Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:32, реферат
Для туристической, как и для многих других видов деятельности, актуальны такие категории, как спрос, предложение, прибыль, рентабельность. Это обстоятельство обусловило связь МТ с эконо- микой. Связь со статистикой объясняется необходимостью классифицировать различные виды туристической деятельности, анализировать туристические потоки.
Международный туризм — неоднозначное понятие. Различные подходы к классификации видов туристической деятельности можно найти, например, в работах В. Квартальнова, А. Александровой, Е. Ильиной и др. Так, выделяются следующие разновидности туризма: международный и внутренний. Международный туризм охватывает поездки за пределы страны, что связано с соблюдением определенных формальностей (таможенный, валютный, медицинский контроль). Внутренний туризм, в отличие от международного, не связан с пересечением госграницы и, следовательно, не требует соблюдения туристических формальностей.
Международный туризм бывает въездной и выездной. Въездной туризм — это путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в стране постоянно. Выездной туризм — это путешествия лиц, постоянно проживающих в стране, но отправляющихся с какими-либо целями в другую страну. Обычно страны заинтересованы в развитии въездного туризма, так как это привлекает в страну валютные ресурсы, стимулирует экономическую активность. Фирмы, которые занимаются развитием въездного туризма, получили название рецептивных (принимающих) фирм. В зависимости от содержания и целей туристическую деятельность можно классифицировать следующим образом. Путешествия с целью развлечения и отдыха составляют основу международного туристического обмена. На их долю приходится более половины всего спроса. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские, спортивные поездки. Повышенным спросом у населения пользуются поездки к морю. Купально-пляжный отдых традиционно считается лучшим способом снятия нервного и физического утомления.
Деловой туризм охватывает поездки со служебными целями без получения доходов по месту командирования. Деловой туризм можно подразделить на собственно бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (побудительный, поощряющий), представляющий собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе.
Основным нормативным актом, в котором закреплен порядок лицензирования в России, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Непосредственно же лицензирование туристической деятельности регулируется Постановлением правительства РФ от 11.02.2002 г. №95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».
История туризма
Такое понятие, как «туризм», имеет древние корни и свою историю. Подходы к описанию истории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение в гостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»: предындустриальный период (до 1840 г.); век железных дорог; век автомобиля; век реактивных авиалайнеров; век круизов на морских лайнерах. Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма прежде всего с развитием средств транспорта [63].
Близкую точку зрения относительно истории туризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику, согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы [21]:
• раннеисторическая фаза — до 1850 г.; • начальная фаза — с 1850 по 1914 г.; • фаза развития — с 1914 по 1945 г.; • фаза массового туризма — после 1945 г. Мотивами перемещения в пространстве в раннеисторические I времена чаще всего становились такие факторы, как торговля, хозяйственные контакты, жажда познания, открытий, обучения, религия. В этот период путешествия были уделом аристократии, пилигримов и странников.
Начальная фаза современного туризма приходится на XIX век. Для нее характерны: • развитие информационной инфраструктуры и особенно почтовой сети; • развитие транспортной инфраструктуры и применение новых f\ транспортных средств, таких, как железная дорога и пароход, увеличение скорости перемещения и снижение стоимости поездок; • рост благосостояния вследствие индустриализации и первые социальные завоевания в области свободного времени, особенно возможность использовать отпуск.
Фаза роста туризма, согласно этой классификации, приходится на период 1914—1945 гг. Для этой фазы характерно увеличение участников туристического движения за счет среднего класса. Новую форму путешествий выработали политические движения, имевшие национал-социалистический оттенок. Эти движения предлагали дешевые или практически бесплатные поездки для сплочения групп, чтобы посредством ознакомления со своей страной развить патриотические чувства. Такие путешествия были распространены в Германии и Италии.
Экономика и организация международного туризма
К числу экономических законов и категорий, наиболее рельефно характеризующих туристический рынок, можно отнести закон спроса и предложения, категорию эластичности, закон Энгеля, эффект сноба, эффект Веблена, эффект мультипликатора, кривые безразличия и др. .
Закон спроса и предложения
устанавливает прямую зависимость
между ценой турпродукта и его предложением
и обратную зависимость между ценой и
спросом на турпродукт. .
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос на турпродукт, если его цена изменится на 1%..
Согласно закону Энгеля, с увеличением дохода уменьшается та его часть, которая расходуется на товары первой необходимости, и увеличивается доля расходов на предметы роскоши и духовное развитие, куда можно отнести и туризм. .
Эффект сноба означает, что потребитель туристического продукта хочет отличаться от большинства. Покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают другие. Здесь имеет место зависимость от окружающих, которая в обычном смысле понимается как эффект присоединения к большинству. Однако при эффекте сноба она имеет обратную направленность. .
Эффект Веблена выражается в престижном демонстративном потреблении. Считается, что определенные товары привлекательны для людей, которые покупают их с тем, чтобы произвести впечатление на окружающих. В туризме такими примерами могут служить особо дорогие новинки туристического рынка. .
Эффект мультипликатора означает, что средства, вложенные в туристическую деятельность, дают не только прямой доход, но и опосредованно влияют на отраслевую и территориальную структуру хозяйства. .
Кривые безразличия (категория безразличия) свидетельствуют о том, что потребителю туристического продукта часто неважно куда ехать, главное, чтобы стоимость тура совпадала с финансовыми возможностями (бюджетным ограничением) потребителя. .
Для туристической деятельности некоторые экономические понятия и категории приобретают специфический смысл. Например, такое понятие, как «товар», т.е. продукт, произведенный для обмена, в туризме фактически эквивалентен понятию «турпродукт», т.е. совокупности вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста. Турпродукт оформляется в виде туристического пакета и реально представляет собой конкретный тур. .
Туристическая рента — регулярный твердый доход, не связанный с предпринимательской деятельностью. Причиной возникновения туристической ренты являются специфичность ресурсов туризма, их природно-оздоровительная, духовно-нравственная, эстетическая, историко-культурная и иная социальная значимость, а также уникальность. Монопольная туристическая рента образуется на основе хозяйственного использования туристических ресурсов уникального качества. Дифференциальная туристическая рента образуется на основе использования туристических ресурсов неравного качества [37].
Туризм и региональная экономика
Международный туризм
имеет прямую связь с региональной
экономикой. Можно утверждать, что
экономика туризма, как ни одна другая
сфера экономической
сновные правила и формальности международных путешествий
Туристические формальности — это правила, условия и действия, необходимые с точки зрения законности и установленного в государстве порядка, обязательные для соблюдения при организации и осуществлении турпоездки. К туристическим формальностям обычно относят паспортные, визовые, таможенные, валютные формальности, соблюдение санэпидемиологаческих и иных правил [42]. При осуществлении любой международной туристической поездки необходимо иметь заграничный паспорт. Заграничный паспорт может быть выдан гражданину России в местном отделении милиции при подаче заявления и уплате соответствующих пошлин. В случае утери загранпаспорта в ходе поездки гражданину необходимо получить в консульском представительстве РФ за границей свидетельство на въезд на территорию России. В этой связи в период поездки помимо собственно загранпаспорта лучше иметь несколько ксерокопий документа. .
В 1995 г. ряд европейских государств — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Испания, Португалия — ввели шен-генскую визу, упраздняющую пограничный контроль на внутренних границах этих стран. При осуществлении въезда и выезда из страны можно пользоваться так называемой «зеленой картой», то есть удостоверением иммигранта, имеющего разрешение на постоянное жительство в стране. Под «зеленой картой» может пониматься также транспортная страховка, которую можно купить при въезде в страну на автомобиле. При пересечении границы каждый турист обязан пройти таможенный контроль. До прохождения таможенного контроля заполняется таможенная декларация, где необходимо указать те денежные средства и ценности, которые туристом провозятся через границу. За границей в ряде случаев действует система «такс-фри» (taxe-free) при покупке товаров в магазинах. Это магазины безналоговой торговли для иностранных туристов. В них можно приобрести товары по ценам, не включающим налог на добавленную стоимость. На товары, приобретенные в таких магазинах, можно получить специальный чек «такс-фри», по которому при выезде из страны предъявителю чека будет выплачена сумма в валюте, равная НДС. .
В случае въезда в тропические страны целесообразно уделить особое внимание санитарно-эпидемиологическим правилам и иметь профилактические средства от наиболее распространенных болезней: чумы, холеры, желтой лихорадки, малярии.
Международный туризм как отрасль устойчивого развития
В 1992 г. состоялась Международная конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. Мировое сообщество приняло Конвенцию о биологическом разнообразии. Основная цель Конвенции — сохранение 'в глобальных масштабах биологического разнообразия, а следовательно, и сочетание экономического прогресса с бережным сохранением природы. Каждая отрасль экономики теперь рассматривается в контексте этого постулата. Таким образом, выдвигаясь на передовые позиции с точки зрения экономических показателей, международный туризм должен оказать также позитивное воздействие и на другие стороны социально-экономической жизни. Этим вопросам и посвящена данная глав
Туризм как фактор развития отсталых и депрессивных районов
Появление отсталых и депрессивных районов можно объяснить многими причинами. Одни из таких районов находятся в беднейших развивающихся странах и характеризуются нищетой и социальными проблемами местного населения. Другие оказываются под влиянием структурной Перестройки экономики относительно развитых стран, когда отрасль специализации района начинает испытывать кризис вследствие появления более прогрессивных отраслей, производящих товары-субституты. Например, энергетика постепенно переходит от угля к использованию нефти, газа и альтернативных источников. В любом случае, попав в фазу кризиса, район должен искать альтернативы для развития. .
Выравнивание уровней
регионального развития и стимулирование
развития отсталых и депрессивных районов
является неотъемлемым элементом социально-
У России остро стоит проблема развития малых и средних городов. Многие из них приходят в упадок, теряя население. Вместе с тем, ряд малых и средних город«в| г-* участники нашей древней истории и обладают культурно-историческими памятниками. Не вызывает сомнения, например, что древнерусские города Золотого кольца могут получать дополнительные импульсы за счет развития туризма. .
Однако здесь необходимо отметить одну особенность — это недостаточная восприимчивость к инновациям. Далеко не все города и территории в России имеют соответствующий уровень деловой культуры и юсприимчивы к нововведениям. Передовые тенденции в основном более активно воспринимаются в крупных городах и областных центрах. Вместе с тем, в России много городов с четкими признаками общей депрессии. Как отмечает ГА Аванесова: «Предпринимательство в сфере услуг здесь носит эпизодический характер, так как для развития активного сервиса не существует объективных социально-экономических предпосылок. Жители пользуются либо теми видами услуг, которые остались от советского периода, либо заняты самообслуживанием — возделывают приусадебные участки, содержат личное подсобное хозяйство, отвозят на базар мелкие партии сельскохозяйственной гфодукции» [1]. Понятно, что развитие международного туризма в таких местах затруднено. Безусловно, имеются перспективы за счет туризма развивать горные районы России (Алтай, Северный Кавказ и др.). .
Туризм как фактор экономической интеграции и глобализации
Интеграционные процессы
наиболее далеко зашли в Европе.
Экономическая интеграция стран
— важный фактор, повышающий конкурентоспособность
и стабильность макроэкономического
региона. Как правило, интеграция провозглашает
принцип свободного перемещения через
национальные границы товаров, капитала,
рабочей силы. Снимая протекционистские
барьеры, интеграция таким образом снижает
издержки, повышая конкурентоспособность
товаров и услуг данного региона. Безусловно,
социально-экономическую интеграцию и
международный туризм можно рассматривать
как взаимосвязанные и взаимодополняемые
явления. Мощные туристические потоки
рекреан-тов позволяют приспособиться
к условиям проживания в другой стране;
поездки в рамках образовательного туризма
позволяют молодежи утвердиться на более
прогрессивных позициях за рубежом. .
Правила, которые принимаются в рамках международной туристической деятельности, впоследствии становятся частью интеграционных процессов. 14 июня 1985 г. в городе Шенген ряд европейских стран подписали соглашение о поэтапной отмене контроля на общих границах, основной целью которого стало облегчение перемещения граждан через общие границы стран-участниц. До конца 1990-х годов «шенгенское соглашение» шло параллельно с процессом экономической интеграции. Однако затем страны-члены ЕС приняли их за основные для себя, так как большинство стран и так стали членами Шенгенского Союза. Говоря о воздействии международного туризма на развитие пространственных процессов, нельзя не отметить такой феномен, как глобализация. .
Информация о работе Связь курса «Международный туризм» с другими научными дисциплинами