Роль организационной культуры в реализации стратегических целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Для туризма характерна достаточно острая конкуренция. Турфирма подвержена влиянию факторов, с которыми сталкивается любая компания, работающая на конкурентном рынке.
Поведение фирмы обусловлено конкуренцией и рыночными условиями. Она вынуждена реагировать не только на изменение структуры отрасли, но и выбирать свою позицию в этой структуре. Конкурентная стратегия каждой фирмы разрабатывается в соответствии со структурой спроса, своим положением в отрасли и на конкретном рынке. Даже небольшие предприятия нуждаются в собственной стратегии, от которой зависит успех их дела. Хорошо разработанная стратегия позволяет фирме активнее влиять на происходящие на рынке события.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
Раздел 1. Конкуренция в туризме
1.1 Виды и Методы конкуренции……………………………………… ...7
1.2 Конкурентная среда туристского предприятия…………………...............7
1.3 Построение конкурентной карты рынка……………………………...…13
Раздел 2. Стратегия поведения фирм в условиях конкуренции
2.1 Определение стратегии…………………………………………………..14
2.2 Виды стратегий…………………………………………………………..14
2.3 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии для
отдельных предприятий……………………………………………………..25
2.4 Анализ конкурирующих фирм………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………..37
Список используемой литературы…………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

     несколькими сегментами, а не рынком в целом. Цель — стать крупной рыбой в маленькой речке, а не мелкой рыбешкой в большой реке. Такая конкурентная стратегия совпадает со стратегией концентрации.

     6. Формулирование программ. После формулирования и принятия стратегии предприятие приступает к составлению поддерживающей программы. Например, туристская компания решила добиться лидерства в части высококачественного обслуживания клиентов. Она должна разработать программу обучения всех своих сотрудников, найма новых сотрудников, способных привлечь нужных для компании людей, повысить качество продукта, форсировать сбыт, провести рекламную кампанию.

     7. Реализация. Ни одна, даже самая лучшая, стратегия и поддерживающие ее программы не смогут ни к чему привести, если компания не  сможет ее внедрить. Весь персонал компании должен принять стратегию, поверить в нее и вести себя соответствующим образом. В задачу руководства входит заблаговременное информирование своих сотрудников о новой стратегии, чтобы каждый понял отводимую ему роль в совместных усилиях по ее реализации. Для претворения в жизнь стратегии компания должна иметь все необходимые ресурсы, включая квалифицированный персонал.

     8. Обратная связь и контроль. В процессе реализации своей стратегии фирма нуждается в проверке результатов и корректировке планов в соответствии с изменениями в предпринимательской среде.

     Одни  факторы достаточно стабильны из года в год, другие меняются очень  быстро, третьи — постепенно. Мониторинг внешней и внутренней среды самым быстрым способом можно осуществить, применив матричный анализ положения дел предприятия, акцентируя внимание на положительных и отрицательных сторон.

     Определив миссию и основные цели в условиях конкурентной борьбы, турфирма сталкивается с необходимостью анализа отраслевой конкуренции. При этом должны учитываться:

     место отрасли в системе народного  хозяйства;

     конкурентная  среда в самой отрасли.

     Для решения первой задачи используется несколько подходов. Один из них  — концепция национального ромба М. Портера[ ]. Автор концепции вводит четыре основополагающих понятия, на основе анализа которых он предлагает оценивать конкурентные преимущества отраслей, закономерности их возникновения, развития и упадка.

     Рассмотрим  содержание каждого из блоков:

     Параметры факторов, под которыми подразумеваются материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы в стране еe базирования. Факторами могут являться рабочая сила, природные ресурсы, телекоммуникации, дороги и т. д. В зависимости от параметров эти факторы могут выступать либо как возможности, либо как угрозы для организации.

     Стратегия фирм, их структура и соперничество, определяющие силу конкуренции.

     Параметры спроса — показатели, характеризующие требования потребителей к качеству товара; эластичность спроса по цене и уровню дохода; степень осознания социальными группами актуальности какой-либо потребности; национальные традиции; фазы жизненного цикла; структура спроса, его динамические показатели.

     Родственные и поддерживающие отрасли, которые являются потребителями и (или) поставщиками данной отрасли, что особенно важно в сфере турбизнеса. К поддерживающим можно отнести отрасли легкой и пищевой промышленности (поставляющие необходимые компоненты интерьера гостиниц, оборудование, мебель, продукты питания и т. д.), транспортного машиностроения, медицины и здравоохранения, культуры и образования и др. В свою очередь, у каждой отрасли существуют перекрестные связи с другими (например, мебельная промышленность взаимодействует с лесообрабатывающей, текстильной и т. д.).

     Основная  идея концепции национального ромба  — конкурентное преимущество отрасли в рамках государства — определяется детерминантами конкурентного преимущества страны, которые значительно влияют друг на друга.

     В данную модель. М. Портер[ ] вводит еще два фактора: случайные события и действия правительства. Под случайными событиями подразумевается: изобретения; новейшие технологии; значительные колебания цен на ресурсы; резкие изменения на мировых финансовых рынках или в курсах национальных валют; колебания локального и международного спроса; политические решения национальных и зарубежных правительств; войны; масштабные природные катаклизмы и другие форс-мажорные обстоятельства.

     Под действиями правительства понимается влияние исполнительной власти на кредитно-денежную, налоговую, таможенную политику в стране. Правительство также определяет нормы, стандарты, которые могут воздействовать как на производителей, так и на потребителей. Кроме того, оно является крупнейшим заказчиком в экономике. Его влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

     Анализ  особо эффективных отраслей в  различных странах показал, что процесс их формирования и развития подчиняется определенным закономерностям. Для его характеристики был введен термин «отраслевой кластер», под которым подразумевается неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний, отличающихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ. Например, возникает несколько организаций с высокими значениями конкурентных преимуществ. При определенных внешних условиях они способствуют росту своих компаний-поставщиков прежде всего за счет ужесточения требований к качеству комплектующих, чтобы обеспечивать потребителей высококачественной продукцией. В данном случае возникает положительная обратная связь и усиливается процесс укрепления конкурентных преимуществ.

     Устойчивые  конкурентные преимущества нации могут  базироваться только на прочных конкурентных преимуществах её отдельных отраслевых кластеров. Порождение в отрасли хотя бы одной организации — прародительницы кластера способствует укреплению конкурентоспособности и конкурентного потенциала остальных отраслевых организаций, которые, ведя борьбу за выживание, укрепляют свои конкурентные преимущества.

     При изменении детерминант конкурентного  преимущества страны, в частности, при  их ухудшении, происходит утрата конкурентных преимуществ, которая может сопровождаться распадом отраслевых кластеров.

 

      2.4 Анализ конкурирующих фирм. 

     Практическая  часть данной курсовой работы построена  на сравнительном анализе турагентства «Дискавери» и ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба». Данные фирмы являются между собой конкурирующими, т.к. имеют лицензии на осуществление туроператорской и турагентской деятельности в республике Хакасия.

     Сбор  всех данных, необходимых для анализа  конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером. Эта схема состоит из четырех основных элементов, характеризующих конкурентов: цели на будущее, текущие стратегии, представления о себе и возможности. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением соответствующей информации. Всю информацию можно подразделить на две группы:

     - количественная, или формальная, информация;

     - качественная информация.

     Количественная  информация является объективной, отражает фактические данные о деятельности конкурентов и включает аспекты, приведенные в таблице 1.

     1 – Сравнительные  количественные критерии конкурентоспособности
     Элементы  анализа конкурентов (количественные)      Турагентство «Дискавери»      ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба»
     Численность персонала, сотрудников      15. 32 сотрудника вне штата (экскурсоводы, гиды, проводники и др.)      7 основных. Всего 46 (гостиничный персонал и др.)
     Активы, млн. руб.,      1,2, из них 0,6 спортивное снаряжение  и техническое оснащение      30, включая здания гостиницы
     Доступ  к другим источникам средств      Нет      Есть
     Объемы  продаж в месяц, путевок      150-200 (заграница + РХ)      100-150
     Доля  рынка, %      50      30
     Рентабельность, %      100      60
     Руководители  фирмы, человек      2      1 генеральный директор
     Наличие и размеры филиальной сети      5 филиалов (Красноярск Новосибирск,  Московский регион)      Филиалов  нет. Наличие деловых партнеров в РФ и за рубежом
     Другие  количественные данные (расходы на рекламу), тыс. руб. в месяц      30 (печать в СМИ, рекламные ролики  и Интернет-реклама)      10
     Перечень  основных видов услуг      Все виды активного отдыха по РХ и югу Красноярского края, по РФ и за рубежом*      Культурно-познавательные туры, отдых за рубежом, лечебно-оздоровительные  туры (курорт «Озеро Шира»), детские  и молодежные туры, организация маршрутов выходного дня по РХ, экскурсии и индивидуальных туров**

     Турагентство «Дискавери»*

     1) Отдых в Хакасии: турбазы, водные  туры, конные туры, рыбацкие туры, велотуры, круизы по Енисею, экскурсии, пешеходные туры, туры выходного дня, спелеотуры.

     2) Экскурсии по России: «Золотое  кольцо», «Серебряный венец», «Звезда  Руси», Киевская Русь, Санкт-Петербург.

     3) Санатории Сибири: «Алтай-west», «Красноярское Загорье», «здравница Кузбасса», «Туманный», «Катекс» (озеро Шира).

     4) Отдых на Черноморском побережье.

     5) Молодежные детские туры.

     ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба»**

     1) Отдых в Хакасии: курорт «Озеро Шира», экскурсии: Саяно-Шушенская ГЭС; Туимский провал; Шушенское «Сибирская старина»; Минусинск; «Сулекская писаница»; Большой Салбыкский курган; «Сундуки»; «По Саянскому кольцу»; Хакасский музей-заповедник «Казановка»; Рыбный тур по Хакасии. Охота.

     2) Зимние программы: Корея, Китай,  Хакасия.

     Качественная  информация представляет собой область  субъективных оценок, поскольку включает многие неформализуемые параметры (таблица 2).

     2 – Сравнительные  качественные критерии конкурентоспособности
     Элементы  анализа конкурентов (количественные)      Турагентство «Дискавери»      ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба»
     Известность, престиж, %      100      80
     Опыт  руководства и сотрудников      Не  менее 7 лет. Стаж работы в туризме      15 лет на руководящей должности (ген. директор)
     Частота трудовых конфликтов      Нет      Нет
     Приоритеты  на рынке      Внутренний  туризм      50% внутренний,

     50% внешний

     Гибкость  маркетинговой стратегии      Есть      Есть
     Эффективность продуктовой стратегии,  %      100      80
     Работа  в области внедрения на рынок новых продуктов      Есть      Есть (поиск новых партнеров)
     Ценовая стратегия      Есть (скидки, бонусы, комиссионные скидки партнерам)      Есть (скидки)
     Сбытовая  стратегия      Есть      Есть
     Коммуникационная  стратегия      Есть      Есть
     Организация маркетинга      Есть      Есть
     Контроль маркетинга      Есть      Есть
     Уровень обслуживания клиентов      Высокий      Высокий
     Приверженность клиентов      Есть      Есть

Информация о работе Роль организационной культуры в реализации стратегических целей