Спрос и предложение на рынке туристских услуг Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Под рынком туристских услуг понимается система взаимоотношений продавцов и покупателей. Особенностью туристического рынка является профессиональная разобщённость продавцов услуг, предоставляемых разными компаниями, в том числе : гостиница, ресторан, трансфер и т.д.
Особую роль в формировании рынка приобретают информационные, рекламные и юридические аспекты деятельности.
В состав участников рынка, осуществляющих туристическую деятельность, входит несколько субъектов. Среди них:
- организаторы и продавцы туров;
- исполнители (контрагенты);

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………3
1. Характеристика рынка туристических услуг Кировской области………5
1.1 Основные компоненты туристического рынка Кировской области………………………………………………………………….5
1.2 Динамика развития туристического рынка Кировской области…..12
2. Анализ спроса и предложения на рынке туристических услуг Кировской области……………………………………………………………………..14
2.1 Анализ спроса на туристические услуги……………………………14
2.2 Анализ туристических предложений Кировской области…………16
2.3 Тенденции развития спроса и предложения на туристические услуги Кировской области………………………………………..….19
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

П – прибыль туроператора;

С – скидка туристу с цены отдельных видов услуг;

К – комиссионное вознаграждение турагента («+» - означает надбавку к цене турпакета, « - » означает скидки с цены туроператора в пользу турагента);

Чг – количество туристов в группе;

Чс – количество лиц, сопровождающих группу.

Цена на услуги туризма включает следующие элементы:

      1)    стоимость сырья и материалов (продукты для приготовления пищи, постельные принадлежности);

      2)    текущие расходы на производство, реализацию и организацию потребления услуг;

      3)    прибыль туроператора;

      4)    косвенные налоги по видам услуг (НДС, таможенные пошлины);

      5)    скидки для отдельных групп туристов;

      6)    надбавки или скидки (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента.


1.2 Динамика развития туристического рынка Кировской области.

В настоящее время туризм выступает одной из приоритетных отраслей экономики и может рассматриваться как фактор экономического роста как страны так региона. Развитие туризма оказывает стимулирующее действие на другие секторы экономики, способствует созданию новых рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений от налогов.             

Причина возникновения идеи поддержки туристической индустрии Кировской области понятна: в регионе нет нефти и газа, большинство крупных предприятий находится на грани банкротства, а сама область уже много лет является дотационной. И именно туризм может стать палочкой - выручалочкой для экономики области.

Вопрос об имидже нашего региона уже не один год обсуждается на страницах региональной прессы. Областные власти заявляют о шагах по его улучшению и повышению инвестиционной привлекательности области.

В декабре 2008 года Правительство Кировской области утвердило Концепцию региональной целевой программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009-2013 годы. Приоритетное направление государственной поддержки отрасли – развитие внутреннего туризма.

Документ определил приоритетные в Кировской области виды внутреннего туризма:

- лечебно-оздоровительный;

- активный;

- культурно-познавательный.

Вместе с тем Правительство области будет содействовать развитию охотничьего, делового, событийного, экологического и сельского туризма. Направления реализации Программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009-2013 годы:

- Участие в крупных туристских выставках;

- Создание видеофильмов и презентационных материалов о туристской привлекательности края;

- Публикация материалов в специализированных СМИ;

- Информационные туры для туроператоров и журналистов;

- Проведение семинаров, конференций и форумов по туризму.

Объем финансирования Программы -  16 млн. рублей. Единственный источник финансирования - средства областного бюджета. Финансирование программы начнётся с 2011 года. Если программа продлится до 2013 года, соответственно на нее будет приходиться по 5 млн. рублей в год. Эта цифра, конечно, больше, чем объем финансирования в 2008 году, (на поддержку туристической деятельности в 2008 году из областного бюджета было выделено 688 тысяч рублей), но направления расходования средств не изменились, это, по-прежнему, участие в международных выставках, публикации, издание информационных материалов и т.п. (рис.1).


2.Анализ спроса и предложения на рынке туристических услуг Кировской области.

2.1 Анализ спроса на туристические услуги Кировской области.

Туризм стал неотъемлемой частью жизни населения. С каждым годом туристские потоки растут. Туризм популярен и охватывает различные слои населения. Инфраструктура туризма в Кировской области обширна и разнообразна. Долгие годы круг организаций, занимающихся туристским бизнесом и предлагающих нам туруслуги, был довольно ограниченный. Сегодня число турфирм значительно возросло, а также расширилась география туристских маршрутов.

За 2010 год было реализовано 17892 путевки, в том числе 16658 путевок - непосредственно населению. Из них 45 путёвок проданы гражданам других стран. Число обслуженных туристов составило 33117 человек, в том числе по Российской Федерации - 14048 человек (в 2009г. - 19920), зарубежным странам - 19069 человек (в 2009г. - 14156), среди них в комплексные туры было отправлено 295 человек (в 2009г. - 439). Кроме того, по однодневным путевкам обслужено 1288 туристов (в 2009г. - 1255). Уменьшение числа обслуженных туристов по Российской Федерации связано со снижением количества проданных путёвок турфирмами Кировской области в Республику Татарстан.

Привлекательными и доступными для кировчан остаются турпоездки по нашей области. Не выезжая за пределы области, предпочли отдыхать 1829 туристов. Это на 57 человек больше, чем в прошлом году. Кировскую область посетили 38 иностранных граждан.

Среди представленных туров вот уже несколько лет популярностью пользуются курорты Краснодарского края, где в прошлом году отдохнули 4842 человека. Самым посещаемым городом Российской Федерации оказалась столица Республики Татарстан г. Казань, где в 2010 году по туристским путевкам, приобретенным в кировских фирмах, побывали 3305 кировчан. 2360 человек оценили достопримечательности г. Санкт-Петербурга. Также наши туристы путешествовали по Нижегородской, Астраханской, Вологодской, Ярославской областям. 272 человека посетили г. Москву. Не остались без внимания кировчан Пермский край, Московская, Владимирская, Ленинградская области, Республика Карелия, Волгоградская и Калининградская области. Несколько человек посетили Республику Башкортостан, Костромскую область, Алтайский и Ставропольский края.

Поездки кировчан в зарубежные страны в 2010 году распределились так (в % от общего количества туристов, посетивших зарубежные страны):

39 % - Турция, 30 % - Египет, 5 % - Страны СНГ, 3% - Тайланд, 3 % - ОАЭ, 2 % - Испания, 2 % - Чехия, 2% - Болгария, 14 % - Прочие

Несмотря на все неприятные события, произошедшие с русскими туристами в Турции и Египте, эти направления не теряют своей популярности по той простой причине, что отдых в этих странах самый дешевый и доступный. Поэтому, как отмечают работники турагентств, что бы ни происходило в этих странах, спрос на путевки туда среди кировчан не снизится. Несмотря на отсутствие проблем со спросом, некоторые туристические агентства стараются сделать отдых своих клиентов в Турции более безопасным.


2.2 Анализ туристических предложений Кировской области.

В Кировской области более 140 организаций, осуществляющих туристскую деятельность.  Порядка 20 турфирм осуществляют деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма. В Единый федеральный реестр внесены сведения о 6 туроператорах. Из них 2 туроператора по международному и внутреннему туризму, 4- операторы по внутреннему туризму. Остальные туристские фирмы – турагенты.

В области развиваются как классические, так и современные виды туризма. Наметилась тенденция к специализации ряда туристских фирм по видам туризма: культурно-познавательный, охотничий, спортивно-оздоровительный, паломнический туризм. Кроме того, ряд туристских агентств занимается только выездным туризмом.

Гостям области предлагают услуги более 50 гостиниц, более 20 комфортабельных баз отдыха.

Ежегодно область посещают около 20 тысяч иностранных граждан и более 260 тысяч посетителей из регионов России.

В нашей области есть богатейшие туристические ресурсы: природные, исторические и культурные.

На территории области есть 202 особо охраняемых природных территорий. Из них важнейшими являются: государственный заповедник «Нургуш»; государственные природные заказники «Пижемский», «Былина», «Бушковский лес»; 9 охотничьих заказников регионального значения; 3 курортные зоны; самое крупное в мире местонахождение ископаемых позвоночных, которые жили 250 млн. лет назад – парейазавров. Активно развиваются в области 10 видов художественных народных промыслов. Символом Вятки стала известная по всему миру дымковская расписная игрушка, которая существует уже свыше 400 лет. На территории области есть 883 объекта культурного наследия, которые находятся на государственной охране, 269 из них – федерального значения. Также работают 5 центров национальной культуры: русской, марийской, удмуртской и татарской. С историей нашего края связано много имен многих замечательных людей.

Кировская область богата  лечебно-сырьевыми ресурсами: минеральные воды, лечебные грязи, воздух хвойного леса. Благодаря этому в области отлично развита санаторно-курортная сфера. Более двух десятков комфортабельных санаториев и профилакториев располагается на территории области. В них отдыхают взрослые и дети из многих регионов России. 18 типов лечебных минеральных вод открыто в области с различным солевым составом с минерализацией от 2 до 35 гр/литр. Такие воды вскрывают скважинами на глубине 40-150 метров. Используют минеральные воды в городе Кирове, Вятских Полянах, поселок Бурмакино Кирово-Чепецкого района и на территории курортной зоны Нижне-Ивкино. В 12 районах области имеются месторождения озерного сапропеля, который используют в качестве лечебных грязей. Всего насчитывается около 50 месторождений. По заключениям специалистов грязи имеют высокое качество и хорошие бальнеологические свойства.  Много сосновых, еловых и смешанных лесов, среди которых расположены здравницы, также являются лечебными. Известно, что воздух хвойного леса наполнен фитонцидами и имеет чудодейственную целительную силу.

Более половины территории Кировской области занимают леса. Для любителей «тихой охоты» в лесах растет более 3-х десятков видов съедобных грибов: белые, подберезовики, волнушки, грузди, лисички, подосиновики, маслята, рыжики и др. Также порадуют лесные ягоды: земляника, брусника, смородина, черника, клюква, черемуха.

Кировская область известна охотникам из многих стран мира. Охотничьи угодья занимают около 11млн. га, из них 2/3 – это лесопокрытые в сочетании с водными. Каждый год в нашу область съезжается свыше 200 охотников из-за рубежа. Добычей охотника могут стать кабаны, медведи, лоси, волки, зайцы, лисицы, бобры и тетерева.

Для туристов-рыболовов в Вятке водятся щука, жерех, налим, сом, окунь.

Особенно популярны и всеми любимы зимние виды спорта. В январе в Кирове проходят соревнования по прыжкам с 90-сто метрового кировского трамплина. Также проводятся соревнования по спидвею и гонки на снегоходах. Каждый год в марте проходят международные соревнования по ледолазанию. На стадионе «Родина» проходят матчи чемпионата России по хоккею с мячом, на которые приходят тысячи болельщиков.

Самыми любимыми мероприятиями, которые проводится в Кировской области, являются: Фестиваль авторской песни «Гринландия», который проходит в июле на берегу реки быстрица села Башарово; народный праздник «Истобенский огурец», который проходит в июле в селе Истобенском Оричевского района; фестиваль исусств имени П.С. Вершигорова, который проходит в июле в селе Петропавловское Советского района; международный фестиваль национальных культур «Жар-птица», который проходит в ноябре в городе Кирове; конкурс молодых дизайнеров «Русский силуэт» – март, город Киров; Всероссийский кинофестиваль малого кино «Встречи на Вятке» – апрель, город Киров.


2.3 Тенденция развития спроса и предложения на туристические услуги в Кировской области.

Кировская область обладает развитым рекреационным потенциалом. Ядром формирующегося кластера туристско-рекреационных услуг должны стать учреждения санаторно-курортного комплекса, формирующие на сегодняшний день основной въездной поток в область. Наиболее значимыми рекреационными ареалами регионального и межрегионального уровня являются Нижнеивкинский (Куменский и Оричевский районы) и Центральный (Киров, Слободской и Кирово-Чепецкий районы). Индустрия активного отдыха развивается в Белохолуницком районе.

Для повышения конкурентоспособности кластера необходимы следующие меры:

- продвижение бренда Кировской области на российском и международном туристическом рынке;

- модернизация автомобильных дорог всех категорий;

- решение проблемы авиаперевозок, строительство современных автовокзалов в Кирове и населённых пунктах предлагаемой зоны;

- строительство новых корпусов повышенного уровня комфорта для размещения иностранных и российских граждан;

- благоустройство территории санаториев;

- благоустройство водоёмов, обеспечение их постоянного санитарного контроля, оборудование пляжей в соответствии с современными требованиями;

- строительство комфортабельных мини-гостиниц и баз отдыха туристского класса круглогодичного действия.

В связи с улучшением социально- экономической обстановкой в стране и регионе, всё больше и больше потребителей обращают внимание на качественное проведение своего досуга. Отмечен значительный рост обращений в турагентства, приобретения различных туристических услуг среди кировчан.


Заключение

Одним из важнейших понятий рыка являются сформировавшиеся спрос и предложение услуг.

Под спросом понимается желание, возможность и необходимость воспользоваться туристическими услугами. Данная возможность должна быть обеспечена денежными средствами, а не просто быть выраженным желанием.

              Спрос потребителей зависит от множества факторов:

- социально- экономические, такие, как уровень зарплаты, безработица, достаток населения;

- политические – отсутствие или наличие военных конфликтов и политических переворотов;

- климатические и географические факторы, такие, как погодные условия в стране пребывания или выезда.

              Предложением на туристическом рынке являются туры и направления туристической деятельности. Предложение имеет в первую очередь региональное деление. Туроператоры предлагают отправиться в разные регионы как внутри страны, так и за границей.

Информация о работе Спрос и предложение на рынке туристских услуг Кировской области