Сущность и потенциал туррынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель: изучить современное состояние и перспективы развития рынка туристических услуг в России в 2010-2020 гг.
Задачи:
Раскрыть сущность и содержание основные понятий и государственного регулирование сферы туризма в России;
Выявить функции и особенности внутреннего российского туристского рынка на современном этапе;
Провести оценку и прогноз развития внутреннего туризма в России в 2010-2020 гг.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и потенциал туррынка России 5
2. Функции и сущность внутреннего российского туристического рынка 8
3. Прогноз развития внутреннего туризма в России 16
Заключение 20
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

кр Менеджмент турфирмы.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Большую роль в оживлении  внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах  собственной страны могли бы сыграть  сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают7. Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.

Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия  предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства8.

Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный  период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.

За последние десять лет одним из наиболее развивающихся  видов туризма является событийный туризм (включая спортивный туризм), мировой оборот которого возрос с 40 млрд. до 420 млрд. долл. Однако при этом доля России составляет в этом виде туризма всего 2%. По оценкам Всемирной туристической  организации,  данный  вид туризма является  одним из наиболее перспективных туристических направлений ХХI века9..

Проведенный  анализ на основе данных Росстата и экспертных оценок отечественных специалистов за период с 2009 г. по 2012 г. свидетельствует о динамичном росте, как внутреннего туризма, так и объемов оказанных туристско-рекреационных услуг (рис. 1,2)10.

Рисунок 1. Динамика основных видов туристских  потоков в РФ

(количество поездок (тыс.))

 где: 1 – туристские услуги; 2 – санаторно-оздоровительные услуги; 3 – услуги гостиниц и  аналогичных средств размещения; 4 – услуги физической  культуры и спорта,5- услуги культуры   

Рисунок 2. Динамика  объемов туристско-рекреационных услуг в РФ

Несмотря на рост большинства  основных показателей развития предприятий гостиничного хозяйства и санаторно-оздоровительных учреждений в России за три последних года (таблица 1), реальное состояние обеспеченности этими объектами сферы туризма остается неудовлетворительным: 70 % средств гостиничного хозяйства требуют капитального ремонта, 60 % оборудования учреждений санаторно-курортного профиля морально устарело, а недостаточный уровень оснащения комфортабельными и современными транспортными средствами не позволяет оказывать туристские услуги11.

Таблица 1

Динамика основных показателей  развития гостиничного хозяйства и санаторно-курортные учреждений  в России (на конец года) *

Наименование  показателя

2009

2010

2011

2012 к 2011 (%)

1.

Гостиничное хозяйство

       

1.1

Число гостиниц

3872

3915

4041

103,2

1.2

Номерной фонд, тыс. номеров

178

177

179

101,1

1.3

Единовременная вместимость, тыс. мест

 

343,3

 

363,4

 

344,4

 

94,7

1.4

Коэффициент использования  гостиничного фонда (наличных мест)

 

0,37

 

0,3

 

0,4

 

2.

Санаторно-курортные  организации и организации отдыха

       

2.1

Число санаторно-курортных  организаций и организаций отдыха – всего 

 

4709

 

4602

 

4579

 

99,5

2.2.

 в них коек (мест), тыс.  

754

787

796

101,4

2.3.

Из них туристские базы

157

158

169

106,9

2.4.

в них мест, тыс. 

29

27

38

140,7


 

*) Таблица составлена  на основе данных статистического сборника «Туризм в цифрах. 2012.- М.: ИИЦ « Статистика России», 2012г.

 

Анализ региональных программ развития туризма в ряде регионов (Тверская, Ярославская, Псковская, Смоленская, Костромская, Волгоградская  области, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан  и др.) свидетельствуют о том, что их реализация  заметно оживляет туристический бизнес и способствует развитию социально-экономического комплекса региона. Вместе с тем региональные программы не имеют четкой методологической основы и разрабатываются по разным схемам. Отсутствует единая сбалансированная программа формирования, продвижения и реализации туристического продукта, которая определяла бы стратегию и тактику движения регионов к высокоорганизованному и эффективному функционированию туристской сферы. Все это приводит к неоправданным территориальным различиям в использовании материально-технической базы туризма. Так, по данным Росстата, коэффициент использования гостиничного фонда составляет в Москве – 0,51, Ставропольском крае – 0,50, Республике Северная Осетия – Алания – 0,35, тогда как в Карачаево-Черкесской Республике – 0,16, Республике Дагестан - 0,09, Камчатской области – 0,18, Республике Тыва – 0,16 при среднероссийском значении – 0,4. Таким образом, несовершенство планирования туристского развития,  слабая обеспеченность нормативно-правовой, технологической и конъюнктурной туристской информацией создали  в регионах ситуацию «упущенной выгоды» и как следствие, недополучение финансовых средств для сохранения наследия, развития туристской инфраструктуры и решения социально-экономических проблем12.

В ходе исследования выявлены слабые стороны, сдерживающие развитие сферы туризма в регионах России. К ним относятся:

  • отсутствие системности в законодательстве о туризме в России. Отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере туристской деятельности, содержатся в разных нормативно-правовых актах различных отраслей права, что, зачастую, приводит к несогласованности, противоречивости и неопределенности положений в различных актах, отсутствию единства  терминологической базы;
  • несовершенно законодательство по поддержке новых предпринимательских видов туризма. В Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131 от 6 октября 2003г. не прописаны правовые механизмы предоставления органам местного самоуправления полномочий для организации внутреннего и въездного туризма, разработки и реализации местных программ рекреации и туризма; не уточнен порядок разграничения туристских объектов, находящихся в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами;
  • несовершенство научно-методического обеспечения профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма. Большинство специалистов с высшим образованием имеют низкий уровень специальных знаний и профессиональных умений, а численность специалистов начального и среднего звена не удовлетворяет потребностям отрасли. Отсутствует  полноценная  система подготовки кадров  для индустрии туризма в РФ;
  • слабость действующих рыночных механизмов  финансового обеспечения, а также альтернативных источников финансирования сферы туризма. В первую очередь это относится к формированию стартового капитала для вновь созданных малых (семейных) предприятий, к созданию механизма, способного трансформировать сбережения российских домохозяйств в инвестиции туристских предприятий. Существующий порядок   распределения доходных источников финансирования между различными уровнями власти не позволяет муниципальным образованиям обеспечить финансовыми ресурсами создание новых туристских комплексов;
  • несовершенство налоговой системы в части поддержки предпринимательства в сфере туризма; недостаточное стимулирование развития  массовых видов туристической деятельности налоговой системой, что не способствует формированию новых рабочих мест в туристической и смежных сферах;
  • отсутствие централизованной информационной системы в сфере туризма, включающей сведения о программах и проектах международных, национальных и региональных туристических организаций и  позволяющей оценить состояние и потенциал внутреннего и внешнего туристического предложения, структурные характеристики сферы туризма в регионе, а также  внутренние и внешние угрозы; отсутствие такой системы является серьезным препятствием на пути привлечения юридических и физических лиц,  потенциальных инвесторов, заинтересованных  в осуществлении туристических проектов в России13.

3. Прогноз развития внутреннего туризма в России

 

Российский рынок туризма  составляет пока около  2-3% мирового, но развивается и будет развиваться  в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. в год. Из-за множества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям. 

По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм»14.

Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие платежеспособного  спроса, ограничение возможности  выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населения России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного права граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает внутренний туризм.

Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки – 7-8 млрд. долларов15. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%. В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока. Высокими темпами будут развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта. В марте 2006 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка туристических услуг. По оценкам специалистов агентства, можно выделить несколько основных тенденций, характеризующих современное состояние туристического рынка России. Во-первых, все более и более отчетливо проявляется тенденция к консолидации туристического рынка. Во-вторых, увеличились темпы роста турагентских сетей16. Согласно прогнозам DISCOVERY Research Group, рентабельность туристического бизнеса повысится примерно через пять лет. Именно к этому моменту должен завершиться процесс структурирования рынка: выделятся крупные игроки, сформируются системы корпоративного управления. Турбизнесмены заявляют, что в ближайшие год-два цены на туры за рубеж окончательно стабилизируются. Туры со скидкой можно купить лишь на одном-двух направлениях. Снижение интереса к дешевым турам сами турбизнесмены объясняют ростом спроса на качественные туристические услуги. Усложнение туристских потребностей приводит к дальнейшей диверсификации туризма. В настоящее время в структуре потребительских расходов российского населения статья “Отдых и путешествия” занимает одно из последних мест. Отдыхом жертвуют всякий раз, как только возникают финансовые затруднения.

В целом невысокий  уровень жизни населения, высокие  цены на транспорт ориентирует на низкозатратный отдых, не требующий дополнительных средств на переезды, дорогую инфраструктуру крупных туристических центров. По мнению экспертов, Россия сможет по-настоящему выйти на международный рынок лишь через развитие внутреннего туризма. В настоящий момент сохраняется тенденция преобладания выездного потока над потоком въездного туризма. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, является устоявшийся в мире образ России как страны, неблагоприятной для туризма, действующий порядок выдачи российских виз, неразвитая туристическая инфраструктура (в первую очередь, малое количество мест в отелях), отсутствие благоприятных условий для инвестиций, недостаточная государственная реклама туристических возможностей страны и невысокое качество обслуживания туристов.

Статистика за 2010 год свидетельствует о положительной динамике основных показателей туристской деятельности в России. Объемы как въездного, так и выездного туристических потоков по сравнению с 2008 годом возросли. Вместе с тем огромный потенциал России до конца не используется. Природное и климатическое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, приключенческий, а также санаторно-курортный и оздоровительный. По оценкам Всемирной туристической организации (UNWTO), Россия может при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. А между тем сейчас на ее долю приходится всего лишь 7-8% от общемирового числа туристских прибытий. Сдерживающими факторами как въезда иностранных туристов в Россию, так и развития внутреннего туризма официальные туристические власти называют несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, небольшое количество гостиниц туристского класса, низкое качество оказываемых услуг, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики и др.

По оценкам специалистов, внутренний туристский поток к 2014 году возрастет до 38,5 млн человек. Эксперты туристического рынка согласны, что внутренний туризм в России будет развиваться в кризисное время. В то же время внутренний продукт, как отмечает Владимир Канторович, первый вице-президент АТОР, сегодня интересен российскому туристу из-за девальвации рубля. Вместе с тем снижаются рублевые цены на гостиницы в Москве и Санкт-Петербурге, что прежде всего привлекательно для иностранных гостей. Что же касается российских курортов, то там снижать цены не торопятся, и, учитывая растущий спрос на наши курорты, который может превысить предложение, следствием может быть отсутствие конкуренции и перспектива снижения качества обслуживания17.

Информация о работе Сущность и потенциал туррынка России