и архитекторы, желавшие воочию увидеть старинные памятники. На острове побывали И. Я. Билибин (1904 г.), И. Э. Грабарь (1909 г.), И. М. Красовский (1916г.). Были изданы почтовые открытки с видами Кижей, а в 1911 г. картину художника Шлугейта с изображением Кижских храмов приобрёл император Николай II.
Однако официальный статус памятника истории и культуры Кижский погост приобрёл только в 1920 г. В 1939 г. церкви погоста вошли в перечень памятников культуры и архитектуры Карельской АССР, рекомендованных к включению в состав памятников общесоюзного значения (это было сделано лишь в 1948 г.).
Великая Отечественная война прервала процесс становления архитектурного заповедника. Остров Кижи оказался в зоне финской оккупации. Сохранилась легенда о финском лётчике, который в декабре 1941 г. получил приказ бомбить Кижи, так как по данным разведки, на острове находились партизаны. Однако лётчик, которого звали Лаус-Дей (что в переводе на русский означает «Божий подарок»), был покорён красотой кижских храмов и не тронул их, а командованию доложил, что следов партизан на острове он не обнаружил.
Информация о работе Религиозная экскурсия по о. Кижи Республика Карелия