Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:10, курсовая работа
Краткое описание
Свою курсовую работу я решила построить следующим образом. Вначале я расскажу о религиозно-философских направлениях древней Индии и их влиянии на социальную жизнь данного общества. В своей работе я расскажу о трех наиболее распространенных в Индии религиях: Ведизм, Индуизм и Буддизм. Так же влиянии этих религий на культуру этой древней цивилизации. Я не случайно решила включить в свою курсовую работу эту главу, т.к. считаю, что если мою работу будет читать человек, который мало знает об Индии , то ему сложно будет разобраться в теме которую я собираюсь рассмотреть, потому что он не знает откуда в Индии такой разброс религий философских направлений.
Содержание
Религиозно-философские направления древней Индии 5 1.1 Ведизм 5 1.2 ИНДУИЗМ 6 1.3 Буддизм 7 1.4 Философия, джайнизм и йога. 9 2. Варны, касты, их взаимоотношения внутри данной системы. 12 2.1 Разделение на 4 класса 12 3.Искусство как отражение социального уклада древней Индии. 17 3.1 Национальные традиции, обычаи Индии. 17 3.2 Виды национального искусства Индии. 26 Заключение 35 I Cписок использованной литературы и другие источники 37 ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Едва ли не древнейшими памятниками
индийской культуры (конечно, если не говорить
о периоде Индской цивилизации) являются
колонны, на которых высечены надписи
Ашоки. Все колонны были изготовлены из
камня, добытого в окрестностях Варанаси,
тщательно отполированы и доставлены
в отдаленные области Маурийской державы.
Скульптура, венчающая колонну, например
знаменитые львы, обнаруживает известное
влияние персидского и, возможно, греческого
искусства. Объясняется это, очевидно,
тем, что индийские мастера в то время
еще не привыкли работать по камню.
Также в предшествовавшую нашей
эре эпоху в монолитных скалах вырубали
культовые пещеры (Западные Гаты). В первую
очередь возникли буддийские пещерные
храмы с великолепными колонными залами!
Своды с искуссно и тонко обработанными
каменными балками наводят на мысль, что
в те времена была развита и деревянная
архитектура. Индусы и джайны также создали
грандиозные культовые пещеры. В апсидах
чайтъя (молельня) и вихара (зал для собраний)
находились, как правило, монолитные ступы
или статуи Будды. На стенах индусских
храмов сохранились скульптурные изображения
богов. С точки зрения истории искусств
наиболее интересны храмы на Элефанте,
в Эллоре и Аджанте.
Переход от пещерного храма
к отдельно стоящему сооружению можно
наблюдать на примере Махабалипурама.
[Прил. 6, рис. 2] Здешние уникальные творения
VI в. еще созданы из единого монолита и
по красоте и размерам уступают только
храму Кайлаш в Эллоре. Древнейшие из отдельно
стоящих храмов датируются VII в.; обработанные
поочередно каменные блоки пригнаны друг
к другу без строительного раствора; от
светских сооружений их отличает высокая
башня. Типичны для североиндийского стиля
стройные, напоминающие пчелиные соты
башни (шикха-ра). Перед святилищем располагаются
залы для службы и ритуальных танцев, а
также помещение для жертвоприношений.
Южноиндийский дравидский стиль отличают
пирамидальные башни храмов (вима-на),
увенчанные камнем в фирме полусферы.
Храмовые комплексы обнесены стенами,
и издалека видны их надвратные башни
- гопурам. Расцвет индусской храмовой
архитектуры приходится на VIII-XIII вв.
Скульптура и живопись. Классическое
индийское искусство и скульптура основываются
на религиозных сюжетах. Хотя отдельные
образы художественного творчества были
обнаружены в раскопках хараппской цивилизации,
период его первого подъема приходится
на время правления Маурьев, когда при
императоре Ашоке своего пика достигло
классическое буддийское искусство.
В послемаурийскую эпоху сложились
местные школы скульптуры. Наиболее известными
являются школы Гандхары (Северо-Запад
Индии), региона Матхуры (центральная часть
Северной Индии) и одной из областей Декана
(школа Амаравати).
Расцвет гандхарской школы,
формировавшейся под сильным влиянием
эллинистического и римского искусства,
относится к первым векам христианской
эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан,
оказывал воздействие на буддийское искусство
Центральной и Восточной Азии. В большей
степени связаны с традициями изобразительного
искусства Индии школы Матхуры и Амаравати.
Именно на их основе развивалось средневековое
искусство не только самой Индии, но, в
известной мере, и стран Юго-Восточной
Азии. Распространение буддизма «великой
колесницы» способствовало появлению
обширного пантеона святых-бодхисаттв.
Массовые находки терракотовых статуэток
говорят о широком спросе на произведения
искусства, связанного с буддизмом.
Всемирно известные памятники
индийской живописи находятся в Аджанте
(Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри
Аджанты создавались в течение почти тысячи
лет, начиная с послемаурийского времени.
Стены некоторых залов покрыты яркими
изображениями сцен из буддийских преданий.
Замечательные фрагменты живописи, сходной
с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке.
Несмотря на отсутствие политического
единства, различие языков и верований
народов Индии, эта страна в течение средних
веков и нового времени сохраняла сложившееся
в древности единство культуры. Господствующая
в Индии религия — индуизм — освящала
традиционность повседневного уклада
жизни.
Влияние буддийской религии,
литературы, философии и искусства прослеживается
у многих народов средневекового Востока.
Древнеиндийская медицина и математика
славились во всем мире, а замечательные
достижения в области лингвистики, логики,
психологии лишь сейчас могут быть оценены
по достоинству.
Индийскую культуру можно сравнить
с могучей рекой, которая берет начало
высоко в Гималаях и продолжает свое течение
среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень
и городов. В нее вливаются многочисленные
притоки, меняются ее берега, но сама река
остается неизменной. Индийской культуре
в равной мере присущи единство и многообразие,
приверженность традиции и восприимчивость
к новому. За многовековую историю Индии
пришлось немало пережить, ко многому
приспособиться, ассимилировать элементы
различных культур, но при этом она сумела
сохранить свое древнее наследие.
Необычайно разнообразны природа
и климат страны; здесь живут многочисленные
народности со своими верованиями, языками
и культурой. Однако во всем присутствует
неповторимый индийский колорит. Источник
этого единства неуловим. Его можно почувствовать,
но невозможно понять. В своей знаменитой
книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру
дал блестящий анализ единства и целостности
индийской культуры, коренящихся в ее
поразительном многообразии.
Уже памятники хараппской цивилизации
(3000-1800 до н. э.) уже несут в себе те характерные
черты, которые позже стали ассоциироваться
с Индией и ее культурой. Подтверждением
тому служат археологические находки
в Хараппе и Мохенджо-Даро. Статуя мужчины,
погруженного в размышление, свидетельствует
о том, что уже в те времена была известна
практика йоги. Гладкая поверхность торса
и отсутствие мускульного напряжения
наводят на мысль о древнеиндийской концепции
внутренней энергии. Божество, изображенное
на одной из глиняных печатей, имеет большое
сходство с позднейшими изображениями
Шивы. Браслеты, подобные тем, что украшают
руки бронзовой танцовщицы, можно и сейчас
купить в любой лавке. Новейшие исследования
показали, что влияние хараппской культуры
распространилось даже на отдаленные
районы Северной и Западной Индии, а народности,
жившие в бассейне Инда, поддерживали
тесные контакты с дравидийской цивилизацией,
существовавшей задолго до прихода в Индию
ариев.
Приблизительно между 2000 и 1600
г. до н. э. часть племен, принадлежавших
к многочисленной группе ариев, или индоариев,
переселились в Индию. Они говорили на
санскрите и поклонялись богам, олицетворявшим
стихийные силы природы: Индре-громовержцу,
владыке атмосферы, богу жертвенного огня
Агни и всеведущему Варуне, карающему
богу-судии и божеству водной стихии. Гимны,
посвященные этим и другим богам, составили
четыре сборника — Веды. Древнейшим из
них является Ригведа (1500-1200 до н. э.), для
которой характерен поиск Высшей реальности,
лежащей в основе всего многообразия жизни.
Эта мысль развивается в диалогах упанишад
(900-600 до н. э.). Ведическую поэзию отличают
одухотворенность, превосходный стиль
и движение от внешней формулы к внутреннему
переживанию. Вне ведической (индуистской)
традиции в 6 в. до н. э. возникли две другие
религии. Личность Будды с его проповедью
любви, сострадания и гармонии оказала
огромное воздействие на развитие индийской
философии и культуры, хотя в качестве
религии буддизм пустил более глубокие
корни за пределами Индии. Основателем
джайнизма был Махавира, в учении которого
развиваются идеи освобождения и отказа
от любого насилия. Джайны тоже внесли
большой вклад в развитие индийского искусства
и философии.
В 326 г. до н. э. Александр Македонский
форсировал Инд, и хотя вскоре он повернул
свои войска назад, греческое вторжение
стало важным фактором сближения Индии
с греко-римским миром. Шесть лет спустя
царь Чандрагупта, основатель династии
Маурьев, сделал попытку объединить разрозненные
индийские княжества в централизованную
империю со столицей в Паталипутре (ныне
Патна, штат Бихар). Его внук Ашока (273-237
до н. э.), проникшись отвращением к войне,
стал ревностным буддистом. По его указанию
на гладкой поверхности каменных колонн
высекались буддийские изречения, призывавшие
к состраданию и милосердию. Капители,
завершающие колонны, представляют собой
прекрасные образцы скульптуры.
Правители династии Шунги (185-149
до н. э.) были ортодоксальными индуистами,
но при Канишке (династия Кушан), который
правил на северо-западе Индии (78-101), произошло
заметное возрождение буддизма. При Кушанах
в буддийской скульптуре получил развитие
гандхарский стиль, отмеченный заметным
влиянием античности. Другим центром буддийского
искусства стала Матаура, расположенная
к югу от Дели. Во времена Гуптской империи
(319-540), которую называют «золотым веком»
древнеиндийской культуры, политический
и культурный центр снова переместился
в Паталипутру. Некоторые цари гуптской
династии, например Чандрагупта и Скандагупта,
были поэтами и музыкантами. В царствование
Чандрагупты жил величайший поэт и драматург,
писавший на санскрите, — Калидаса. Шедеврами
ваяния и живописи этой эпохи считаются
скульптурные изображения Будды в Сарнатхе
и фрески в пещерах Аджанты (Западная Индия).
Закат империи Гуптов сопровождался политической
раздробленностью.
Харша, правитель княжества
Ка-наудж, попытался приостановить этот
процесс, но после его смерти в 648 г. возникли
независимые княжества в Кашмире, Бенгалии,
Ориссе и многих других районах Северной
и Южной Индии. В культурном отношении
это был необычайно плодотворный период.
Династии Чола, Паллавов и Раштракутов
воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре,
Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен
храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и
храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия).
Характерным элементом их архитектурного
стиля является скульптура. В литературе;
санскрит постепенно вытеснялся местными
диалектами — бенгали, маратхи, хинди
и панджаби. На юге Индии развивалась литературная
традиция на тамили, телугу и каннада.
Большое распространение получили такие
религиозно-философские течения, как веданта,
в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи
(XII в.). Наряду с этим в социальной и религиозной
жизни существовали и консервативные
тенденции. Система каст, первоначально
связанная лишь с ролью человека в процессе
производства, со временем стала жесткой
и самодовлеющей.
Поворотным моментом в истории
культуры Индии явилось установление
в конце XII в. мусульманского владычества.
Кардинальные различия между исламом
и индуизмом неизбежно привели к конфликту
между ними. Однако вскоре началось их
примирение, чему способствовала близость
веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские
феодалы как в Дели, так и в провинциальных
княжествах покровительствовали индийским
литераторам и музыкантам и даже принимали
участие в индуистских празднествах. Интеграционные
процессы усилились после основания в
1526 г. империи Великих Моголов. В царствование
Акбара (1556- 1605), политика которого отличалась
мудростью и терпимостью, были заложены
основы общенациональной культуры.
Стремительный закат империи
Великих Моголов приходится на первую
четверть XVIII в. С этого периода начинается
вторжение в Индию европейцев: португальцев,
голландцев, французов и, наконец, англичан.
К концу XVIII в. Великобритания прочно утвердила
здесь свое господство. Внедрение английской
модели образования и деятельность христиан-миссионеров
оказали огромное воздействие на культурную
жизнь и религиозное самосознание индийцев.
Новая столица, Калькутта, а вслед за ней
Бомбей и Мадрас стали центрами западной
цивилизации. Часть образованных индийцев,
чрезмерно увлекшись европейской культурой,
игнорировала свое национальное наследие.
Тогда за духовное и культурное возрождение
Индии стали ратовать представители реформаторского
движения, основателем которого был Рам
Мохан Рой.
Руководители этого движения,
известного как Брахма Самадж, утверждали
абсолютную истинность священных книг
индуизма и ислама, не отвергая в то же
время прогрессивной западной философской
мысли. Еще одним источником духовного
возрождения страны стало учение Рамакришны
(1836-1886), проповедовавшего, что все вероучения
- это лишь различные пути, ведущие к одной
цели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда
(1863-1902) вошел в историю как посланец индийской
интеллектуальной культуры в Европе и
Америке.
Несмотря на политический гнет,
национальная индийская культура продолжала
развиваться. Прозаики и драматурги второй
половины XIX в. стали обращаться к политической,
исторической и социальной тематике. Выдающийся
поэт Галиб, писавший на урду, и бенгальский
романист Банким Чаттерджи внесли огромный
вклад в индийскую литературу. Традиции
классической индийской музыки продолжили
выдающиеся музыканты, в основном мусульмане.
В Лакнау и Джайпуре сложилась школа индийского
танца катхак. Позднее возникло движение
за возрождение индийской живописи, во
главе которого стояли Абааниндранат
Тагор и другие художники «бенгальской
школы». В Калькутте и Бомбее ставились
пьесы на современные темы и на религиозно-мифологические
сюжеты.
В этот период набирало силу
движение за независимость под руководством
партии Индийский национальный конгресс,
созданной в 1885 г. Пробудившееся чувство
патриотизма нашло отражение в литературных
произведениях того времени. Возвращение
Махатмы Ганди в Индию из Южной Африки,
где он героически боролся против расизма,
открыло новую страницу в истории страны.
Учение Ганди затрагивало все аспекты
жизни, но главный акцент в нем делался
на общественно-политические вопросы.
В своих стихах и романах крупнейшие писатели
того времени — Баради на тамили, Премчанд
на хинди, Сорат Чаттерджи на бенгали —
выражали идеалы гандизма. В индийской
культуре XX в. возвышается исполинская
фигура Рабиндраната Тагора, одного из
величайших поэтов и философов в истории
человечества.