Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности анимации, сравнительная характеристика Российской и Белорусской анимации.
Задачи:
провести аналитический обзор литературы по теме исследования,
раскрыть понятие «анимация»,
изучить на основе научной литературы основные закономерности в развитии анимации.
Введение………………………………………………………………………………….1
1. История анимации ……………………………………………………………………3
1.1. Предыстория анимации …………………………………………………………….3
1.2. Основные даты в истории анимации зарубежных стран ………………………...7
1.3. Возникновение и первые годы развития советской мультипликации ………..10
1.4. Основатель советской мультипликации Владислав Старевич ………………...15
1.5. «Союзмультфильм» ………………………………………………………………20
1.6. История белорусской анимации ………………………………………………...26
2. Анимационное кино России и Беларуси: сравнительная характеристика……29
3. Технологии создания и принципы анимации ……………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………………..46
Список использованных источников………………………………………………….47
1.4. Основатель советской мультипликации Владислав Старевич
Основоположником советской мультипликации стал художник-аниматор Владислав Александрович Старевич (1882 - 1965). Он придумал объемную мультипликацию, став родоначальником кукольных мультиков.
Родился Старевич в Вильно в семье бедного польского служащего. Жизнь его была скучна и тиха. Служил в казенной палате, получал мало, служил плохо, глумился над начальством и дела своего не любил. Досуги посвящал редактированию запрещенного властями сатирического журнала "Оса", рисованию карикатур и организации костюмированных балов. Из сущей ерунды - рогожи, колосьев, пробки - мастерил восхитительные маскарадные костюмы. Еще одной его страстью была энтомология: он собрал огромную коллекцию бабочек, жуков и других насекомых и вел обширную переписку с такими же одержимыми натуралистами-любителями, время от времени выменивая у них особо ценные экземпляры.
Удивительно, что при таком напряженном графике у Старевича оставалось время на кино. Он обожал французские трюковые картины - и в конце концов это перевернуло его жизнь. Однажды после сеанса Старевич ворвался в дом как ураган. Все решено! Он покупает в рассрочку киноаппарат, будет снимать картины из жизни насекомых, для чего немедленно отбывает в Москву.
В 1912 году молодой мечтатель отправился покорять Москву. В Москве он первым делом направился к представителю французской кинематографической фирмы "Братья Пате". Господин Гаш для приличия стал задавать вопросы, но не выдержал и расхохотался посетителю в лицо. Старевич подался в другую французскую компанию - "Гомон", где повторилось примерно то же самое. Отчаявшись добиться правды у иностранцев, Старевич обратился к русскому предпринимателю. Что увидел Ханжонков в провинциальном энтузиасте, неизвестно, только после их разговора Старевич вернулся в Вильно со съемочным аппаратом, пленкой и договором на съемку первой картины. Она была готова меньше чем через полгода. Владислав Старевич назвал свое творение претенциозно - "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами" (после революции его показывали под названием "Куртизанка на троне").
Премьера состоялась в ноябре 1913 года. Пятиминутная картина не сходила с экранов до конца 20-х годов прошлого столетия. Публика уже успела немного привыкнуть к движущимся на экране людям и предметам, но ничего подобного видеть еще не доводилось: все роли в фильме - старого мужа, молодой жены, рыцаря-любовника - исполняли… жуки. Они выглядели так натурально, что режиссера назвали гениальным… дрессировщиком, сумевшим приручить насекомых. Причем режиссеру удалось это сделать так ловко, что зрители просто умирали со смеху. Сам Старевич так описывал работу над фильмом: "...я возлагал большие надежды на битву самцов-рогачей. Однажды я видел такую драку. Сначала я подумал, что два насекомых запутались в траве. Но нет, то была битва. Я приготовил на столе соответствующую декорацию и дуговую лампу. Поместил туда двух самцов и дал им почуять самку. Жуки сначала оцепенели от страха, но через минуту пришли в нормальное состояние. И тогда произошло вот что: они начали двигаться, но когда я дал свет, замерли на долгое время. Несколько раз я пробовал повторить опыт, но результат был тот же". Но Старевич не сдается. В работе ему пригодилось старинное увлечение - он препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу - и добивается своего. Потом появились шарниры, которые при движении придавали героям самые причудливые позы. Успех "Люканиды" был ошеломительным. "Люканиду" буквально рвали на части, и первым из иностранцев ее купил директор отделения "Братьев Пате" господин Гаш. Ханжонков потирал руки от удовольствия. Он тут же распорядился пристроить к новой московской квартире Старевича съемочный павильон, где молодой режиссер пропадал дни и ночи. Вскоре мир увидел "Рождество обитателей леса" и "Авиационную неделю насекомых", "Месть кинематографического оператора" и "Веселые сценки из жизни животных".
В свою мастерскую Старевич никого не пускал. Но одному его коллеге помог случай. Они разошлись во мнениях об окрасе крыльев редкой бабочки. Старевич не выдержал и потащил оппонента в мастерскую, чтобы тот своими глазами увидел экземпляр, о котором шла речь. "Я изумленный остановился на пороге. Все стены комнаты были сплошь увешаны большими и малыми коробками со стеклянными крышками. И чего там только не было!.. Я не знал, на что смотреть и чему удивляться... На огромном рабочем столе лежала распластанная стрекоза. Больше всего меня поразило то, что рядом с ней лежал дубликат такой же стрекозы, сделанный в тех же размерах из различных материалов, главным образом из тонкой резины". Старевич увлекся и рассказал о некоторых деталях: "...приходится, создав миниатюрные актерские фигурки, расчленять их на суставы и делать каждый из них подвижным с помощью шарниров. Снимаю я кадр за кадром, последовательно двигая их при помощи черной проволоки. Все зависит от точного расчета каждого движения стрекозы и муравья..." Когда коллега взмолился показать все это в действии, Старевич опомнился и замолчал. - Это секрет, - Старевич захлопнул дверь в мастерскую.
Некоторое время спустя на экраны вышел фильм "Стрекоза и Муравей", многократно умноживший славу автора, и который был признан настоящим шедевром мировой мультипликации. Фильм вызвал всеобщий восторг, с него было сделано и продано 140 копий, что стало рекордом популярности даже на фоне игрового кино. Царь Николай закупил картину для экспорта, и она стала жемчужиной раннего русского кино. Многие всерьез думали, что Старевич собирал мертвых животных и снимал их, на самом же деле, все персонажи были сделаны руками из пластилина. Совершенно невозможно было отличить искусные поделки от реальных насекомых. Все двигалось и жило, движения и пластика кукольных героев ничуть не уступала поведению живых героев.
Потом была эпоха увлечения Гоголем - в художественных фильмах "Страшная месть" и "Ночь перед Рождеством" Старевич впервые в мире создал анимационные вставки. Чертик, сидящий на месяце, или ведьма, пролетающая в ночном небе на помеле, - его работа. Он снял в России около 20 мультипликационных лент, в том числе посвященных Гражданской войне ("Как немец выдумал обезьяну" и "Пасынки Марса").
Революция застала Старевича в Ялте, где он готовился к съемкам полнометражного объемного мультфильма "Звезды моря". Режиссер обещал, что это будет грандиозное зрелище. Он подготовил несколько тысяч масок животных и людей, которые должны были вращаться на фоне облаков и моря, разговаривать, петь и танцевать. "Я обманул всех на свете, - говорил он Ханжонкову. - Если французы и итальянцы для подобного трюка крутят тяжелую платформу, то я буду вращать съемочный аппарат. Тот же результат с минимальными затратами". Однако задумку осуществить не удалось. Старевич узнал, что в Москве его с нетерпением ждут "кинолюбители", считающие его творчество буржуазным и контрреволюционным. Поэтому, не возвращаясь в Белокаменную, он эмигрировал в Италию.
В Италии в 1919 году Старевич ставит фильм об Икаре. Фирма, заказавшая фильм, обанкротилась, и, не добившись ни успеха, ни денег, режиссер перебирается во Францию по приглашению кинопредпринимателя Тимана. На собственной студии в Фонтене-су-Буа он снимает фильм "В когтях паука" - трагическую историю наивной мухи, пародию на светскую мелодраму. Уже следующая его работа - "Песнь соловья" - признана лучшим фильмом года. "Рейнеке Лис", полнометражный кукольный фильм-памфлет, поставленный в 1937 году по произведениям Гете, стал настоящим шедевром. За границей Старевич снял почти сотню мультипликационных лент, за которые не раз получал награды и дипломы, звания "лучшего режиссера года" и даже "лучшего аниматора столетия". До 1920 года у персонажей кукольной мультипликации были неподвижные лица. Старевич первым попробовал "оживить" физиономии своих героев. Для некоторых из них он делал до 150 масок с различными гримасами, у других лица или мордочки были выполнены из мягкого материала, который под руками Старевича мгновенно менял "выражение".
Старевич работал не покладая рук. Ему помогала жена Антония, которая шила костюмы для кукол и рисовала им лица. Старшая дочь Ирена работала сценаристом, кукловодом и мультипликатором, младшая Янина играла главные роли в фильмах отца. Чтобы делать такие фильмы, другим требовались годы и усилия целого коллектива опытных кукловодов. Старевичи справлялись вчетвером.
Но потом посыпались беды. Умерла Антония. Начала слепнуть старшая дочь. Денег на лечение не хватало, и время от времени Старевич снимал рекламу, но заключать контракты удавалось все реже. В конце концов Старевич решил распродать коллекцию своих кукол. Ему предлагали копейки. Ему также предлагали работать в Америке, но, опасаясь обмана, он отказался.
Он умер в 82 года, практически нищим во Франции в 1965 году. При жизни у него не было ни конкурентов, ни учеников. Дочь Ирена вспоминала, что перед смертью Владислав Александрович говорил ей: "Нельзя быть жадным ни в чем, особенно в творчестве", - и сокрушался, что не желал делиться секретами своего мастерства, пока все вокруг этим интересовались. При жизни у него не было конкурентов, но не было и последователей. После него не осталось ни учеников, ни его удивительной коллекции кукол.
1.5. «Союзмультфильм»
Киностудия "Союзмультфильм" (до 20 августа 1937г. Союздетмультфильм) образована приказом Главного Управления Кино и Фотопромышленности 10 июня 1936 г. из коллективов мультмастерских "Межрабпомфильма" и "Мосфильма" на базе мультстудии ГУКФ.
В штат новообразованной студии вошли известные мастера рисованного кино - И.П.Иванов-Вано, П. Ходатаева, В.С. и З.С. Брумберг, В.Г. Сутеев, Д.Н. Бабиченко, А.В. Иванов, П.П. Сазонов, мультипликаторы Б. Дежкин, Г. Козлов, Р. Давыдов. Ф. Епифанова, Г. Филиппов, Б. Титов; художники Н. Рейтман, В. Бочкарев, А. Трусов, П. Носов и другие.
Первые годы существования студии (1936-1938) были отданы освоению целлулоидной технологии (т.н. "Диснеевского конвейера"), необходимой для массового производства рисованных картин. Большую роль в организации производства сыграл первый директор студии Н.М.Кива. Но уже в это время появлялись удачные в художественном отношении картины (в первую очередь фильмы В. Сутеева "Колобок", "Шумное плавание" и др.). В 1939-41 году стали появляться ленты, вошедшие впоследствии в "золотой фонд" отечественного кино - "Лимпопо" и "Бармалей" Л. Амальрика и В. Полковникова, "Мойдодыр" И. Иванова-Вано, "Дядя Степа" и "Муха-Цокотуха" В. Сутеева, политические плакаты Д. Бабиченко и др. С 1937 г. на студии начал применяться цвет.
В 1941-1943 гг. студия эвакуирована в Самарканд, многие сотрудники студии воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Послевоенные успехи "Союзмультфильма" - выпуск первого полнометражного (часового) рисованного фильма "Конек-Горбунок" И. Иванова-Вано (1947), картин В. и 3. Брумберг "Пропавшая грамота" (1945) и "Федя Зайцев" (1948), фильма Л. Амальрика и В. Полковникова "Серая Шейка" (1948), лент, созданных ленинградцами М. Цехановским ("Цветик-семицветик", 1948) и М. Пащенко ("Песенки радости", 1946 - первый фильм студии, награжденный на международном кинофестивале - Венеция, 1947).
В режиссуре осваиваются Б. Дежкин и Г. Филиппов ("Тихая поляна", 1946; "Кто первый?", 1950 и др.). В 1940-50-е годы на студии появляются новые художники - выпускники ВГИКа и других учебных заведений - известные графики и книжные иллюстраторы - Е. Мигунов, А. Сазонов, Л. Мильчин, Л. Шварцман, Л. Азарх, А. Винокуров, В. Никитин, А. Савченко, П. Саркисян, П. Репкин, С. Русаков и др. Начиная с 1945 года, несколько раз набираются курсы художников - мультипликаторов - сперва 8-месячные, затем - двухгодичные.
В 1950-е годы студия выпускает известные фильмы "классического" направления - преимущественно детские, часто основанные на применении "эклера" (ротоскопа) (особенно в 1950-55гг.) В этот период сняты такие знаменитые ленты, как "Каштанка" (1952), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1950) М. Цехановского, "Аленький цветочек" (1952), "Золотая антилопа" (1954), "Снежная королева" (1957) Л. Атаманова; "Волшебный магазин" (1953) Л. Амальрика и В. Полковникова; "Заколдованный мальчик" (1955), "Оранжевое Горлышко" (1954) В. Полковникова и А. Снежко-Блоцкой; "Снегурочка" (1952), "Двенадцать месяцев" (1956), "В некотором царстве..." (1957) И. Иванова-Вано; "Дедушка и внучек" (1950) А. Иванова; "Первая скрипка" (1958) и "Миллион в мешке" (1956) Д. Бабиченко; "Кораблик" (1956), "Снеговик-почтовик" (1955), "Кошкин дом" (1958) Л. Амальрика; "Ночь перед Рожеством" (1951), "Остров ошибок" (1955) В. и З. Брумберг; "Ореховый прутик" (1955) И. Аксенчука; "Когда зажигаются елки" (1950), "Лесные путешественники" (1951), "Непослушный котенок" (1953) М. Пащенко; "Необыкновенный матч" (1955) и "Старые знакомые" (1956) М. Пащенко и Б. Дежкина, "В яранге горит огонь" О. Ходатаевой и Л. Аристова (1956); "Петя и Красная шапочка" (1958) Е. Райковского и Б. Степанцева. В 1957 году возрождается жанр мультплаката ( "Чудесница" А. Иванова - 1957г. и др.).
В 1953 году организовывается Объединение кукольных фильмов (первое в СССР после войны). Первый успех объединения - фильм Е. Мигунова "Карандаш и Клякса - веселые охотники". Долгое время в кукольном объединении снимают в основном кукольные спектакли с добавлением покадровой съемки. Но к концу 1950-х годов производство объемных фильмов развернуто уже на высоком уровне. Об этом говорят работы таких режиссеров, как В. Дегтярев, А. Каранович, Р. Давыдов, Р. Качанов.
Начало 1960-х годов ознаменовано творческими поисками и экспериментами - как в рисованном ("Козленок" Р. Давыдова, 1961; "Большие неприятности" В. и З. Брумберг, 1961; "Знакомые картинки" Е. Мигунова,1957; "История одного преступления" Ф. Хитрука, 1962; "Ключ" Л. Атаманова, 1961), так и в кукольном кино ("Баня" А. Карановича и С. Юткевича, 1962; "Машенька и медведь" Р. Качанова, 1960; "Конец Черной топи" В. Дегтярева, 1960). С этого времени начинается период огромного диапазона стилистических, жанровых, тематических направлений в творчестве художников и режиссеров, живущих единым студийным коллективом, характерного для мультипликации 1960-70-х и начала 1980-х годов. Количество международных наград, возраставшее в течение 1950-х годов, в это время уже исчисляется десятками. В новых поисках ярко проявляют себя как ветераны студии (И. Иванов-Вано - "Левша", 1964, "Поди туда - не знаю куда...", 1966; Л. Атаманов - "Пастушка и трубочист", 1965, "Балерина на корабле",1969, "Скамейка",1967; Л. Амальрик - "Про бегемота, который боялся прививок", 1966, "Дюймовочка", 1964; В. и З. Брумберг - "Tри толстяка", 1963, "Кот в сапогах", 1968; Б. Дежкин - "Чиполлино", 1961, "Снежные дорожки", 1963, "Шайбу! Шайбу!", 1964, "Матч-реванш", 1968; В. Полковников - "Тараканище", 1963, "Кот-рыболов", 1964; А. Снежо-Блоцкая - "Баранкин, будь человеком", 1963, так и недавно пришедшие в режиссуру художники (Б. Степанцев - "Окно", 1966, "Вовка в Тридевятом царстве", 1965; Ф. Хитрук – "Топтыжка", 1955, "Каникулы Бонифация", 1965, "Человек в рамке", 1966, "Фильм, фильм, фильм", 1968, и др.). Дебютируют в режиссуре В. Пекарь и В. Попов ("Случилось это зимой", 1968 и др.), В. Котеночкин ("Лягушка-путешественница", 1965, "Межа", 1967), Н. Мильчин ("Бабушкин зонтик",1969), Е. Гамбург ("Шпионские страсти", 1967), А. Хржановский ("Жил-был Козявин", 1966, "Стеклянная гармоника", 1968).
В кукольном объединении самые яркие работы 60-х годов - фильмы Р. Качанова "Потерялась внучка", 1966, "Варежка", 1967; В. Дегтярева "Кто сказал мяу?", 1962, "Тимошкина елка", 1966, "Козленок, который считал до десяти", 1968 и др., И. Иванова-Вано и Л. Мильчина (см. выше). Яркие дебютанты кукольного кино этого времени - В. Курчевский ("Мой зеленый крокодил", 1966, "Легенда о Григе", 1967, "Фратишек", 1967), Н. Серебряков (Я жду птенца", 1966, "Не в шляпе счастье", 1968, "Клубок", 1968), а также М. Камецкий и И. Уфимцев ("Чьи в лесу шишки?" 1965 и др. картины).
Информация о работе Сравнительная характеристика Российской и Белорусской анимации