Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 10:00, контрольная работа
Туризм сегодня является мировой индустрией, а туристские ресурсы становятся объектом пристального внимания многих стран.
Туризм можно рассматривать как один из факторов повышения качества жизни населения. Проблеме повышения качества жизни населения сейчас уделяется особое внимание. Не случайно В.В. Путин сказал: «Основной чертой нового века станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс».
Неотъемлемой частью, способствующей обеспечению нормальных условий жизни, является отдых. И здесь туризм выступает как один из способов организации отдыха. Туризм является сегодня одной из самых значительных индустрий в мире. Многие страны пытаются перераспределить значение своих природных ресурсов от сырьевого к туристскому использованию. Благодаря этому страны получат помощь в экономическом развитии, а также непосредственно улучшится эстетический вид государств.
Введение……………………………………………………………………3
1. Современное состояние рынка туристических услуг в РФ…………4
2. Цель и задачи развития сферы туризма в РФ………………………..9
3. Структура туристской индустрии и механизмы поддержки развития туризма в Российской Федерации……………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………23
Вместе с тем следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру. В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.
В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных, связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.
К конкурентным слабостям
можно отнести такие до сих
пор сохраняющиеся и
- недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта;
- высокая стоимость
проживания в гостиницах, питания,
транспорта и иных услуг,
- в целом сохраняющийся
дефицит квалифицированных
- сохранение негативных
стереотипов восприятия образа
России, создаваемого отдельными
зарубежными средствами
- остаются нерешенными вопросы упрощения порядка выдачи российских виз туристам из таких миграционно безопасных иностранных государств как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада и др. Сохраняются дополнительные сборы за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока. [3, 378]
Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.
На основании изложенного целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.
Для достижения сформулированной
цели необходимо обеспечение стимулов
для успешного развития въездного
и внутреннего туризма в
- совершенствование
- развитие и совершенствование
туристской инфраструктуры, в том
числе сопутствующей (
- создание новых приоритетных туристских центров;
- рекламно-информационное
имиджевое продвижение России
как страны, благоприятной для
туризма, на мировом и
- повышение качества туристских и сопутствующих услуг;
- совершенствование визовой
политики, в том числе в направлении
упрощения условий въезда в
нашу страну туристов из стран,
Итак, эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
и
3. Структура туристской индустрии и механизмы поддержки развития туризма в Российской Федерации
Сегодня мы с уверенностью можем сказать о том, что в туризме, точнее в обслуживании клиентов, участвует множество различных организаций, предприятий, фирм. Возникновение туристского бизнеса обусловлено интенсивным развитием региональных и международных туристских обменов и сильной разобщенностью потребителя и производителя туристских услуг (гостиницы, рестораны и пр.) как во времени (заблаговременное комплектование и продажа туров), так и в пространстве (разные страны, даже континенты путешествий).
По российскому законодательству туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Количество туристских фирм растет с каждым годом. По состоянию на 25 сентября 2009 года общее количество туроператоров в Едином федеральном реестре составляет 4248 компаний. Ежегодно обновляется рейтинг крупнейших туристских компаний России, составляемый информационным агентством «Туринфо». В его рамках участники (в этом году в список вошла 51 компания) ранжируются на основании финансовых показателей своей работы и количества обслуженных туристов. Суммарная валовая выручка участников рейтинга составила 184114,18 млн. руб. Уже несколько лет подряд лидирующие позиции занимает группа компаний «Интурист», которая заработала в 2009 г. 22696,93 млн. руб., но показатель прироста выручки равен - 2,78%. Второе место заняла группа компаний OTI-Россия, показавшая прирост 39,43%, заработав 18792,67 млн. руб. и тем самым сменив прошлогоднее 8-е место. На третьем месте расположилась группа компаний «Капитал-Тур», валовая выручка которой равнялась 16106,90 млн. руб., показатель прироста равен -0,38%. Всеми компаниями, вошедшими в данный рейтинг, в 2009 г. было обслужено 9573421 клиентов. Ими было отправлено 3559995 человек за границу, принято 782630 иностранцев и 557018 человек занимались внутренним туризмом. Компании рейтинга считаются надежными туроператорами.
Туристская индустрия РФ, естественно, имеет свои недостатки. К наиболее значимым, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относят следующие проблемы.
Во-первых, это недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования. международный туризм
В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.
Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, которая будет включать в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, развлечения, объекты туристского показа и др.). При этом необходимо учитывать туристский спрос по видам туризма и характер туристского предложения – наличие туристских ресурсов в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.
Главными препятствиями
для привлечения инвестиций являются
отсутствие готовых инвестиционных
площадок, необходимые бизнес-структуры,
наличие местных
По уровню туристского предложения с учетом неравномерности распределения туристских ресурсов на территории РФ, районы страны могут быть распределены следующим образом :
Еще одной из наиболее актуальных проблем является проблема транспорта в обеспечении развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному транспорту, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.
Также стоит отметить недостаточно высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками, что сказывается на развитии туристских комплексов в регионах страны. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако, состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов. Кстати сказать, уменьшают привлекательность туризма полеты чартерными рейсами, которые создают немало проблем для своих пассажиров. Они характеризуются отсутствием определенного графика полетов, но в тоже время полеты чартерными рейсами значительно дешевле регулярных рейсов.
В отношении железнодорожного транспорта сегодня мы видим значительные изменения в лучшую сторону, причем, необходимо сказать, что перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2008 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.
Существует проблема в обеспечении водным транспортом. Россия в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктура круизного туризма - морские и речные вокзалы, причалы и др.
Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.
В последние годы начал
активно развиваться
Третьей существенной проблемой
мы можем назвать высокие
До 2002 года некоммерческое продвижение России как туристского направления за рубежом и внутри страны практически не проводилось. Предпринимаемые усилия, начатые в середине 1990-х гг., сводились к посещению нескольких профильных выставок за рубежом и в России без формирования национальной экспозиции при полном отсутствии бюджетного финансирования.
С 2002 года был предпринят комплекс мероприятий в целях всестороннего показа туристских возможностей Российской Федерации на международном и внутреннем рынке путем:
а) организации единой национальной российской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках.
В настоящее время такие экспозиции организуются на крупнейших международных туристских выставках в Финляндии, Испании, Италии, Германии, Китае, Южной Корее, Японии, Франции, Греции, Польше, Великобритании, России. В рамках проводимых выставок организуются параллельные деловые мероприятия: пресс-конференции, презентации туристических возможностей регионов России, встречи с руководителями зарубежных национальных туристских администраций, «круглые столы».