Современное состояние международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:25, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении международного туризма и выявлении перспектив развития туристской отрасли.
Объект исследования: международный туризм
Предмет исследования: Международный туризм: история, современное состояние и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования, необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы международного туризма;
Рассмотреть условия развития международного туризма;
Проанализировать современное состояние международного туризма.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы международного туризма
4
1.1. История развития международного туризма
4
1.2. Сущность, особенности и классификация международного туризма
8
2. Условия развития международного туризма
11
2.1.Значение и функции международного туризма для развития экономики государств

11
2.2. Факторы, оказывающие влияние на международный туризм
15
3. Современное состояние международного туризма
18
3.1. Международный туризм в условиях кризисов и после них
18
3.2. Прогнозы и перспективы развития международного туризма
22
Заключение
27
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Существует много классификаций международного туризма, различных пониманием этого феномена, принципами построения, задачами и пр. В настоящее время международный туризм классифицируется:

  1. по целям:  маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в т.ч. с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;
  2. по степени мобильности:  передвижной; стационарный; смешанный;
  3. по форме участия:  индивидуальный; групповой; семейный;
  4. по возрасту:  зрелый; молодежный; детский; смешанный;
  5. по продолжительности:  однодневный; многодневный; транзитный;
  6. по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; караваниннг (путешествие в мобильных домиках на колесах).
  7. по сезонности: активный сезон; межсезон (полусезон); несезон;
  8. по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;
  9. по способу передвижения:  пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).

 Все эти виды  туризма зачастую тесно переплетаются  между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.

 Итак, туризм – это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги. Туристские услуги на мировом рынке выступают как “невидимый” товар, характерной особенностью которого является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте.

 

2. Условия развития международного туризма

2.1.Значение и функции международного туризма для развития экономики государств

Международный туризм оказывает  влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:

1. Экономический рост  и социальный прогресс привели  к расширению объема деловых  поездок и поездок с познавательными целями.

2. Совершенствование  всех видов транспорта удешевило  поездки.

3. Увеличение числа  наемных рабочих и служащих  в развитых странах и повышение  их материального и культурного  уровня.

4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.

5. Развитие межгосударственных  связей и культурных обменов  между странами привело к расширению  межличностных связей между регионами.

6. Развитие сферы услуг  стимулировало развитие сферы  перевозок и технологический  прогресс в области телекоммуникаций.

7. Ослабление ограничений  на вывоз валюты во многих  странах и упрощение пограничных  формальностей.

Значение туризма в  мире постоянно возрастает, что связано  с возросшим влиянием туризма  на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций10:

1. Международный туризм  — источник валютных поступлений  для страны и средство для  обеспечения занятости. 

2. Международный туризм  расширяет вклады в платежный  баланс и ВНП страны.

3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4. С ростом занятости  в сфере туризма растут доходы  населения и повышается уровень  благосостояния нации.

Исходя из функций, сферами воздействия туризма на экономику страны и общество в целом являются:

  1. Предпринимательская сфера. Создание туристского предприятия приносит выгоду, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим - заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) - прибыль, государству (региону) - налоги и сборы;
  2. Потребительская и доходная сферы. Спрос туристов на товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения. Благодаря туризму развиваются местные предприятия:

- культурные и развлекательные (музеи, кино, памятники, шоу-бизнес), которые через налогообложение приносят пользу местному населению;

- транспортные предприятия  и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов под экскурсии, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма);

- предприятия, изготавливающие  сувениры, и народный промысел.

3. Валютная сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг;

4. Производственная инфраструктура. Туризм создает структуру отдыха, которая используется не только для туристов, но и для местного населения. Появление новых туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на инфраструктуру, потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности.

Доходы от туризма  образуются в результате туристских расходов, которые определяются как  общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. В целях упорядочения учета в платежном балансе всех стран поступлений и расходов по статье «Туризм» Международный валютный фонд выработал соответствующие рекомендации,11 согласно которым в актив платежного баланса включаются такие статьи как:

— поступления от продажи  туристических товаров и услуг;

— поступления от экспорта товаров туристического спроса и  оборудования для туристических  предприятий;

— поступления от продажи прочих услуг: подготовка кадров, предоставление услуг специалистов данной страны зарубежным странам;

— транспортные расходы  иностранных посетителей;

— инвестиции иностранного капитала в туристическую индустрию;

— проценты от кредитов, предоставляемых другим странам.

Туристские расходы оказывают прямое влияние на экономику, т.е. экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания. Этот ход ведет к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т. д. Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением. Этот процесс оказывает косвенное влияние на экономику страны. Косвенный вклад туризма в экономику проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Такое явление называется эффектом мультипликации, или мультипликатором12.

Мультипликационное влияние  туризма проявляется в том, что  в результате цепной реакции «расходы – доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров. Это означает, что часть доходов, полученных из выручки от продажи туристских услуг и товаров, направляется на налог. Когда туристское предприятие покупает местные товары, то деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона. Из этих доходов выплачивается заработная плата работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и услуг.

Часть денег, полученных от туристов, идет на создание фонда накопления; часть – покрывает произведенные расходы на покупку товаров, приобретенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из сферы экономики туризма. Таким образом, увеличение дохода и управление производством туристского продукта усиливает мультипликацию туристского расхода. С другой стороны, чем больше товаров импортируется из других регионов, тем эффект мультипликации меньше.

Таким образом, туризм помогает решать общие экономические проблемы, но, учитывая многоаспектный характер туристской деятельности, он не может эффективно развиваться сам по себе. Экономическая активность туризма напрямую связана с развитием экономики страны. Значение туризма для экономик разных стран связано с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего – это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.

 

2.2. Факторы,  оказывающие влияние на международный туризм

Изучение тенденций, сложившихся  в туристской деятельности в XX-ХХI веках, позволяет выделить несколько групп факторов, которые благоприятствуют международному туристскому обмену13:

1. Социально-экономические факторы. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств явились важной материальной предпосылкой развития туризма. При современных темпах труда и жизни расходы на отдых, особенно связанные с путешествиями, быстро переходят в разряд необходимых.

Положительное воздействие  на развитие международного туризма  оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов.

Туризм как отрасль экономики может успешно существовать и  развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не относится к России.

К социально - экономической  группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также  повышение культурного уровня, стремление людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов.

2. Демографические факторы. В результате роста народонаселения планеты увеличивается мировой туристские потенциал, а в туристскую деятельность втягиваются новые людские ресурсы.

К демографическим изменениям относятся: старение населения, более  ранний выход на пенсию с достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, семей с двумя работающими членами семьи, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей и пр.

Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.

3. Экономические и финансовые  факторы. Существует четкая связь между тенденциями развития туризма  и общего экономического развития. Туристский рост очень чувствителен к какому-либо экономическому изменению. Если цены, то рост показателей  в целом  на 1% частного потребления ведет   к общему застою  в расходах на путешествия; при росте потребления на 2,5 % развитие туризма  возрастает на 4%  , а при росте  потребления 5%  показатель  увеличения затрат на туризм составляет 10% . В  случае, если потребление  ниже 1% , то в туризме ощущается спад.

Личный дикреционный доход будет увеличиваться. Это примет форму широкого поступления доходов, как в странах с устоявшейся индустриализацией, так и в странах с экономикой промышленного развития, что приведет к:

 ∙ большей туристской деятельности, в частности, касающейся увеличения числа покупателей туристского продукта с более высокими доходами;

 · большей пропорции средств, общественно выделяемых на туризм.

   Изменения в  валютных курсах   тоже влияют  на цены  поездок за рубеж,  что отражается на росте туризма. 

4. Политические факторы. Новые политические структуры в Восточной Европе пока еще экономически слабы,  что является реальным препятствием  для вовлечения населения в зарубежный туризм. Меры Европейского сообщества  по становлению единого рынка  будут направлены на слабо осваиваемый сектор авиации в связи с наличием определенной сопротивляемости со стороны национальных перевозчиков ряда стран ЕЭС и продолжающийся перенасыщенностью аэропортов и авиационных коридоров. Политика ЕЭС “открытое небо” направлено на незначительную  корректировку возможностей с целью предоставления европейским пассажирам  сниженных цен и большего выбора надежных авиакомпаний.

Информация о работе Современное состояние международного туризма