Лицо, выполняющее должностные
обязанности во время болезни, отпуска,
командировки должностного лица, признается
таковым, лишь в силу акта назначения.
К нему приравнивается акт перемещения
с одной должности на другую, в соответствии
с которым лицо, ранее не являвшееся должностным,
может приобрести комплекс прав и обязанностей
должностного лица.
Лица, принятые на работу, связанную
с выполнением организационно-распорядительных
или административно-хозяйственных функций
с испытательным сроком, признаются субъектами
должностных преступлений, если преступление
совершенно в этот период. Также решается
вопрос о должностных лицах, проходящих
обязательную стажировку (например, в
должности народных судей, следователей,
адвокатов, членов областных судов).
Должностным, лицо считается
до момента прекращения трудовых отношений.
Они прекращаются вследствие наступления
определенных юридических фактов: а) истечения
срока должностных полномочий; б) досрочного
отзыва с выборной должности; в) увольнения
(в случае увольнения вопреки желанию
и даже при наличии согласия профсоюзного
комитета лицо считается должностным
до издания приказа об увольнении); г) наступления
смерти.
На практике вызывает затруднение
вопрос о признании возможными субъектами
должностных преступлений лиц, которые
хотя и не назначены на соответствующие
должности, но фактически выполняют функции
должностного лица. В соответствии с примечанием
к ст.285 УК РФ они могут признаваться должностными,
если выполняют организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные обязанности,
а также функции представителей власти
по специальному полномочию.
Самостоятельным признаком
должностного лица является принадлежность
(характеристика) тех органов, учреждений,
в которых трудиться лицо. По закону это
могут быть государственные органы, органы
местного самоуправления, государственные
и муниципальные учреждения. К ним относятся
также Вооруженные Силы РФ, другие войска
и воинские формирования РФ.3
В соответствии с примечанием
1 к ст.285 УК РФ не могут быть отнесены к
должностным лица, занимающие должности
не в перечисленных структурах, а в общественных
объединениях различной ориентации, коммерческих
организациях. Их ответственность наступает
по ст. 201-204 УК РФ.
Недостаточное внимание к уяснению
названного признака должностного лица
приводит к затруднениям в квалификации.
Названные признаки должностного
лица присущи всем четырем категориям
работников, которые могут быть субъектами
преступлений, предусмотренных в главе
30 УК РФ.
Первая категория субъектов
- должностные лица, которые отвечают признакам,
названным в примечании 1 к ст.285 УК РФ.
Эти должностные лица являются субъектами
преступлений, предусмотренных ч.1 и 3 ст.285;
ч.1,3 ст.286; ст.289; ч.1, 2 и 4 ст.290; ч.1 и 2 ст.293
УК РФ.
Вторая категория субъектов
- лица, занимающие государственные должности
РФ. Под таковым в соответствии с примечанием
2 к ст.285 УК РФ понимаются лица, занимающие
должности, устанавливаемые Конституцией
РФ, федеральными конституционными законами
и федеральными законами для непосредственного
исполнения полномочий государственных
органов. К ним в первую очередь относятся
должности президента РФ, Председателя
Правительства РФ, председателей палат
Федерального Собрания РФ, федеральных
министров, Председателей Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного
Суда РФ, Генеральный Прокурор РФ, Председатель
Счетной палаты и т.д.4
Третья категория субъектов
- лица, занимающие государственные должности
субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием
3 к ст.285 УК РФ относятся лица, занимающие
должности, устанавливаемые конституциями
или уставами субъектов РФ для непосредственного
исполнения полномочий
государственных органов.5 Это - президенты республик,
губернаторы краев, областей, депутаты
органов законодательной власти и т.д.
Четвертая категория субъектов
- лица, занимающие должность главы органа
местного самоуправления. Глава органа
местного самоуправления избирается на
территории муниципального образования
и наделяется полномочиями для решения
вопросов местного значения в соответствии
с уставом муниципального образования. 6
Глава органа местного самоуправления
может быть субъектом преступлений, предусмотренных
ч.2 и 3 ст.285; ч.2 и 3 ст.286; ч.3 и 4 ст.290 УК РФ.
Все рассмотренные категории должностных
лиц, кроме специальных признаков, должны
обладать и общими признаками субъекта:
быть вменяемыми и достичь возраста уголовной
ответственности - 16 лет. В отношении ряда
установлен возрастной ценз. Например,
на государственную должность назначаются
лица не моложе 18 лет; лицо моложе 25 лет
не может быть судьей, прокурором, судебным
приставом.
Исполнителями преступлений
со специальным субъектом являются только
лица, обладающие их признаками. В качестве
организаторов, подстрекателей и пособников
могут выступать и иные лица. Их действия
следует квалифицировать по соответствующим
статьям гл.30 УК РФ со ссылкой на ст.33 УК
РФ при условии, если для совершения преступления
они использовали должностное положение
и это охватывалось его и их умыслом.
2.
Понятие должностных преступлений
Должностные преступления как
общественное явление существуют во всех
странах современного мира, однако в разных
странах мира до сих пор не дано единого
определения понятия должностных преступлений.
Борьба с должностными преступлениями
- проблема, с которой сталкиваются во
всем мире. Западные ученые определяют
должностные преступления тремя различными
способами. Одни называют их "преступлениями
белых воротничков". Такое понятие впервые
ввел в 1939г. американский ученый Саселан.
Оно предполагает стремление уважаемых
обществом и обладающих довольно высоким
социальным и экономическим положением
людей к получению в процессе исполнения
служебных обязанностей выгоды незаконными
способами, при котором нарушаются нормы
уголовного права. На Западе социальный
класс "белых воротничков" выделяется
по профессиональному критерию: относящиеся
к нему люди занимаются умственным трудом,
это в основном правительственные чиновники,
судебные чиновники, юристы, преподаватели,
врачи, менеджеры предприятий и другие
служащие высокого уровня. Как видно, особенностью
тем не менее "преступлений белых воротничков"
является руководящее положение преступников
в политике и экономике и то, что они используют
свое служебное положение при совершении
преступлений. Другие называют эти преступления
"служебными". Это происходит потому,
что на Западе уголовное право определяет
субъектов этих преступлений как государственных
служащих. Впервые понятие служебных преступлений
было введено в Великобритании в середине
19 века. В США работников правительственных
органов называют "государственными
служащими", а во Франции так называют
правительственных чиновников. Третьи
называют должностные преступления "преступлениями
общественного положения". При этом
под "общественным положением" имеются
в виду должностные полномочия. Другими
словами, обладатель "общественного
положения" должен заниматься государственной
службой. Тем не менее государственная
служба подразумевает работу по управлению
государством и обществом. Особенностями
государственной являются: ее властный,
управленческий и принудительный характер.
Преступления, лишенные вышеперечисленных
особенностей, не являются "преступлениями
общественного положения". 7 В нашей стране должностные
преступления - преступления, посягающие
на нормальную деятельность государственного
или муниципального аппарата, если налицо
сочетание двух признаков: виновный является
должностным лицом, а совершенные им общественно
опасные действия (бездействие) связаны
с его служебным положением. В УК РФ получили
наименование "Преступления против
государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления"
(гл. 30). К ним относятся злоупотребление
должностными полномочиями, превышение
должностных полномочий, дача взятки,
получение взятки, служебный подлог, халатность
и др.
3. Виды должностных
преступлений: квалификация и ответственность
Родовой объект преступлений,
рассматриваемых в главе 30 УК РФ, - общественные
отношения, содержание которых составляет
охраняемая уголовным законом, направленная
на защиту личности, общества и государства
деятельность органов государственной
власти, интересы государственной службы
и службы в органах местного самоуправления.
3.1. Злоупотребление
должностными полномочиями.
В соответствии с ч.1 ст.285 УК
РФ злоупотребление должностными полномочиями
означает использование должностным лицом
своих служебных полномочий вопреки интересам
службы, если это деяние совершено из корыстной
или иной личной заинтересованности и
повлекло существенное нарушение прав
и законных интересов граждан или организаций
либо охраняемых законом интересов общества
или государства.8
С объективной стороны преступление
характеризуется: а) использованием должностным
лицом своих служебных полномочий вопреки
интересам службы; б) наступлением общественно
опасного последствия в виде существенного
нарушения прав и законных интересов граждан
или организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства; в)
наличием причинной связи между указанными
в законе общественно опасными последствиями
и использованием должностным лицом своих
служебных полномочий.9
Распространенной формой злоупотребления
должностными полномочиями является так
называемое временное позаимствование.
Оно состоит в том, что должностное лицо,
злоупотребляя полномочиями, из корыстной
или иной личной заинтересованности пользуется
денежными средствами, имуществом, имея
намерение со временем возвратить их собственнику.
На практике не редки случаи, когда эту
форму должностного злоупотребления принимают
за хищение. Однако при злоупотреблении
должностными полномочиями нет безвозмездного
изъятия и обращения чужих денег, имущества
в свою пользу или пользу других лиц. В
то же время присвоение имущества, которое
должно было поступить в фонды государственных
организаций, является хищением.
Злоупотребление должностными
полномочиями необходимо отличать от
таких преступлений, как присвоение или
растрата, совершенные лицом с использованием
своего служебного положения (ч. 3 ст. 160
УК), злоупотребление полномочиями (ст.
201 УК) и злоупотребление полномочиями
частными нотариусами и аудиторами (ст.
202 УК). Эти преступления имеют разные объекты.
Квалифицированный состав злоупотребления
должностными полномочиями предполагает
наличие одного квалифицирующего признака
- совершение злоупотребления лицом, занимающим
государственную должность Российской
Федерации или субъекта Российской Федерации,
а равно главой органа местного самоуправления
(ч. 2 ст. 285 УК).
Особо квалифицированный вид
злоупотребления должностными полномочиями
будет иметь место тогда, когда оно повлекло
тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК). Тяжесть
причиненных последствий - признак оценочный.
Статья 285 УК РФ является общей
нормой по отношению к специальным нормам,
содержащим признаки иных должностных
преступлений. По правилам квалификации
при конкуренции норм в таких ситуациях
применяется специальная норма. Однако,
если в содеянном налицо реальная совокупность
преступлений, возможно одновременное
применение общей и специальной норм.
3.2. Нецелевое расходование
бюджетных средств.
Нецелевое расходование бюджетных
средств в соответствии со ст. 285.1 УК РФ
- расходование бюджетных средств должностным
лицом получателя бюджетных средств на
цели, не соответствующие условиям их
получения, определенным утвержденными
бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением
о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов
и расходов либо иным документом, являющимся
основанием для получения бюджетных средств.
. Дополнительным объектом рассматриваемого
преступления являются отношения, возникающие
в процессе осуществления расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы. Предметом
преступления являются средства бюджета
соответствующего уровня.
Объективная сторона рассматриваемого
преступления выражается в действии -
расходовании бюджетных средств на цели,
не соответствующие условиям их получения.
В соответствии со ст. 219 и п. 1 ст. 227 БК РФ
расходование бюджетных средств - это
процедура финансирования, осуществляемая
путем списания денежных средств с единого
счета бюджета в размере подтвержденного
бюджетного обязательства в пользу физических
и юридических лиц.
С субъективной стороны рассматриваемое
преступление совершается с прямым умыслом.
Субъект преступления специальный
- должностное лицо получателя бюджетных
средств. Получателем бюджетных средств
является бюджетное учреждение или иная
организация, имеющие право на получение
бюджетных средств в соответствии с бюджетной
росписью на соответствующий год. Должностные
лица главных распорядителей бюджетных
средств, допустившие злоупотребления
при составлении бюджетной росписи, не
являются субъектами рассматриваемого
преступления и при наличии к тому оснований
должны отвечать по ст. 285 УК.
В ч. 2 ст. 285.1 УК предусмотрены
два квалифицирующих признака - совершение
преступления группой лиц по предварительному
сговору и в особо крупном размере.
Нецелевое расходование средств
государственных внебюджетных фондов
(ст. 285.2 УК). Объективная сторона рассматриваемого
преступления характеризуется действием
- расходованием средств государственных
внебюджетных фондов на цели, не соответствующие
условиям, определенным законодательством,
регулирующим деятельность фондов, и их
бюджетам. В настоящее время в Российской
Федерации существует три разновидности
государственных внебюджетных фондов:
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования.
Задачи, структура, полномочия и порядок
деятельности этих фондов регулируются
значительным числом нормативных правовых
актов.
С субъективной стороны преступление
характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления специальный
- должностное лицо, обладающее статусом
распорядителя соответствующих средств
(руководитель и главный бухгалтер фонда
или отделения фонда).
3.3. Превышение
должностных полномочий
Статья 286 УК РФ предусматривает
уголовную ответственность за превышение
должностных полномочий, т.е. совершение
должностным лицом действий, явно выходящих
за пределы его полномочий и повлекших
существенное нарушение прав и законных
интересов граждан и организаций либо
охраняемых законом интересов общества
или государства.
Объективная сторона преступления
состоит из трех признаков: а) общественно
опасного действия, явно выходящего за
пределы полномочий, предоставленных
должностному лицу законом; б) общественно
опасного последствия в виде существенного
нарушения прав и законных интересов граждан
или организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства; в)
причинной связи между общественно опасными
последствиями и преступными действиями.
Закон не указывает конкретных
форм превышения должностных полномочий,
так как сфера действия государственных
органов, органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждений
чрезвычайно широка, а должностные лица
этих органов наделены весьма разнообразными
полномочиями. Обобщение судебно-следственной
практики позволяет назвать такие формы
превышения должностных полномочий, когда
должностное лицо совершает действия:
1) входящие в компетенцию
другого должностного лица данного
ведомства (контролер исправительно-трудового
учреждения водворяет нарушителя
режима в штрафной изолятор, в
то время как это может сделать
только начальник или дежурный
помощник);
2) входящие в компетенцию
должностного лица другого ведомства
(инспектор охотобщества, подозревая
гражданина в том, что он охотился без
соответствующего разрешения, производит
обыск его автомашины);
3) которые могли быть
совершены только коллегиально;
4) хотя и входящие в
его компетенцию, но которые оно
могло совершить при наличии
указанных в законе или ином
нормативном акте условий.
С субъективной стороны превышение
должностных полномочий - это умышленное
преступление. Лицо осознает общественно
опасный характер совершаемого действия,
явный характер выхода за пределы предоставленных
полномочий, осознает, что его поведение
идет вразрез с направлением деятельности
того учреждения, где оно работает; предвидит
возможность или неизбежность наступления
общественно опасных последствий в виде
существенного нарушения прав и законных
интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества
или государства именно вследствие совершения
им явно выходящих за пределы его компетенции
действий; желает или сознательно допускает
наступление указанных последствий либо
относится к ним безразлично, т.е. совершает
преступление с прямым или косвенным умыслом.