Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:47, курсовая работа
Актуальность развития сферы туризма для Пермского края определяется тем, что эта сфера деятельности:
не требует больших инвестиций, может развиваться за счет усилий частного предпринимательства;
рассматривается как фактор экономического развития края с использованием в качестве хозяйственного ресурса историческое, культурное и природное наследия края;
самоокупаемая, быстро оборачивает капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекает известные выгоды за счет валютных операций.
Введение
Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома [2].
Туризм является высокодоходной отраслью, по эффективности инвестиционных вложений сравнимой с нефтегазодобывающей и перерабатывающей отраслями. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности [4].
В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса во вновь созданных субъектах РФ во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на региональном и федеральном уровнях.
В настоящее время Пермский край имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха, что явилось основой для развития значительного числа видов туризма в Пермском крае.
Красновишерский район, не смотря на отдаленность от краевого центра, так же обладает значительным культурным и природным потенциалом, способным стать мощным ресурсом для развития внутреннего и въездного туризма. Разнообразие природно-ландшафтных объектов, концентрация объектов историко-культурно-природного наследия позволяют рассматривать Красновишерский район как территорию, имеющую все предпосылки для становления и развития туристской отрасли.
Актуальность развития сферы туризма для Пермского края определяется тем, что эта сфера деятельности:
А так же на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы.
Объект изучения – отрасль туризма Пермского края.
Предмет данной работы – туристско-рекреационный потенциал Красновишерского района.
Цель данной работы – оценка отрасти туризма Пермского края.
В процессе достижения главной цели работы предусматривается решение ряда конкретных задач, отвечающих возможностям края, а также основным тенденциям развития туризма:
Глава 1. Характеристика туристской инфраструктуры Пермского края.
1.1 Общая характеристика края.
Пермская область – административно-
В 2005 году Пермская область в результате объединения с Коми-Пермяцким автономным округом в единый субъект Российской Федерации была преобразована в Пермский край, входящий в состав Приволжского федерального округа. Административный центр – город Пермь (1 026 477 жителей на 1 января 2014 г.), основан в 1780 г.
Пермский край занимает площадь 160236,5 кв. км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света – Европы и Азии. Он охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой как бы восточный «форпост» Европы, 99,8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0,2% – Азии. Территория региона почти полностью расположена в бассейне реки Камы – крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому). Максимальная протяженность края с севера на юг – 645 км, с запада на восток – 417,5 км. Пермский край граничит с двумя областями и тремя республиками Российской Федерации: на севере с республикой Коми, на западе – с Кировской областью и Удмуртией, на юге с Башкирией, на востоке – со Свердловской областью [24].
Население края по данным на 1 января 2014 г. Составляет 2 636 154 человек. Национальная структура населения (по переписи на 9 октября 2002 г.), процентов: русские – 87,1%; татары – 4,6%, коми-пермяки – 3,2%, другие национальности – 5,1%.
На данный момент на территории Пермского края представлены шесть традиционных религиозных направлений, это: русская православная церковь, ислам, русская старообрядческая церковь, иудаизм, римская католическая церковь, евангелическо-лютеранская церковь.
Наиболее крупные города: Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский, Лысьва, Кунгур, Краснокамск, Чусовой [20].
Пермский край располагает разнообразными природными ресурсами и мощным промышленным потенциалом. Энергоресурсы реки Камы здесь сочетаются с каменным углем Кизеловского бассейна, нефтью и газом. На севере края находятся крупнейшие в Европе залежи калийных солей. Имеются драгоценные (алмазы) и поделочные (селенит) камни, золото и платина, хромовые руды, металлургическое и цементное сырье, карбонатное сырье. В крае открыто 205 месторождений нефти и газа, на севере – восемь месторождений россыпных алмазов. Значительны и лесные ресурсы области [27].
Выгодное географическое положение определяет полноценную структуру транспортной системы. На территории края пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, находятся четыре самых восточных порта единой глубоководной системы европейской части России, обеспечивающих выход в Северную и Южную Европу. Вместе с тем в регионе неблагоприятны природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства и самообеспечения населения продовольствием. В ряде районов и городов края результатом промышленного развития стала неблагоприятная экологическая ситуация (особенно в районе городов Березники и Соликамск) [25].
Основные отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтехимическая, нефтеперерабатывающая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, полиграфическая, черная и цветная металлургия. В области ведется добыча калийной и поваренной солей, каменного угля, нефти. На территории края действуют Камская и Воткинская ГЭС, Пермская ГРЭС [20].
1.2 Инфраструктура размещения и общественного питания Пермского края
Пермский край занимает только пятое место среди регионов Приволжского Федерального округа по количеству средств размещения туристов. По данным за 2007 г., в Пермском крае функционирует около 165-ти коллективных средств размещения (далее – КСР) туристов.
По общему количеству предприятий, оказывающих ресторанные и гостиничные услуги, Пермский край уступает основным регионам Приволжского федерального округа.
Анализируя изменения состояния КСР в Пермском крае с 2004 по 2006 г., нужно отметить увеличение числа КСР со 137 до 165 (на 20%). Также увеличилось число гостиничных номеров – с 7 тыс. ед. до 8,3 тыс. ед. (на 18,5%). Число мест в месяц максимального развертывания в 2005 г. составляло 16 тыс., в 2007 г. – 19,5 тыс. мест. Однако коэффициент использования наличных мест в КСР всех типов с 2005 г. практически не изменился (0,47 в 2004 г. и 0,52 в 2007 г.), что свидетельствует о росте туристского потока в Пермском крае [14].
Более подробно гостиничную базу рассмотрим на примере краевого центра – города Перми. По состоянию на 01.01.2009 г. только семь гостиниц туристского класса в городе подтвердили свою «звездную» классификацию: «Hilton Garden Inn Perm»****, «Урал»****, «Жемчужина»****, «ASTOR HOTEL»*** и «New Star»***, «Бизнес-отель Полет»***, «Прикамье»***. Также в городе действуют порядка 20 мини-гостиниц.
Дополнительные услуги для туристов особенно развиты в тех гостиницах, которые имеют стабильный поток гостей либо корпоративных клиентов или расположены в историческом центре города. Средняя годовая загрузка гостиниц города составляет 52%. В то же время при проведении масштабных мероприятий ощущается нехватка гостиничных номеров, что свидетельствует о недостаточном количестве гостиниц туристического класса [7].
Выбор гостиниц деловыми туристами определяется:
– предложениями принимающей стороны – (69%)
– бронью предприятия-партнера либо турфирмы
– предложением выставочных центров.
СМИ и Интернет используются для поиска средств размещения недостаточно активно [10].
Таким образом, гостиничный фон города представлен разнообразными категориями номеров, позволяющих принимать различные группы клиентов (иностранных туристов, бизнесменов, индивидуальных отдыхающих и туристские группы). Наиболее полно представлен спектр основных и дополнительных услуг для деловых туристов. Тем не менее, вызывает озабоченность факт неспособности обеспечить услугами проживания всех прибывающих на крупные форумы, что вынуждает расселять их на теплоходах и в пансионатах, расположенных в непосредственной близости от города [2].
Кроме того, качество и количество номеров демонстрирует явный недостаток номерного фонда для приема массового туриста (в т.ч. детских групп), иностранных туристов.
К сожалению, среди гостиниц Пермского края практически отсутствуют предприятия, входящие в международные гостиничные цепи. Хотя, как показывает зарубежная практика и опыт отдельных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и др.), такая форма является весьма привлекательной для гостиниц: они получают известное имя, поднимаются до уровня мировых стандартов, имеют хорошую загрузку за счет включения в общую схему бронирования и т.д. [13].
По мнению руководителей нижегородских туроператорских компаний по въездному и внутреннему туризму, Пермскому краю, г. Перми в частности, не хватает гостиниц 2–3* в историческом центре города, возможно, входящих в международные цепи, а также средств размещения туристских групп, располагающими услугами питания. Эффективность строительства подобных гостиниц подлежит расчету [9].
К предприятию общественного питания относятся: рестораны, кафе, бары, закусочные и т.д. Количество данных заведений, а также качество услуг оказывают влияние на туристскую привлекательность того или иного региона.
Количество предприятий общественного питания в Перми растет приблизительно на 12% ежегодно. Причем, если в 90-е годы преимущественно открывались дорогие рестораны и бары (столовые были, как правило, на любом предприятии), то в последнее время новорожденные точки общественного питания ориентированы, в первую очередь, на потребителя со средним доходом [8].
В Перми, по данным управления по развитию потребительского рынка администрации города, сфера общественного питания сегодня включает более 1,5 тыс. предприятий и составляет 18 % в общей структуре потребительского рынка. Если в 2005 году в городе функционировало 1324 предприятия, по итогам 2006 года их количество увеличилось до 1449, и еще ненамного подросло в 2007 году – 1575 организаций. При этом доля предприятий общедоступной сети в общем количестве предприятий общественного питания составляет более 60 % [16].
В целом рынок питания Пермского края развивается не так быстро, как хотелось бы потребителям. Несмотря на динамичное и рыночное развитие отрасли, обеспеченность населения посадочными местами предприятий общественного питания в соответствии с установленными нормами расчета показателей обеспеченности на 1000 жителей, сегодня недостаточна. Также недостаточна и обеспеченность населения разными форматами заведений общественного питания. В мировой практике существует множество принципов деления ресторанов на классы: по ассортименту, по квалификации персонала, по целевой аудитории, по ценовому уровню. В России подобная классификация активно «приживается» в столицах, в Пермском крае это разделение пока простейшее по типу: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. При этом четких требований к тому или иному виду заведений до сих пор не разработано. Поэтому обычно их названия зависят от того, как владельцы сами позиционируют свой бизнес. Рынок пока слабо сегментирован по предпочтениям потребителей [11].
Еще одна тенденция, наблюдаемая на пермском ресторанном рынке, – децентрализация. С трудом, но продвигаются в спальные районы Перми некоторые основные игроки пермского ресторанного рынка, такие как «Блин Сити», «Сковородка», «Чайная ложка», «Пельмешки без спешки». Одна из явных причин перемещения подобных заведений – недостаток помещений и дорогая аренда в центре Перми. Причем для рестораторов этот вопрос немаловажен, так как на аренду порой не хватает месячной прибыли, при том, что ресторанный бизнес менее доходен, чем, например, рыночная торговля [25].
Информация о работе Туристско-рекреационный потенциал Пермского края