Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 15:15, реферат
В данной работе мы выявим составляющие компоненты туристского рынка со стороны спроса и предложения. При этом следует различать сегменты и субрынки.
1. Структура туристского рынка
2. Характер конкуренции на туристском рынке
3. Туроператоры и турагенты: типы и функции
4. Сущность и отличительные свойства турпродукта
5. Особенности турпродукта
6. Характеристики спроса на туруслуги
7. Сущность и специфика туристского маркетинга
8. Институциональный подход к маркетингу в туризме
- ярко выраженная сезонность,
обусловленная климатическими
- чрезвычайная эластичность по отношению к конъюнктуре рынка, - уровню цен и доходов населения;
- зависимость от политической
и социально-экономической
- отложенный во времени
характер (потенциальный турист
заранее планирует поездку и
откладывает денежные средства,
которые намеревается
На формирование общего туристского спроса оказывает влияние ряд факторов внешней среды: демографические, природно-географические, социально-экономические, культурные, научно-технические, политические. При формировании индивидуального спроса возрастает значение субъективных факторов: возраста, пола, образования и профессии, личных особенностей, интересов и предпочтений.
В настоящее время туристский спрос приобрел следующие отличительные черты:
- рост потребности в
активных формах отдыха и
- преобладание выездного туризма, особенно дальних путешествий и сокращение спроса на туры внутри страны;
- повышение частоты и
интенсивности туристских
7. Сущность и специфика туристского маркетинга
Туристский маркетинг - это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, частной и государственной политики в области туризма с целью наиболее полного удовлетворения потребностей в туристских услугах, учитывая при этом возможность получения соответствующей прибыли.
Туристский маркетинг - это маркетинг в сфере услуг, а значит, здесь действуют все традиционные особенности комплекса маркетинга услуг:
- Услуга: согласование предложения и спроса, контроль качества, стандартизация и индивидуальный подход.
- Цена: акцент на обоснованность. Факторы ценообразования: основа услуги (люди, оборудование), ее индивидуальность, восприятие ценности клиентом.
- Сбыт: оптимизация местоположения точек обслуживания и режима работы, предложение дополнительных услуг.
- Продвижение: создание материального представления, ассоциации с осязаемым объектом, акцент на взаимоотношения «продавец-клиент».
- Персонал: отбор, обучение и мотивация.
- Окружение: влияние материальных свидетельств на отношение и поведение потребителя (интерьер, персонал, оборудование, информация, символы).
- Процесс: способ оказания услуги, технология, требуемое время и т. д.
В то же время, успешное ведение маркетинговой деятельности на туристском рынке невозможно без учета особенностей туристского маркетинга, обусловленных в первую очередь свойствами турпродукта, а также спецификой его производства и потребления.
Специфика туристского маркетинга:
1) Большое значение имеет
обеспечение клиента
2) Учитывая особую роль
субъективного фактора в
3) Необходимость специальных
маркетинговых мероприятий или
диверсификации услуг в
4) При разработке рыночного
предложения центральная роль
принадлежит психо-
5) Для достижения оптимального
конечного эффекта необходима
координация маркетинговой
Согласно рекомендациям ВТО, выделяют три главные функции управлении туристским маркетингом:
- Установление контактов
с клиентами - ставит своей целью
привлечение потенциальных
- Развитие, проектирование
нововведений - предусматривает
- Контроль - предполагает
анализ результатов
Таким образом, управление маркетингом в сфере туризма - это система непрерывного согласования возможностей и целей туристского предприятия с потребностями рынка.
Для наибольшего эффекта маркетинговой деятельности в сфере услуг, и в частности, в туризме, сочетают внутренний, внешний и интерактивный маркетинг (умение взаимодействовать с клиентом).
8. Маркетинг дестинации
Концепция туристской дестинации предполагает рассмотрение в качестве объекта маркетинговых усилий не только отдельных туристских продуктов (туров, программ, маршрутов) услуг и объектов показа, но всей территории, принимающей туристов в целом.
Туристская дестинация - это географическая территория, имеющая определенные границы и обладающая определённой привлекательностью для туристов (рисунок 8).
Естественно, что не каждая обособленная территория может считаться туристской дестинацией. Для этого она должна соответствовать следующим условиям:
1) Наличие необходимых для туристов услуг (транспорт, проживание, бытовые услуги, питание и т.д.);
2) Наличие
3) Наличие современных
информационных систем и
Концепция туристской дестинации основана на двух утверждениях:
- Во-первых, туристская дестинация может рассматриваться как специфичный товар, поскольку совокупность реализуемых в ее пределах туристских услуг обладает потребительской и меновой стоимостью.
Как следствие, в процессе своего развития, дестинация проходит последовательные стадии жизненного цикла, каждая из которых требует особой стратегии маркетинга и мероприятий.
- Во- вторых, коммерческий успех той или иной дестинации определяется социально-экономическими, политическими и другими внешними условиями как в самой туристской дестинации, так и на сбытовых территориях и транзитных регионах.
Сбыт туристского продукта происходит на территориях с высоким потенциалом туристского спроса - в регионах, порождающих туристов. Потребление туристского продукта организуется на принимающей территории или туристской дестинации. В процессе преодоления расстояния, отделяющего туристов от приобретенного турпродукта и возвращения в место постоянного проживания, туристы следуют через транзитные регионы.
Соответственно, для эффективной туристской деятельности рекомендуется проводить мониторинг и анализ маркетинговой среды во всех этих трех регионах.
8. Институциональный подход к маркетингу в туризме
Поскольку туризм является симбиозом экономики, общества и природы, для достижения положительного эффекта необходима тесная интеграция маркетинговой деятельности туристских организаций, предприятий и органов управления, оптимальное разделение маркетинговых функций между ними.
Такой подход к распределению целей, задач и функций маркетинга между различными общественными институтами называется институциональным маркетингом.
Выделяют следующие уровни управления маркетингом в туризме:
- государственные органы (национальные, региональные, местные)
- общественные организации;
- отдельные предприятия в сфере туризма.
Таблица 1 - Распределение маркетинговых функций между различными уровнями управления
Государственные органы управления
Общественные объединения
Туристские предприятия
- анализ и прогнозирование развития туризма;
- разработка стратегий и концепций развития туризма;
- поддержка развития туристской инфраструктуры;
- консультационные услуги
по вопросам реализации
- создание и поддержание имиджа страны / территорий / пунктов как благоприятных для туризма;
- финансирование
программ по продвижению национальных / местных турпродуктов;
- межрегиональные и
- проведение исследований на туристских рынках;
- правовое, маркетинговое консультирование;
- помощь в продвижении турпродуктов;
- представительство
интересов отрасли в органах власти;
- мероприятия по связям с общественностью;
- совместное продвижение дестинации;
- информационная поддержка;
- организация рекламы турпродуктов.
- участие в международной деятельности.
- исследования внутренней и внешней бизнес-среды;
- изучение спроса;
- формирование и реализация
собственной маркетинговой
- выбор целевого рынка
- разработка турпродукта;
- ценообразование;
- организация сбыта;
- обслуживание клиентов;
- продвижение турпродукта;
- обслуживание клиентов;
- маркетинговый контроль.
Между различными уровнями маркетинговой деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, государственные органы черпают сведения о туристском рынке среди прочего, и из информации, поступающей непосредственно от предприятий и общественных организаций. Предприятия, в свою очередь, основывают собственные маркетинговые стратегии на национальных и местных программах развития туризма.
План
1. Структура туристского рынка
2. Характер конкуренции на туристском рынке
3. Туроператоры и турагенты: типы и функции
4. Сущность и отличительные свойства турпродукта
5. Особенности турпродукта
6. Характеристики спроса на туруслуги
7. Сущность и специфика туристского маркетинга
8. Институциональный подход к маркетингу в туризме
1. Структура туристского рынка
Под рынком принято понимать совокупность потребителей и производителей, заинтересованных в определенном виде товаров или услуг и имеющих возможность продать либо купить их. Таким образом, туристский рынок может быть определен как система социально-экономических отношений, связывающих производителей и потребителей туристских услуг.
Туристский рынок имеет сложную структуру:
- во-первых, непосредственные
производители туристских
- во-вторых, отношения между
производителями и
Индустрия туризма
Рисунок 5 - Структура рынка организованного туризма
Выявим составляющие компоненты туристского рынка со стороны спроса и предложения. При этом следует различать сегменты и субрынки (рисунок 6).
О сегментах речь идет в процессе анализа спроса.
Рисунок 6 - Дифференциация товарных рынков в туризме.
Потребителей туристских услуг можно объединить в группы, существенно отличные друг от друга своими предпочтениями и интересами, и как следствие, имеющие разные модели поведения в ходе приобретения и потребления. Выделяют демографические, социально-экономические, мотивационно-психологические сегменты рыка.
Понятие субрынки употребляется при анализе структуры предложения, с целью подразделения его на составляющие в зависимости от характера продукта или услуги.
На основе особенностей оказываемых услуг, различают следующие типы туристских предприятий:
- фирмы по разработке
и реализации туристского
- предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, пансионаты, дома отдыха, мотели и др.);
- предприятия питания (рестораны, кафе, бары, столовые и др.);
- транспортные предприятия (авиа и автопредприятия, предприятия железнодорожного, морского и речного транспорта и др.);
- предприятия туристско-
- предприятия сферы досуга и развлечений (киноконцертные залы, аттракционы, казино, клубы и др.);
- предприятия по производству
сувениров и туристских
- рекламно-информационные туристские службы (рекламные агентства, бюро, информационные центры и др.);
- учебные заведения туристского профиля;
- научно-исследовательские
и проектные организации
В совокупности туристские предприятия образуют туристскую индустрию - крупный хозяйственный комплекс социально-бытовой инфраструктуры, функцией которого является удовлетворение разнообразного и постоянного возрастающего туристского спроса.
2. Характер конкуренции на туристском рынке
Как правило, на туристском рынке присутствует большое число мелких фирм, которые предлагают различные туристские услуги, и хотя каждая услуга в чем-то специфична, потребитель легко может найти ей замену. Вступить на рынок новым предприятиям несложно, так как это не требует значительных первоначальных капиталовложений. Следовательно, туристский рынок действует в условиях монополистической конкуренции.
Информация о работе Структура туристского рынка. Сущность и особенности туристского маркетинга