Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Туризм".
Вопросы по теоретической
части Экономики и
1. Туризм как агрегированная отрасль экономики, особенности ее формирования и функционирования. Основные проблемы экономики СКСиТ.
Развитие сферы
социально-культурного сервиса
Индустрия услуг — очень специфическая и многогранная отрасль экономики, объединяющая предприятия, которые производят как материальные, так и нематериальные продукты (услуги). В этом заключается ее отличие от других отраслей экономики, что значительно увеличивает сложность управления как отраслью в целом, так и отдельно взятыми предприятиями сферы услуг.
По сравнению с управлением материальным производством управление предприятиями сервиса и туризма имеет очень много специфических черт. И, прежде всего это связано с особенностями услуги как товара.
Услуги невозможно складировать и сохранять, как материальные товары. Их производство, т.е. оказание услуг, и потребление происходят одновременно. Вопросы качества услуги и постоянства этого параметра во времени зависят от очень многих субъективных факторов, в частности от личностных характеристик тех субъектов, которые оказывают и получают услуги.
Существует также много специфических особенностей и в области экономических аспектов управления индустрией туризма, поскольку ее эффективное функционирование очень сильно зависит от различных факторов: политических, экономических, социальных, экологических и т.п.
Индустрия туризма — одна из специфических отраслей экономики, которая непосредственно зависит от капризов природы и в которой сезонность является одним из основополагающих факторов функционирования предприятий.
Гостеприимство, являясь составной частью туристской индустрии, во многом предопределяет развитие туризма в целом. Бурное развитие индустрии гостеприимства требует проработки вопросов, связанных с особенностями экономики сферы сервисных Услуг, в частности экономики гостеприимства.
Существенное
воздействие социально-
4. Своеобразный способ формирования оборотных средств организации СКСиТ. Так, формирование оборотных средств происходит за счет предварительной оплаты реализованной путевки, но пока не предоставленной туристу услуги.
10. Гуманитарная миссия. СКСиТ обеспечивает отдых и оздоровление населения, формируя общественную мораль и добрый порядок (последние категории содержатся в зарубежных нормативно-правовых актах по туризму), является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению, средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта и международных отношений.
Целесообразно указать, что СКСиТ в силу своей специфики занимает особое место в группе отраслей, имеющих ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов, однако в отличие от других отраслей деятельность в данной сфере не сопровождается изъятием природных ресурсов и их последующей переработкой. При этом основным компонентом функционирования выступают туристские ресурсы, поэтому данная сфера крайне заинтересована в их сохранности и, как ни одна другая, в регулировании их использования.
Учитывая существенное влияние СКСиТ на экономику мира, страны, региона, представляется возможным отнести экономику и предпринимательство в данной сфере к самостоятельной отраслевой экономической дисциплине, имеющей свою специфику.
Как и любая другая экономическая сфера, СКСиТ имеет специфический состав элементов: отраслей, подотраслей и видов деятельности, которые непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов или создают необходимые для этого условия. Некоторая часть этих элементов специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для потребления туристов, однако большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения. Такая многогранность требует особою внимания, и прежде всего совершенствования статистического учета. По мнению специалистов, наибольшее влияние на развитие сферы СКСиТ оказывают: туроперейтинг, гостиничное хозяйство, транспорт, питание, досуг.
Туроперейтинг - совокупность организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность в пределах туристского рынка и обеспечивающих производство и сбыт турпродукта.
Гостиничное хозяйство - гостиницы и иные средства размещения, действующие в пределах туристского рынка, создающие и реализующие услуги размещения, а также предоставляющие по желанию клиентов комплекс дополнительных платных услуг и товаров.
Транспортное обеспечение
Питание - функционирующие в пределах туристского рынка рестораны и иные объекты общественного питания.
Досуг - совокупность объектов и средств развлечения в пределах туристского рынка (музеи, театры, ночные клубы, кинотеатры! парки культуры и отдыха и др.).
Структуру СКСиТ характеризует удельный вес каждого из представленных элементов. Анализ этой структуры осуществляется по доходам элементов, которые определяются в РФ из расчета средним цен и количества произведенных и реализованных услуг. Практика показывает: максимальный удельный вес по объему продаж в стоимостном выражении занимают транспортные организации, далее следуют гостиницы и рестораны, туроперейтинг и досуг.
Состав, структура
и состояние СКСиТ
2. Роль, место и функции социально-
Анализ структуры экономики России на основе валового внутреннего продукта по отраслям и других показателей позволяет определить роль и место социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
Для начала определим сущность социально-культурного сервиса и туризма. Расширение политических, экономических и культурных связей России способствовало формированию специфического межотраслевого комплекса, удовлетворяющего потребности туристов, который получил название «социально-культурный сервис и туризм». В силу того, что в российском законодательстве отсутствует трактовка данного понятия, предлагаем следующее определение, в основу которого положено объединение составляющих этого комплекса по принципу однородности потребительского спроса.
Социально-культурный сервис и туризм - это с экономической точки зрения особый вид потребления материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельный межотраслевой комплекс национального хозяйства и обеспечивает туристов всем необходимым: транспортными средствами, средствами размещения и питания, культурно-бытовыми объектами и услугами, развлекательными мероприятиями.
Многие предприятия, обслуживающие туристов, входят в отрасли производственной сферы: транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-техническое обслуживание и др. Очевидно, что предприятия практически всех отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта. Это означает, что СКСиТ целесообразно рассматривать как межотраслевой комплекс.
На современном этапе роль данного комплекса в экономике России незначительна. По оценкам специалистов, удельный вес поступлений от туризма в валовом внутреннем продукте России за последние пять лет составляет 1-5%. Между тем, по данным ученых В.А. Квартального и А.А. Романова, в развитых странах доля туризма в валовом внутреннем продукте составляет от 5 до 15%, а в некоторых странах достигает 50%.
Налоговые
поступления от деятельности субъектов
предпринимательства в
Поступления от одного иностранного туриста в России составляют только $419, а в Таиланде, Сингапуре, Южной Корее. США, Италии - до $1000). Расходы наших соотечественников за рубежом в статусе туристов достигли $1184 - это 2-е место после Японии, расходы которой составляют $2449.
Подобные темпы утечки твердой валюты за рубеж не способствуют формированию положительного туристского сальдо в платежном балансе, а Россия остается «туристским донором» для таких стран, как Турция, Китай, Польша, Греция, Испания, Кипр, где интенсивно развивается индустрия туризма, создаются новые рабочие места, улучшается структура платежного баланса и растет благосостояние населения.
По принятой национальной классификации туризм относится к сфере услуг. В структуре объема предоставленных населению платных услуг туризм в России занимает скромное место. Так, в 2000 г. удельный вес туристских услуг в общем объеме платных услуг составил 1,8%. Данный факт косвенно подтверждает утверждение о незначительной доле населения России, пользующегося туристскими услугами, и огромном потенциальном рынке данных услуг на перспективу.
С 2000 г. в России наметилась - пока неустойчивая - тенденция снижения туристского потока за рубеж в пользу внутреннего и въездного туризма. Однако закреплению такой тенденции препятствует низкий уровень развития индустрии и инфраструктуры внутреннего туризма, что является результатом неудовлетворительного качества предоставления туристских услуг при неадекватном ценовом факторе. Удельный вес количества претензий и исков в туристской отрасли по причине неудовлетворительного качества предоставленных услуг находится на 2-м месте после банковско-финансовой сферы.
Положительные структурные сдвиги в туристской индустрии формируются пока за счет послекризисного снижения платежеспособного спроса населения и не имеют устойчивого характера. С ростом благосостояния населения такая тенденция может измениться снова в пользу выездного туризма.
Для
закрепления положительной
Учитывая изложенное, нетрудно сделать вывод о том, что второстепенная роль, которая отводилась сфере сервиса в России (в том числе туристскому сервису), сохраняется, т.е. до передовых позиций по-прежнему далеко. Однако все больше зарубежных и российских специалистов сходятся во мнении о существенном влиянии СКСиТ на национальную экономику, даже в условиях недостаточной государственной поддержки. Социально-культурный сервис и туризм влияет на национальную экономику посредством реализации пяти экономических функций: