Система государственного управления в области туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том,чтобы проанализировать государственное регулирование туризма в нашей стране.
Задачи работы:
рассмотреть современное состояние туризма в нашей стране;
изучить основные государственные органы,действующие в сфере туризма в России;
рассмотреть как осуществляется и функционирует государственное регулирование в области туризма на территории Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА……………………………………….6
1.1Понятие и сущность туризма…………………………………………………..6
1.2.Правовая основа государственного управления в области туризма………13
ГЛАВА 2.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА…………………………………………………………………………16
2.1.Федеральные органы управления в области туризма………………………16
2.2.Органы управления в области туризма в Нижегородской области………..22
ГЛАВА3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА……….......26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по гму.docx

— 58.00 Кб (Скачать файл)

СОЖЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА……………………………………….6

1.1Понятие и сущность туризма…………………………………………………..6

1.2.Правовая основа государственного  управления в области туризма………13

ГЛАВА 2.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА…………………………………………………………………………16

2.1.Федеральные органы управления  в области туризма………………………16

2.2.Органы управления в области туризма в Нижегородской области………..22

ГЛАВА3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА……….......26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Тема «Государственное управление  в области туризма» является  одной из самых интересных,представленных  на рассмотрение.Актуальность проблемы  состоит в том,что туризм является  неотъемлемой частью жизни людей  на планете. Это сложный,высокодоходный  межотраслевой комплекс,представляющий  собой один из основных секторов  мировой экономики,способствует  высокому уровню занятости,а также  развитию экономического единства  и культурному разнообразию государств  мира.

 Опыт различных стран показывает,что  успех развития туризма напрямую  зависит от того,как на государственном  уровне воспринимается эта отрасль, на сколько она пользуется  государственной поддержкой. Любое  цивилизационное гоосударство для  того, чтобы получать от туриндустрии  доход и бюджет,должно вкладывать  свои средства висследование  своих территорий для оценки  туристического потенциала,подготовки  программ развития туристического  бизнеса,проектов необходимой инфраструктуры  и куррортных регионов и туристических  центров в рекламу.

 Частнопредпринимательский сектор  никогда не сможет покрыть  потребности в крупных инвестициях  для развития куррортных,гостиничных  и туристических предприятий. Во  всех туристических державах  есть такие организации,подчиненные,как  правило, министерствам,которые занимаются  разработкой национальных программ  развития туризма. Они содержат  представительства по туризму  вдругих странах,они разрабатывают  привлекающие туристов программы  и обеспечивают поток туристической  информации.

 Специфика туризма связана  с интренациональным характером  и широким спектором отношений,в  которые приходится вступать  лицам,учавствующим в организации  отдыха и путешествий,что повышает  сложность правового регулирования.

 В любом государстве отношения  «турист-турфирма», «турист-государство», «государство-турфирма»,регулируется  соответствующим законодательством. В зависимости от цивилизационности государства,от степени прриближения его к понятию правового государства,законодательство становится более детальным и полным.

 Основная цель курсовой работы  состоит в том,чтобы проанализировать  государственное регулирование  туризма в нашей стране.

 Задачи работы:

  • рассмотреть современное состояние туризма в нашей стране;
  • изучить основные государственные органы,действующие в сфере туризма в России;
  • рассмотреть как осуществляется и функционирует государственное регулирование в области туризма на территории Российской Федерации;
  • рассмотреть как проявляется государственное управление в области туризма на региональном уровне,в частности в Нижегородской области.

 Предметом исследования являются методология, факторы, закономерности и тенденции развития государственного регулирования туризма в России.

Объектом исследования выступает деятельность государственных органов и общественных организаций по туризму на федеральном и региональном уровнях.

 Изучая в данной  курсовой работе сущьность и  понятие туризма,определена не  только система государственного  управления в сфере туризма  на федеральном и региональном  уровнях,но и указаны основные  проблемы,а также перспективы  развития государственного управления  в туризме.

Для написания работы фундаментом послужили учебники, Федеральные законы Российской Федерации,касающиеся государственного регулирования в сфере туризма,а также интернет-ресурсы (научные сайты,электронные библиотеки и сервер органов государственной власти РФ).

 Курсовая работа состоит  из введения, основной части, заключения  и списка использованных источников. Основную часть работы составляют  три главы,в первой из которых  представлены теоретические аспекты  туризма,во второй главе проанализирована  система государственного управления  в сфере туризма,а в третьей  выявлены проблемы и перспективы  развития государственного управления  в области туризма.

Объем работы составляет 33 страницы.

 

 

 

 

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

1.1.Понятие и сущность туризма

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т. п.

Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни [10].

Туризм в первоначальном смысле понимался как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями [10].

Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой – определить характер взаимодействия с внешней средой.

В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью [10].

В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя К. Каспара, лежат две субсистемы:

- субъект туризма, т. е. турист –  потребитель туристских услуг  со всем многообразием его  потребностей и мотивов поведения;

- объект туризма, состоящий из  трех элементов: туристского региона, туристского предприятия и туристских  организаций.

Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов. Выделяют две формы туризма: внутренний и международный туризм.

Внутренний туризм – путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.

Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы [9].

В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный. Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион. Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион [10].

Туризм по наиболее существенным признакам делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и т.п.

В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.

Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.

По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.

Существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.

Внешние обстоятельства эффективности туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы. В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.

Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь именно эти условия. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.

К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы.

Демографические и социальные изменения ведут к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие показатели:

- увеличение продолжительности  жизни;

- формирование подвижного стереотипа  жизни населения;

- возрастание доли одиноких  пожилых людей;

- увеличение продолжительности  оплачиваемого отпуска;

- понижение возраста выхода  на пенсию;

- увеличение дохода на члена  семьи

- тенденция к вступлению в  брак в более позднем возрасте;

- возрастание числа бездетных  пар.

В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели:

- экономическая ситуация в стране;

- финансовая стабильность;

- уровень доходов населения;

- ускорение НТП в отрасли  туризма;

- цены на товары.

Политическая обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно способствуют расширению международных туристских связей следующие показатели:

- внутриполитическая стабильность  страны;

Информация о работе Система государственного управления в области туризма