Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 16:12, курсовая работа
Целью работы является комплексное исследование института амнистии и помилования в единстве уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и иных аспектов их правового закрепления; формулирование на основе новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, достижений российской юриспруденции и сложившейся практики применения актов амнистии и помилования современного научного представления о правовой природе института амнистии и помилования.
Введение.....................................………………………………………………......3
1. Освобождение от уголовной ответственности……………………………… 5
1.1 Институт амнистии и помилования в зарубежном праве…………..………5
1.2 Основания освобождения от уголовной ответственности в системе современного российского уголовного законодательства……………………..6
2 Амнистия как вид освобождения от уголовной ответственности…………...9
2.1 Уголовно-правовое понятие амнистии и акта об амнистии………………..9
2.2 Акты об амнистии: судебная практика…………………………………….14
3 Правовая природа института помилования………………………………….20
3.1 Понятие и сущность помилования…………………………………………20
3.2 Правовая природа актов помилования……………………………………..25
Заключение.............………………………….......................................................30
Список литературы…………………………………….………………………..32
Приложения...............……………………………..………….............................34
Закон не ограничивает право Президента Российской Федерации на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако вышеуказанное Положение содержит перечень лиц, в отношении которых помилование, как правило, не применяется:
-лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
-лица, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания;
-лица, ранее освобождавшиеся от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования;
-лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием22.
Согласно установленному Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. порядку представления ходатайств о помиловании осужденный обращается с таким ходатайством к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации вместе с прилагающимися документами.
Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.
Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, которая, в свою очередь, не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
Не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения23.
Окончательное решение вопроса о помиловании и его характере принимает Президент Российской Федерации. Указ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, в территориальный орган юстиции, администрацию учреждения, исполняющего наказание.
В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
Таким образом, помилование является внесудебным актом. Это – прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.
Заключение
В заключение стоит констатировать, что в данной работе были глубоко рассмотрены и изучены весьма важные и актуальные вопросы уголовного законодательства, касающиеся понятия, сущности и эффективности применения актов амнистии и помилования, обобщен – значительный теоретический и практический материал, что позволило прийти к следующим выводам:
Во-первых, по правовой природе институт помилования представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и административного права.
Во-вторых, институт помилования - не просто комплексный межотраслевой правовой институт, но и важный элемент демократического правового государства, элемент системы сдержек и противовесов во взаимодействии властей.
В-третьих, помилование представляет собой смягчение участи осужденного. Впервые в истории нашего законодательства в УК РФ регламентированы виды смягчения участи осужденного, которые возможны актом помилования. Это - освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение срока назначенного осужденному наказания, замена назначенного приговором суда наказания более мягким видом наказания, снятие судимости.
В-четвертых, наиболее схожим с помилованием является институт амнистии.
Амнистия, как одно из эффективных средств устранения противоречий в сфере применения права, одновременно выступает и видом освобождения от уголовной ответственности, и видом освобождения от уголовного наказания
Освобождение от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения.
В-пятых, помилование имеет много общего с амнистией, однако между помилованием и амнистией есть и существенные различия:
1) амнистия, в отличие от помилования, является нормативным актом;
2) помилование и амнистия
3) разные степени учета желания осужденного в применении к нему амнистии или помилования;
4) помилование и амнистия не совпадают по своему содержанию;
5) амнистия предполагает
Тем самым, наиболее оптимальным направлением совершенствования правового регулирования амнистии и помилования осужденных является внесение изменений и дополнений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство в соответствии с их предметами правового регулирования.
Совершенствование правового регулирования должно привести институт амнистии и помилования в оптимальное состояние, то есть, с одной стороны, такое правовое регулирование должно обеспечить закрепленное Конституцией Российской Федерации право каждого человека, осужденного за преступление, просить о помиловании или смягчении наказания. В связи с этим важным элементом правового регулирования должно стать закрепление нормативных и организационных гарантий реализации данного конституционного права.
Список литературы:
I Нормативно-правовые акты
II Научная литература и
Приложение
1 Егоров В.С. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. - М., 2002. - С.86.
2 Борисова Е. Экстремальная амнистия // Эксперт, 2005 - № 17. С. 17.
3 Курганов С.И., Кукушкина О.Ю. Амнистия в РФ. Сравнительно-правовой анализ // Закон и право, 2003. - № 9. С. 9-12.
4 Егоров В.С. Указ. соч. - С.94.
5 Дуюнов В.К. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания. - Тольятти, 2007. - С.33.
6 Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть /под ред. Г.Н.Борзенкова, В.С.Комиссарова. - М., 2002. - С.345.
7 Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.П.Матузова, А.В.Малько. - М.., 1999. - С.334.
8 Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, № 29, ст. 3059
9 Постановление Государственной Думы РФ от 24.12.1997 « N 2038-II ГД «Об объявлении амнистии» // Собрание законодательства РФ, 29.12.1997, N 52, ст. 5907.
10 Марогузова И.Л. Амнистия в РФ // Право и экономика 2007. - № 6. - С. 66.
11 Спицын В. Особенности правового регулирования помилования в ряде зарубежных стран // Закон и право 2003 № 7. 72-74 С.
12 Жеребцов А. Нужен закон о помиловании // Российская юстиция, 2002. - № 6. С. 23-27.
13 Рарог А.И. Уголовное право России. - М., 2008. С. 124.
14 Михлин А.С. Высшая мера наказания: История, современность, будущее. - М., 2000. С. 46.
15 Уголовное право России: учебник для вузов / Под ред. А.И. Рарога, А.И. Чучаева. – М.: Издательство «Юристъ», 2008. С. 327.
16 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 2. – Ст. 198.
17 Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Юрист, 2005. С. 125.
18 Егоров В.С. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. - М., 2002. – С. 133.
19 О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы: указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 № 724 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 21. – Ст. 2468.
20 О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 (ред. от 16.03.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 53 (ч. 2). – Ст. 5149.
21 Спицын В.И. К вопросу о помиловании // Современное право. – 2002. – № 12. – С. 19-20.
22 Уголовное право России: учебник для вузов / Под ред. А.И. Рарога, А.И. Чучаева. – М.: Издательство «Юристъ», 2008. С. 329.
23 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М, 2006. С. 75.
Информация о работе Амнистия и помилование: условия и особенности применения