Шпаргалка по "Туризму"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 07:56, шпаргалка

Краткое описание

1.История развития досуговых организаций за рубежом.
2.Факторы активности.
3.Первые клубные организации Америки.
4.Соотношение понятий отдых, досуг, рекреация.
5.Досуг как отражение социально-экономического и культурного развития общества.
6.Парк как один из центров досуга за рубежом. (реферат)
7.Рекреация как предмет научного анализа.
8.Культурные аспекты рекреации.
9.Зоопарки, как центры прироодохранительного просвещения и воспитания подрастающего поколения.
10.Влияние рыночной экономики на развитие досуговой сферы.
11.Деятельность молодежных с/х клубов 4Н.
12.Современные тенденции и перспективы развития досуговой сферы.
13.Функции досуга.
14.Специфика скаутских организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития досуговых организаций за рубежом.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Клубы для мальчиков - бойскауты, клубы для девочек - герлскауты ("Camp Fire Girls" - «девочки у лагерного костра»).

Ска́утское  движе́ние (англ. Scouting) — всемирное  юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием  молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место  в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима.

Слово скаут (англ. scout) переводится с английского, как  разведчик. Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством.

- Воспитание  в скаутинге ведется при помощи  скаутского метода. Основа скаутского  метода заключается в следующем:

- Воспитание  на основе обещания. Каждый участник  добровольно берет на себя  обязательство соответствовать  тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно — осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.

- Патрульная  система или система микрогрупп.

- Личный рост  участников (стимулирующие и развивающие  программы) — специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.

- Деятельность  на природе. Постоянная практика  самоутверждения и развития с  помощью активной деятельности  на природе, при проведении  всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга — исследовательской деятельности.

- Традиции (заложенные  в начале движения, дополняемые  самими участниками).

- «Обучение  через дело» — метод, привнесённый  в начале прошлого века из  педагогики, когда основой обучения  подразумевалось обязательное претворение теории в практику.

- Поддержка  взрослых. Генеральная задача для  придания организации динамично  развивающегося и общественного  характера. Система руководства  микрогруппами и курсы различных  уровней, международный обмен  опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

 

 

4. Соотношение понятий отдых, досуг,  рекреация

Обычно используют понятие «отдых», «досуг», «рекреация»  как синонимы. Имеет смысл уточнить область их применение и смысловые  границы.

Понятие «отдых»  не вполне самостоятельное. Его смысл проясняется, если рядом стоит другое слово - «труд». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. Следует видеть единство противоположных научных категорий «труд» и «отдых». Парность категорий не допускает в принципе занижения научной значимости одного понятия за счёт другого. Поэтому следует сделать вывод о равнозначности труда и отдыха, что необходимо не только в концепции цивилизации досуга, но и в повседневной жизни.

Понятие «отдых»  малоприменимо к прикладным нуждам. Его чаще используют в качестве фундаментального понятия в ряду таких категорий как «деятельность», «труд», «личность», «общность».

«Отдых» - характеристика социально-биологического бытия и  поэтому целесообразно отнести  его к категории рекреации. Во многих концепциях зарубежных ученых понятия «свободного времени», «досуга» и «рекреации» практически сливаются. Наше обыденное понятие «отдых» не всегда понимается как рекреация.

Рекреация - это  специфич вид биол соц и физ  активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные предметные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра. Атрибутами рекреации являются время и деятельность. Рекреацию рассматривают и как досуг, выделяя основным признаком свободу выбора видов деятельности, в том числе и труд. В ее основе лежит мотивация поддержания жизни, сопровождающаяся удовольствием и радостью, отсутствием дискомфорта, возможностью использовать свой потенциал и реализовать способности. Каждому типу рекреационного поведения соответствует несколько устоявшихся форм поведенческих моделей отдыха. Они учитывают: интенсивность, временную смену, степень взаимодействия с природными факторами, изменение условий образа и качества жизни. Энергоемкими видами рекреации - досуга являются все виды спорта, в том числе и экстремального; пешего и конного туризма, спортивно-игровой деятельности; в то время как развлекательно-зрелищные мероприятия энергонакопительны. С точки зрения энергообмена А.С. Орлов считает, что репродуктивная и продуктивная деятельность сосуществуют и совершаются одновременно, но репродуктивная характеризуется сбалансированными процессами энергообмена, а продуктивная - несбалансированными. Труд может быть достаточно энергосберегающим, а отдых чрезмерно активным, энергоемким (любительская игра в футбол, репетиция в хореографическом коллективе). Поэтому энергозатратные виды деятельности относятся к рекреации.

Т.е. любой вид  деятельности, связанный с физическим, духовным развитием личности и общественной активностью, может быть энергозатратным и энергонакопительным (в обыденном понятии - активным и пассивным). К примеру, чтение - активная духовная и физически пассивная деятельность.

Отдых (из книги Ариарского) - обусловленный социальными условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы.

Досуг (из книги Ариарского) - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

Функции досуга:

- рекреативная - снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление  сил посредством активного отдыха;

- развивающая  - вовлечение личности в процесс  непрерывного просвещения; развитие  художественного, технического и  других видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого  общения; реализация компенсаторных  возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждения, самореализации своих творческих потенций.

Рекреация - психологическая разрядка. Сопоставимо со словами «игра», «праздник».

Отдых, в основном, происходит во время досуга, однако не ограничивается этим периодом. Досуг же представляет собой отрезок времени, имеющий определенную структуру. Это результат распределения свободного от работы времени между различными видами деятельности. Отдых - это, прежде всего, внутреннее состояние и субъективное переживание той или иной деятельности.

 

5. Досуг как отражение социально-экономического и культурного развития общества.

Классическая  гуманистическая концепция досуга как духовного идеала берет начало в древнегреческой философии. Она развивается в трудах Аристотеля. Досуг – необходимое условие для занятий наукой и наслаждения искусством, возвышающих человека морально, обогащающих умственно и духовно. Радость досуга не в безделии, а в самосотворении личности, в ее постоянном внутреннем совершенствовании и развитии. Это, по Аристотелю, составляет высшую цель и ценность существования свободного человека. 
Досуг с самого начала рассматривался как социальное явление, отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими представлениями. Если в Древней Греции идеалом досуга выступала духовная свобода, то на более поздних этапах исторического развития, в средневековье и индустриальном обществе, досуг как удовольствие, наслаждение приравнивался к бесполезной трате времени и считался грехом. В русле протестантской этики труд становился смыслом всей жизни человека. Горизонты "нового гуманизма" открыла философия ХХ века. Вновь актуально зазвучал возглас знаменитого Диогена, расхаживающего с фонарем в руках по улицам Афин в поисках человеческой личности: – "Ищу человека!" На смену "трудовому обществу" приходит "досуговое общество". 
В современной науке прослеживается тенденция к практически полному слиянию понятий досуга и свободного времени. Особенно это характерно для западной социологической школы. Многие ее представители понимают под досугом часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения непреложных обязанностей – домашнего труда и других бытовых занятий, удовлетворения естественных физиологических потребностей (еда, сон и т.д.), т. е. свободное время. В советской литературе досуг изучался в русле статистического анализа бюджетов времени, в соотнесении с другими их статьями. В новых условиях отечественная социологическая наука продолжает развивать традиционный подход в исследовании сферы досуга как свободного внепроизводственного времени.

6. Парк  – как центр культурного досуга.

Спортивные  парки:

1.Ориентированы  на обеспечения активного времени  отдыха (горнолыжные, аквапарки)

2.Универсальные  парки.

 

Специализированные спортивные парки для какого-либо вида спорта или группы родственных видов предназначаются для связанного с ними активного отдыха, а также для занятий на более высоком уровне, чем в других типах парков. Наиболее распространенные специализированные парки - для водных видов спорта. За рубежом это многочисленные центры для плавания и купания. Всюду, в том числе и у нас, получают все большее распространение гидропарки. Для них необходимы акватории, поэтому размещение их в городе подчинено именно этому условию.

Размеры специализированных спортивных парков могут быть самыми различными: от сотен га до компактных участков в несколько га, на которых  за рубежом часто размещают центры для плавания и купания.

Могут быть специализированные парки и для других видов спорта. Необходимость в них определяется популярностью в данном месте какого-либо вида спорта, благоприятными природными условиями и т.п. В разных странах, особенно в Великобритании, США и Канаде, распространены поля или парки для гольфа, которые занимают большие территории - от 50 до 100 га. Известны центры для катания на роликовых коньках и парки для велоспорта, где функционально используется сложный рельеф участков. Популярны скейтпарки — для катания на скейтбордах.

Спортивные  парки - не такие массовые объекты, как многофункциональные парки культуры и отдыха, они скорее уникальные, особенно крупные универсальные и, безусловно, специализированные. Поэтому рекомендаций по составу сооружений, и тем более с количественными показателями, быть не может. Они проектируются по специальным заданиям, в зависимости от местных и природных условий.

Среди сооружений спортивных парков встречаются самые  различные — от крупных уникальных (крытые стадионы, бассейны с искусственной  волной, водопадом) до простых площадок, лужаек для спортивных и развлекательных игр. Это определяется назначением парка, количеством жителей, на которое он рассчитан, его площадью и размещением в городе. Наиболее распространены во всех типах спортивных парков бассейны так называемого досугового типа (с ваннами неправильной формы, с искусственной волной, водяными горками).

Весьма распространены спортивные залы — и универсальные, и специализированные, и многоцелевые, т.е. не только для спортивных мероприятий, но и для зрелищ, танцев и т.д.

Палитра плоскостных сооружений еще богаче - от спортивных ядер до лужаек, ставших непременным элементом парка, где играют в подвижные игры, загорают, устраивают пикники.

В отличие от спортивных центров в спортивных парках, особенно за рубежом, среди  плоскостных сооружений устраивают площадки для развлекательных спортивных игр (мини-гольф, ботчи, крокет, кегли и др.), площадки и трассы для катания на роликовых коньках и досках; горы для катания на санях, щитах, "тарелках" и лыжах. Поля для гольфа также встречаются в зарубежных универсальных спортивных парках, но чаще это отдельные специализированные поля-парки Зеленые насаждения должны составлять не менее 70 % площади спортивного парка. Площадь, занимаемая сооружениями, дорожками и аллеями, значительно больше аналогичной в других типах парков, так как сами спортивные сооружения требуют больших территорий, а дорожки и аллеи должны обеспечивать возможность эвакуации большого числа людей в парках, где посещаемость — массовая и где есть сооружения с местами для зрителей.

В крупных спортивных парках с сооружениями для соревнований, физкультурно-оздоровительных занятий и активного отдыха целесообразно при проектировании выделять зоны: зрелищно-демонстрационную, тренировочную, активного отдыха, административно-хозяйственную.

Тематические парки.

- зоопарки

ботанические  парки (парк цветов, парк садовой скульптуры, парк подводной скульптуры, парк камней).

Бельгия

Мини-Европа (Брюссель)

Великобритания

Alton Towers (Стаффордшир)

Drayton Manor Theme Park (Стаффордшир)

Германия

Europa Park (Руст)

Мир BMW (Мюнхен)

Италия

Мини-Италия (Римини)

Объединённые  Арабские Эмираты

SEGA (Дубай)

Соединённые Штаты  Америки

Долливуд (Теннеси)

Святая Земля (Орландо)

 

7.Рекреация  как предмет научного анализа.

Если понятие "досуг" было введено древними греками, то "рекреация" (от лат. recreatio - восстановление) - римлянами. Границы рекреации весьма широкие. Она охватывает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до перекуров на работе и иные рутинные формы рекреации) и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых. В первом случае рекреация не выходит за рамки повседневности, производственной деятельности человека, во втором - предполагает длительную смену привычного образа жизни. И первый и второй виды рекреации необходимы для нормальной жизни человека вне зависимости от его социального статуса. 
 
В настоящее время неуклонно возрастает роль рекреации как сферы, нейтрализующей производственные стрессы, нервно-психические нагрузки, усталость от монотонного труда, гиподинамию. Для регенерации сил и энергии человеку необходима смена условий и форм деятельности (их последовательности, нагрузок, видов). Неудовлетворенные, заглушенные рекреационные потребности неминуемо негативно сказываются на физиологическом состоянии организма, становятся одной из распространенных причин психических расстройств. Поскольку рекреация напрямую связана со здоровьем населения, рекреационные эффекты являются традиционным предметом изучения медицинских наук. 
 
В отличие от ранних трактовок современное содержание понятия "рекреация" смещается в сторону большего социального наполнения. В русле дальнейшей социологизации категории отдыха и рекреации развивается рекреационная география. В "Теоретических основах рекреационной географии" (1975) ключевое понятие "рекреационная деятельность" определяется как "деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся, по сравнению с другими направлениями деятельности, относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса". 
 
В этой дефиниции подчеркивается социальный характер рекреационной деятельности и отражаются важнейшие ее особенности. Во-первых, привязка к определенному типу времени – свободному. Во-вторых, ее самоценность (самоцельность). В отличие от труда и бытовых занятий рекреационная деятельность, как и другие виды деятельности в свободное время, представляет важность для человека не только достигнутыми результатами, но сама по себе. Это объясняется тем, что удовлетворение большей части потребностей в воспроизводстве физических и психических сил человека происходит не в результате, а в процессе рекреационной деятельности. 
 
В 1970-е гг. отечественной школой рекреационной географии были выделены общественно-полезные функции рекреационной деятельности: медико-биологические, социально-культурные и экономические. Медико-биологические функции состоят в восстановлении и сохранении здоровья населения путем санаторно-курортного лечения лиц, перенесших болезнь, и оздоровления практически здоровых людей. Социально-культурные функции заключаются в формировании всесторонне и гармонически развитой личности через познание окружающего мира. Экономические функции связаны с медико-биологическими и социально-культурными функциями. Рекреация обеспечивает рост производительности труда, увеличение фонда рабочего времени благодаря сокращению заболеваемости, продление периода трудовой активности человека. Кроме того, в рекреационной сфере хозяйствования создаются дополнительные рабочие места, тем самым решается проблема занятости. Открытие учреждений рекреации в любом регионе способствует развитию сферы обслуживания, повышению уровня жизни населения. Рекреационная деятельность рассматривается также как источник валютных поступлений в страну. 
 
Отечественная рекреационная география характеризует рекреационную деятельность человека в качестве неотъемлемой части социальной и духовной его жизни и неразрывно связывает ее с деятельностью трудовой. Таким образом, происходит постепенное сближение понятий "досуг" и "рекреация", смысловые границы между ними становятся все более размытыми. "Досуг может быть рекреацией, когда посвящен восстановлению физического и психического нормативного состояния (релаксация), и … релаксация со своей стороны может быть досугом, если происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности".

Информация о работе Шпаргалка по "Туризму"