Сморгонщина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
1. Изучить город Сморгонь как местечко на Беларуси с богатой историей и культурой.
Задачи:
1. Охарактеризовать историю города Сморгонь.
2. Описать события Великой Отечественной войны на территории Сморгони.
3. Охарактеризовать Сморгонь как культурный центр.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 60.90 Кб (Скачать файл)

 

Сморгонщина богата не только революционными и военными событиями, но и культурными традициями.

Ансамбль бывшего дворца Огинских начало XIX века.

Ансамбль состоит из дворца, часовни, официального, парка и хозяйственных построек.

Усадьба является памятником архитектуры эпохи классицизма и садово-паркового искусства. Является одной из наиболее известных усадеб на территории Беларуси. Родовое поместье Огинских упоминается с первой половины XVIII в. Это имущество приобрел Мартиян Огинский (1672-1750), комендант, а затем витебский воевода, прадед  М. К. Огинского. Он записал Залесье в пожизненное пользование своей жене Анне Лярской. После ее смерти Залесьем стал обладать сын воеводы от первого брака Тадеуш Франтишек Огинский (1712 – 1783).

После смерти Тадеуша Огинского его имущество было поделено между двумя его сыновьями. Залесье получил Франциск Ксаверий (1742-1814). Как неженатый он оставил Залесье своему племяннику Михаилу Клеофасу Огинскому (1765-1833), который поселился в Залесье в 1802 г. Усадьба была запущена на тот момент. Деревянный оштукатуренный дворец, построенный еще в первой половине XVIII в., требовал значительного ремонта.  Хотя перед приездом Огинского стены были побелены, а крыша была окрашена под цвет черепицы. Перед дворцом зеленела окруженная липовыми аллеями огромная поляна; позади дворца, там, где раньше находился регулярный парк, серебрился пруд с романтическими островками и старой мельницей. Пруд сохранился до нашего времени.

Огинский предполагал поселиться в Залесье навсегда, поэтому, сразу как приехал, начал ремонт и перестройку усадьбы, реорганизацию ее в новый дворцово-парковый ансамбль [4, с. 89- 95].

Одновременно он начал там строительство нового мурованного дворца по проекту профессора архитектуры Виленского университета Михаила Шульца. После его смерти строительством усадьбы руководил виленский губернский архитектор Иосиф Пусэ.

До 1815 работы на новом дворце были в основном завершены. Его архитектурно-композиционная постройка соответствовала потребностям классицизма. Благодаря рисункам (1822 г.) близко связанного с домом Огинских Леонардо Ходько, предоставляющим  резиденцию со стороны оранжереи, можно утверждать, что она простояла без больших изменений до межвоенного периода. Об этом также утверждает рисунок Наполеона Орды, сделан около 1877, изображающий дворец со стороны парадного фасада, а также фотографии 1914 и 1939 гг.

Дворец получил такой вид, который до сих пор не встречался в строительстве магнатских резиденций. Для дворца характерно чередование одно -и двухэтажных объемов. Центральная часть была выделена четырехколонным портиком и завершалась небольшой башенкой, "где помещены часы с боем, которые со всех четырех сторон имел циферблат со стрелками. Над башней шар, в котором укреплен часовой колокол  ".

Оранжерея и дом садовника рядом с дворцом образовывали живописный внутренний дворик, куда летом из оранжереи выносили горшки с цветами и теплолюбивыми растениями.

Внутренняя планировка дворца позволяло разместить здесь не только жилые комнаты, но и разные гостиные и салоны.

Парк, что раскинулся за дворцом, соответствовал новым образцам паркового строительства, когда на смену геометрической правильности пришла пейзажность. Новый Залесский парк имел романтический характер - кроме разнообразных павильонов и мостиков в наиболее живописных уголках были установлены памятные камни. Один из них в честь Косцюшко, второй - с благодарственной надписью  Жанну Ралею.

Рядом с английским парком расположились два зверинца. Один - для содержания диких животных, второй - прогулочный.

Одновременно с возведением дворца около старого пруда строилась водяная мельница, которая завершала ансамбль. Из второго этажа мельницы можно было полюбоваться парком и озером.

Неповторимую прелесть и красоту усадьбе придавали клумбы с разными цветами. Выражая романтическую символику, цветочные клумбы посвящались отдельным лицам или событиям. Одна из самых красивых называлась "клумба Эммы" в честь дочери композитора. Оранжерею и парк создавали при помощи известных в то время ботаников Юзефа Струмилы и князя Станислава Юндила.

В жаркие дни приятно было погулять по тенистым березовым и тополиным аллеям и дорожкам над небольшой речушкой,  с мостиком;  полюбоваться игрой воды по искусственным каскадам, покататься на лодке по тихому старому пруду [3, с. 45].

Залесье произвело хорошее влияние на Огинского, так что он скоро снова занялся общественной деятельностью. Композитор часто выезжает из Залесья в Вильнюс - на заседании ученого совета университета.

Внешнеполитические события 1806 (ухудшаются отношения России и Франции) заставили Огинского временно оставить Залесье. Он снова с головой окунается в политическую деятельность. Побывал в Вильнюсе, Париже, Петербурге. Много встречается с влиятельными лицами европейских государств. Ему снова пригодился опыт прежней дипломатической службы. В 1810 г. Огинский получил сенаторское звание.

После 1812 г., вернувшись на родину и увидев разрушения и крайне бедственное положение белорусского народа, Огинский обратился к Александру I с просьбой об оказании помощи жителям Могилевской, Витебской и Виленской губерний. Но Александр I как всегда оставался верен себе - ответы его были довольно невнятные. Композитор тратил много личных средств на организацию деятельности Виленского благотворительного общества, президентом которого был избран. Он строит в Вильнюсе дом для бедных и передает обществу часть средств, полученных от двух сборников своих музыкальных произведений, вышедшие в 1817 г.

В последние годы жизни в Залесье Огинский часто встречается с представителями кружков демократической студенческой молодежи, которые входили в Общества филоматов и филаретов.

В 1822 г. начались аресты членов обществ. Огинский в это время обращается к царскому правительству с просьбой разрешить ему поехать за границу для лечения.

В конце 1822 Огинский выезжает за границу, в Залесье остается его семья.

После смерти композитора в 1833 г. имение переходит во владение его сына . В конце XIX в. имение постепенно теряет прежнюю красоту …

После смерти сына Огинского Залесье переходит к его сыну Михаила, который умирает в 1902 г. не оставив никому усадьбу.

Следующими правителями были назначены потомки М. К. Огинского со стороны его дочерей Амелии Залуской и Эммы Высоцкой: Юзеф Залуский и братья Высоцкие - Михаил, Станислав Кароль и Генрих. С 1922 г. Генрих Высоцкий стал властителем поместья совместно с Юзефом Залуским.

В годы первой мировой войны с осени 1915 по 1917 гг. в имении находился военный госпиталь частей 10-й русской армии.

Очень пострадал имение в годы польско-русской войны 1920 г. Была потеряна 1 / 3 часть всей усадьбы.

В 1927 г. часть имения с дворцом и парком была приобретена Марией Жабровскай. Она владела имением до 1939 г. Был восстановлен главный корпус дворца, приведен в порядок парк.

После входа Западной Беларуси в состав БССР в 1939-1941 гг. во дворце размещался Дом отдыха для жителей Минска.

В 1944 -1945 гг. в имении находился госпиталь для красноармейцев.

В 1953 г. постановлением Совета Министров БССР поместье взято под государственную охрану.

С 1953 по 1961 гг. в усадьбе размещался Республиканский Дом отдыха работников промкооперации, который в 1961 г. был преобразован в Дом инвалидов и престарелых.

В 1996 г. имение было передано Государственному музею истории белорусской литературы. В нем был организован филиал - "Музей Огинского", который в 2001 г. вошел в состав Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры.

Ансамбль бывшего дворца Огинских в дер. Залесье является памятником историко-культурного наследия 2-й категории ценности. Является объектом туристического маршрута [4, с. 67 - 167].

Рядом с дворцом в 1802-1822 гг. по проекту архитектора М. Шульца из кирпича построена часовня Пресвятой Девы Марии.

Замок в деревне Крево

Комплекс защитных сооружений возле д. Крево Сморгонского района принадлежит к памятникам средневекового оборонительно-крепостного зодчества .

Набеги крестоносцев на белорусские земли, которые участились в конце XIII - начале XIV вв., Привели к тому, что старые деревянно-земляные укрепления, даже заполненные каменными башнями-столбами, уже не могли сдержать натиска одной из лучших армий Европы.

В это время и возникает оборонительная система на западной границе ВКЛ с мощными каменными замками в Крево, Медниках, Лиде, Новогрудке, Гродно, Вильнюсе и др.

Белорусские архитекторы, взяв за основу рыцарский кастель, приспособили этот тип оборонительных сооружений к своим условиям (кастель - небольшой замок регулярной или прямоугольной формы с оборонительными стенами, позже дополненными башнями, которые не выступают за периметр стен). Они значительно увеличили площадь замкового двора, где могли укрыться не только армии, но и мирное население.

Князь Гедымин для строительства замка деревню Крево выбрал не случайно. В самом начале XIV в. Крево являлась не только центром Кревского княжества со своими оборонительными традициями, экономическими и культурными связями, но и значительными людскими ресурсами, способными вести большие строительные работы и содержать надлежащую защиту.

Деревянные оборонительные сооружения, которые легко уничтожались огнем и не сдерживали крестоносцев, отжили свой век, тем более на славянском рубеже, где вражеская угроза со временем нарастала. Нужен был замок, о стены которого разбивались бы любые атаки и который смог бы выдерживать даже длительную осаду.

В заболоченной низине, возле слияния речушки Кревянки и ручья, позже названного Шляхтянка, и возник Кревский замок, один из первых полностью каменных в ВКЛ. Замок возводился с активным участием Гедимина и его сына Ольгерда на грани XIII - XIV вв.

В общем оборонительном комплексе значительную роль, вероятно, играла и сейчас господствующая над местностью гора, что расположена за несколько сотен метров к югу от замка. На этой горе мог находиться надзирательный пункт.

Основная часть сооружений замка была размещена на болотистой пойме. Учитывая, что с восточной стороны близко к замку подступала вода, строители замка до фундамента стены насыпали песчаный слой укрепления .

В плане замок - неправильная трапеция, обращенная большим основанием в напольную сторону. Длина стен разная: северная 85 м, восточная - 108,5 м, южная - 71,55 м, западная - 97,2 м. Толщина замковых стен достигает 2,75 м, фундамент высотой до 2 м, с 30-сантиметровым цоколем, сделанный из камней средней величины на извести. Однако нижние ряды фундамента в северной стене положены на глине, видимо, потому, что замок возводился на болотистой пойме. Этот фундамент также лежит на "подушке" из дубовых и еловых ветвей и хвороста.

Замковые стены до высоты 4 м сделаны из камня. Выше (и только с внешней стороны) небольшая часть положена из большого кирпича в балтской технике, либо вендской, каменной кладки: чередование двух ложков и шест. Толщина ее - 65 см. В западной стене сохранились отверстия от балок внутренней деревянной связи. Полагется, что такие балки были в каждой стене.

В старину стены Кревского замка достигали высоты 12-13 м. В настоящее время лишь отдельные их фрагменты (на северной стене) имеют высоту около 10 м. На высоте 10 м по всему периметру на деревянных балках размещалась боевая галерея - помост. Следы балок еще отчетливо были видны в XIX в. Стреляли защитники замка через бойницы, что были на расстоянии 2,4 м друг от друга. Сейчас трудно восстановить форму и очертания бойницы, так как сверху стены разрушены.

На северо-западном углу замка была одна большая (княжеская) башня, размером 18,65 на 17 м, которая выступала за периметр стен замка, надежно защищая западную и северную стены. На стыке восточной и южной стен, выступая в сторону замкового двора, стояла еще одна башня, размеры которой составляли  11 на 10,65 м. Башня была пристроена к стенам и отличается от них глубиной залегания фундамента. Несомненно, ее возвели позже, так как стены башни закрыли несколько отверстий от балок боевой галереи - помоста.

Некогда княжеская башня возвышалась над замковыми стенами, однако сейчас ее высота 6,6 м. Она имела перекрытия на балках, от которых у стен сохранились отверстия размером 30х 30 см. Высота бывшего первого этажа - 3,5 м, второго - 2,3 м , третьего - не менее 3 м. Существовал, несомненно, еще один, четвертый этаж, однако стены его разрушены. Толщина башенных стен была меньше, чем у стен замка, всего 2,2 м.

В южной стене Кревского замка был проем, сейчас его нет, так как стена в этом месте обвалилась. Ширина его достигала 2,84 м, а высота - 4,26 м. Проем выполнял роль запасного выхода.

Въездные ворота располагались в юго-восточной стене. Замковый двор не замощен камнем. От ворот к малой башне шла вымощенная дорога шириной около 8 м. Поскольку юго-восточный стены участок замкового двора был болотистый и мокрый, дорогу "забрали" в каркас из бревен. Внутрь настилали  хворост и только потом насыпали камнями.

На расстоянии около 14 м от княжеской башни под стеной располагалась кузница, у самой башни - коновязи. На западном краю ближе к въездной браме стоял прямоугольное в плане каменное жилое здание (длиной около 8 м) с подвалом (глубиной 3 м). В западной пониженной части замкового двора размещался канал с водой. Каменные постройки Кревского замка были накрыты черепицей, деревянные - гонтом.

Информация о работе Сморгонщина