Этнокультура в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить специфическую принадлежность этнокультурной темы в сфере туризма.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнокультурного туризма
2. Изучить специфические особенности этнокультурного туризма
3. Проанализировать состояние этнокультурного туризма
4. Выявить какую роль играет этнокультурный туризм в Сахалинской области.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Алины.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Этнокультурный туризм  на примере Сахалинской области

 

Туристический потенциал Сахалинской области огромен, хотя и не освоен в полной мере. Сам остров Сахалин и Курилы – это сокровищница Дальневосточной природы. И ставка на туризм, которую делают сегодня местные власти и представители бизнеса, выведет его на одну из лидирующих позиций экономики островов.

В ряде российских регионов этнокультурный туризм, или отдельные его подвиды, уже стали визитной карточкой  туристской индустрии и даже больше – позволили несколько улучшить деловую репутацию территорий. К сожалению Сахалинская область сталкивается с серьезными проблемами с развитием туризма и, в частности, различных подвидов этнокультурного туризма. Необходимы новые идеи, подходы к развитию туристской сферы.

Степень сохранности этнографических ресурсов Сахалинской области заметно ниже чем например в Московской области. для стимуляции развития этнокультурного туризма можно отказаться от ставшей привычной односторонней ориентации на этнографический туризм. Это заставляет по-новому подойти к решению проблемы инвентаризации ресурсов для целей этнокультурного туризма. Региону явно недостает этнографических деревень и этнографических парков, современных тематических комплексов. [28]

Несмотря на некоторую ограниченность ресурсной базы, Сахалинская область располагает определенным потенциалом к поступательному развитию таких подвидов этнокультурного туризма, как этнический, ностальгический, эколого-этнографический и особенно – антропологический и этнопознавательный.

Для более полного и достоверного анализа состояния и перспектив развития этнокультурного туризма в Сахалинской области необходимо более детальное его рассмотрение по различным подвидам.

Этнический туризм.  

Сахалинская область - историческая родина малочисленных  народов Крайнего Севера: нивхов, уйльта (ороков), эвенков, нанайцев и других этносов. 
    Коренные этносы чуть более 3,8 тысяч человек: нивхи, нанайцы, эвенки, уильта (ороки) проживают в 7 муниципальных образованиях мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р к ним относятся городской округ «Александровск – Сахалинский район», «Городской округ Ногликский», городской округ «Охинский», городской округ «Поронайский», городской округ «Смирныховский», «Тымовский городской округ» и городской округ «Город Южно – Сахалинск».

Вряд ли в плеяде подвидов этнокультурного  туризма найдется более известная  и чаще ассоциируемая с этно-ориентированными путешествиями разновидность, чем  этнографический туризм. В Сахалинской области место быть этому виду,так как туристы едут сюда с целью посещения корейских родственников и для того чтобы познакомиться с культурой и бытом малочисленых народностей Севера.

Ностальгический туризм, уже давно  признанный самостоятельным видом туризма, также без каких-либо оговорок следует относить к подвиду этнокультурного туризма. Ностальгический туризм можно понимать как поездки, мотивированные стремлением к познанию, приобщению к культуре собственного народа, или этнических предков, либо как поездки, мотивированные стремлением к посещению мест собственного прежнего местожительства, территорий проживания предков, родственников и членов семей. Как правило в настольгические туры пользуются спросом у японских туристов.

Из всего многообразия подвидов этнокультурного туризма именно эколого-этнографический туризм имеет в Московской области, вероятно, самые большие шансы на успех. Во-первых, развитие эколого-этнографического туризма может опираться на достаточно развитую сеть особо охраняемых природных территорий. Охраняемые территории Сахалинской области занимают общую площадь 844,472 тыс. га, что составляет 9,7 % территории, в том числе федерального значения 141,234 тыс. га. Тем не менее, существуют большие проблемы с охраной многих территорий, в особенности лесов, влажных земель, а также, конкретных мест обитания редких и исчезающих видов.

В настоящее время на территории области существуют:

•заповедников - 2,

•заказников федерального значения - 1,

•природных парков - 1,

•охотничьих заказников - 12,

•памятников природы – 47

На территории заповедника "Курильский" и его охранных зон имеются  археологические и этнографические  памятники (стоянки древнего человека, айнские поселения) и «Приокско-Террасный» заповедник. Однако к настоящему времени этнографическое направление так и не стало приоритетным направлением в экологическом просвещении. Организованные экскурсии для взрослых путешественников по-прежнему носят ярко выраженный природоохранный и просветительский характер. Вероятно, развитие эколого-этнографического туризма в регионе несколько ускорится, если активнее использовать потенциал ряда сахалинских экологических троп.

Этнопознавательный туризм, тесно  связанный с этническим туризмом, также имеет большие шансы  на успешное развитие в Сахалинской области.

Этнические туры проводятся в местах традиционного проживания коренных народов севера Сахалина. Это знакомство с коренными малочисленными Народами Севера (уйльта, нивхи), которые ведут  историю проживания на Сахалине с  древнейших времён.

Уйльта занимаются оленеводством  и охотой на лесных зверей. Нивхи  рыболовством и охотой на морского зверя. Уйльта и нивхи до настоящего времени сохранили традиционные методы и способы хозяйствования и природопользования, такие как  оленеводство, охота, добыча рыбы, изготовление национальных сувениров и одежды.

В Ногликском районе (север Сахалина), где предлагаются туры, численность коренных народов Севера составляет порядка 1500 человек. В поселке Ноглики работает историко-этнографический музей, который является филиалом Южно-Сахалинского краеведческого музея, где собранны предметы нивхского медвежьего праздника, образцы резьбы по дереву, ритуальная и кухонная утварь, национальная одежда, предметы, связанные с шаманством. [27]

Здесь можно увидеть: способы традиционного  ведения хозяйства, национальные танцы  и обряды, пообщаться с пожилыми представителями коренных народов, попробовать блюда, приготовленные по старинным рецептам. Также можно приобрести разнообразные национальные сувениры, сделанные традиционными способами, за изготовлением которых можно понаблюдать и даже принять участие в их изготовлении.

Итак, гипотетически, едва ли не каждая обитаемая в прошлом территория, любого таксономического ранга – от макрорегиона до конкретной местности, – с развитой туристской инфраструктурой, эффективным продвижением и благоприятной конъюнктурой рынка, может стать «полигоном» для беспрестанного создания и реализации все новых и новых турпродуктов.

Есть основания полагать, что  не только на современном этапе, но и в обозримой перспективе, социокультурный  туризм не приобретет сколько-нибудь заметного  влияния на характер развития внутреннего  туризма. Напротив, вполне оправданы  надежды на прием уже в обозримом будущем значительного числа иностранных путешественников с социокультурной мотивацией. Полагаем, в еще большей мере сказанное справедливо в отношении ретротуризма.

Речь идет, в первую очередь, о  наличии соответствующей этнокультурно-туристской базы. Для полноценного развития ретротуризма в Сахалинской области необходимо в кратчайшие сроки построить этнокультурный центр.  

5 июня  Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин дал поручение проработать вопрос создания этнокультурного центра коренных малочисленных народов Севера в регионе, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы губернатора. "Как считает глава региона, данное учреждение может сыграть серьезную роль в сохранении культурного наследия коренных народов, объединив под своей крышей общественные организации, ансамбли, ремесленные мастерские и другое, а также стать изюминкой для гостей области".[28]

Таким образом, этнокультурный туризм в Сахалинской области является одной из наиболее перспективных  и значимых отраслей развития экономики Сахалина. Развитие туризма серьезно повлияет на все виды экономической деятельности, в частности на транспорт, торговлю, строительство, сельское хозяйство, культуру и т.д. Назрела необходимость серьезного подхода, достойного финансирования.

К сожалению, высокий туристский потенциал  области практически не используется ввиду отсутствия основных видов  базовой инфраструктуры: (недостаточное  количество гостиниц и иных средств  размещения, объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, полное отсутствие придорожной инфраструктуры на автодорогах; недостаток профессиональных кадров). Но но мере поступательного развития отечественного этнокультурного туризма, все острее будет ощущаться необходимость скорейшей разработки теории кадастровой оценки этнокультурно-туристских ресурсов Сахалинской области. Это позволит не только максимально полно охарактеризовать этнокультурные ресурсы с позиции их возможного использования в туристской сфере, но более или менее достоверно оценить коммерческие аспекты, включая экономическую эффективность, риски, экономическую целесообразность тех или иных мероприятий.

Развитие туризма имее огромное значение как для государства  так и для отдельных личностей. История народа,традиции,самовыражение,обычаи всегда вызывали и вызывают интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один  из наиболее сильных побудительных туристких мотивов.

В ходе данной работы были рассмотрены  теоретические основы и  основные понятия  этнокультурного туризма, изучены специфические особенности этнокультурного туризма, проанализировано состояние этнокультурного туризма в России, в результате чего мы смогли выявить какую роль играет этнокультурный туризм в Сахалинской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В ходе написания данной курсовой работы нами был сделан ряд выводов.

В рамках иследования этнокультурного  туризма был сделан вывод,что  этнокультурный туризм, объединяет различные формы туристской активности, обусловленный стремлением путешественников к познанию, приобщению к различным этнокультурным феноменам. В пользу необходимости признания самостоятельного и комплексного характера этнокультурного туризма свидетельствует специфика используемых в его рамках туристских ресурсов, мотивации его участников, квалификационных требований к кадрам и менеджменту.

В рамках исследования мы выявили,что многолетнее некорректное употребление весьма броских, запоминающихся определений, слоганов, не отвечающих в полном объеме, или даже искажающих суть того или иного туристского феномена, чревато высоким риском дезориентации потенциальных клиентов, а, следовательно, потери значительной части рынка путешествий с этнокультурной мотивацией. Полагаем, следует уделить самое пристальное внимание разработке и внедрению в оборот стандартных дефиниций, максимально полно и недвусмысленно раскрывающих содержание определенного набора этнокультурных феноменов как для нужд профессиональных организаторов, так и для клиентов соответствующих фирм.

Кроме того, мы пришли к выводу,что специфичность культурного турпродукта, учитывающего специфику туристских мотиваций и спроса, определяет дополнительные критерии качества турпродукта в культурном туризме помимо таких общепризнанных как : познавательность, полнота и достоверность информации,  эстетичность, оптимальность маршрута и многие другие. Особо выделяются поиск новизны, подлинность культурного наследия, межкультурность, подразумевающая ориентированность турпродукта на национальный лингвокультурный сегмент рынка потребителей, межкультурный принцип отбора информации, межкультурное общение с носителями изучаемой культуры. 

Нами было установленно, что важнейшая задача развития этнокультурного туризма в ближайшие десятилетия – необходимость расширения потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями. Бесспорное конкурентное преимущество Центральной России перед такими богатыми этнокультурными ресурсами макрорегионами, как Поволжье, Урал или Русский Север, — имидж исторического очага становления русского этноса, наличие многих широко известных центров народной культуры, а так же этнокультурный туризм в Сахалинской области является одной из наиболее перспективных и значимых отраслей развития экономики Сахалина. Развитие туризма серьезно повлияет на все виды экономической деятельности, в частности на транспорт, торговлю, строительство, сельское хозяйство, культуру и т.д. Следовательно, развитие данного вида туризма является очень перспективным для России и для Сахалинской области в частности,так как наша страна обладает уникальным культурным и этнографическим наследием.

Кроме того, этнокультура в туризме  помогает сохранению этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также обращает наше внимание к проблемам взаимодействия туризма и культуры.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов.М.,2001.С.137.  
          2. Алексеев В.П. Демонстрация проблем этногенеза в музейной экспозиции. //Музеи мира, М., 1991;

3.Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебное пособие / М.Б. Биржаков, М., 2004. С.237  

4.Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.С.419 

5.Веденин Ю.А., Шульгин П.М. Основные положния современной концепции управления культурным наследием // Наследие и современность: Информационный сборник. М., 2002. Вып. 10;

6. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие / Ю.В. Воскресенский. – М.: Юнити-Дана, 2006. С. 255

Информация о работе Этнокультура в сфере туризма