Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:51, шпаргалка
4. Типологизация регионов
5. Экономическое районирование
....
14. Типы городов.
15. Иерархия городских систем
4. Типологизация регионов — выделение и группировка региональных образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании.
Для осуществления
задач государственной
В региональных исследованиях
широко используются методы
Типологизация регионов возможна по исходному состоянию и динамике одного показателя. Суть этого подхода состоит в следующем. Вся совокупность регионов разделяется на группы по уровню данного показателя в базисном году (группы 1, 2,...). Затем производится разделение регионов по относительной величине показателя в наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2, ..., 2.1, 2.2, ...). В простейшем случае выделяются четыре группы (типа) регионов:
— регионы, которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше среднего;
— регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше среднего, а в наблюдаемом году стал ниже среднего;
— регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний уровень;
— регионы, у которых уровень показателя и в базисном, и в наблюдаемом году был ниже среднего.
Так, может быть проведена типологизация регионов по величине заработной платы относительно среднероссийского уровня. Например, в 1990 г. 15 регионов (субъектов Федерации) Восточной Сибири и Дальнего Востока разделялись следующим образом:
В 13 регионах уровень зарплаты был выше и в двух — ниже среднероссийского (Хакасия и Тыва). За 1991—2001 гг. произошли изменения: из группы регионов с уровнем зарплаты выше среднероссийского (группа 1) перешли в группу с уровнем зарплаты ниже среднероссийского (группа 2) два региона (Бурятия и Еврейская автономная область), а из группы 2 в группу 1 — один регион (Хакасия). Таким образом, в 2001 г. 15 регионов разделялись на четыре группы: 1.1—11 регионов; 1.2 —два региона; 2.1 — один регион; 2.2 — один регион.
Возможна типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов, например, характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве примера можно предложить типологизацию регионов по динамике промышленного производства (экономическая составляющая) и динамике доходов населения (социальная составляющая).
Наконец, имеет место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития. Такого рода типология построена по четырем группам основополагающих проблем: экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе проблем (аспекту регионального развития) соответствуют определенные типы регионов.
5Экономическое районирование
— разделение территории страны на экономические
районы — служит важным инструментом
регулирования территориального развития,
используемым в региональном планировании
и управлении, в частности, при разработке
статистических отчетов и социально-экономических
прогнозов, в финансово-бюджетных расчетах,
а также при обосновании административно-
- Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
¨ Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
¨ Административный принцип,
определяющий единство экономического
районирования и
Эти принципы являются основополагающими
для современной теории и практики
экономического районирования России.
В современных условиях выделение
крупных экономических районов
диктуется развитием научно-
Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.
Современное экономическое
районирование России включает три
основных звена (таксономические единицы):
крупные экономические районы; районы
среднего звена – края, области,
республики; низовые районы – административно-
Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 - 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Областные районы имеют свои
экономические признаки. Своеобразная
форма комплексного развития областей,
объединение
Низовые экономические районы
представляют собой первичные звенья
в таксономии экономического районирования.
На их основе образуются начальные
специализированные территориальные
производственные комплексы. Низовые
районы играют важную роль в разработке
и выполнении перспективных и
годовых программ развития районного
хозяйства и социально-
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.
9. Географическое положение
включает разные по своей
Физико-географическое положение -- это пространственное расположение какой-либо местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к физико-географическим данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и океанам и т. д.).
Соответственно физико-
С точки зрения экономической
географии физико-
Экономико-географическое положение (ЭГП) -- это пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п.
И физико-географическое, и экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально (неповторимо). Место, которое занимает каждое территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), не только индивидуально само по себе (в системе географических координат), но и в своем пространственном окружении, т. е. в своем расположении по отношению к морю, торговым центрам, путям сообщения и т. п. Следовательно, мест с одинаковым географическим положением нет.
Экономико-географическое положение -- категория пространства, так как образующие его элементы -- это пространственно взаиморасположенные, т. е. находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, объекты (страны, районы, предприятия, города, источники сырья, топлива и т. п.). Именно по принципу пространственной близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро- (малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.
Расстояние (пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.
Экономико-географическое положение не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.
В самом деле, любой из
элементов физико-
Напротив, все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.
Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, то есть расположение местности по отношению к путям сообщения. Как совершенствование техники (средств сообщения) сказывается на экономико-географическом положении местности, особенно наглядно можно проследить на примере Австралии, которая вплоть до 70-х гг. XIX в. в экономико-географическом отношении была одной из самых изолированных стран мира. Появление новых, скоростных, технически совершенных, специальных транспортных средств (суда-рефрижераторы, суда-холодильники для перевозки скоропортящихся видов сельскохозяйственной продукции, танкеры для транспортировки нефти и природного газа в сжиженном виде, рудовозы и другие специальные суда для перевозки сухогрузов -- пшеницы, угля и т. д.) сказалось на транспортно-географическом (соответственно и экономико-географическом) положении этой страны таким образом, что фактически приблизило (по скорости и стоимости перевозок грузов) ее к центрам мировой торговли и важнейшим путям сообщения, сделало из невозможного реальным потребление продукции ее промышленности и сельского хозяйства практически в любой стране и районе мира. В настоящее время Австралия -- один из крупнейших производителей и экспортеров самой разнообразной сельскохозяйственной продукции (масло, сыры, сгущенное молоко, мясо говядины, баранины, овечья шерсть, зерно, хлопок, тростниковый сахар и др.), продукции отраслей горнодобывающей промышленности (железная и марганцевая руда, оловянные, медные, свинцово-цинковые концентраты, уголь, нефть и др.). Очевидно, что изменение экономико-географического положения Австралии, ее роли в международном разделении труда было обусловлено прогрессом техники (транспорта), общим высоким уровнем экономики этой страны.