Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 01:18, дипломная работа
Цель исследования: комплексно изучить теоретическое и практическое применение заключения под стражу в качестве меры пресечения на различных стадиях уголовного процесса, а также обосновать редакционные изменения УПК РФ в этой области. В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: - определить понятие и правовую природу заключения под стражу в качестве меры пресечения; - осуществить анализ сущности, целей и оснований применения заключения под стражу, а также исследование эффективности использования этой меры пресечения на различных стадиях уголовного процесса; - выявить особенности избрания заключения под стражу, как меру пресечения, на отдельных стадиях уголовного судопроизводства.
Введение 3
Глава 1. Законодательная конструкция заключения под стражу как меры пресечения 8
1.1 Понятие и сущность заключения под стражу как меры пресечения 8
1.2. Основания и условия избрания меры пресечения в виде заключения под стражу 17
Глава 2. Избрание заключения под стражу на различных стадиях уголовного процесса 26
2.1 Порядок принятия и оформления решения о заключении под стражу 26
2.2 Процессуальные сроки содержания под стражей и порядок их продления на отдельных стадиях уголовного судопроизводства 31
Глава 3. Проблема обоснованности и законности избрания заключения под стражу на отдельных стадиях уголовного судопроизводства 40
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 69
Уголовный процесс, не обеспеченный государственным принуждением, несомненно, был бы абсолютно неэффективным и потерял бы способность к реализации установленных законом правил и предписаний. В основе заключения под стражу, как меры пресечения, как и всех мер процессуального принуждения, лежит государственное принуждение, связанное с существенными ограничениями установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. Поэтому оно допускается при наличии условий, оснований и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законом, при безусловном соблюдении гарантий законности и обоснованности его применения15.
Таким образом, заключение под стражу, как мера пресечения предназначена для урегулирования правовых отношений, возникающих в сфере уголовного судопроизводства, во всех случаях, когда необходимо исключить для подозреваемого, обвиняемого любую возможность скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжить преступную деятельность, уничтожить доказательства или другим путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Кроме того, заключение под стражу, как мера пресечения может избираться в целях обеспечения надлежащего исполнения приговора.
Поскольку заключение под стражу и содержание под стражей связаны с ограничением конституционных прав и свобод личности, то в связи с этим условия, основания и порядок исполнения заключения под стражу подлежат детальному правовому регулированию. Поэтому 15 июля 1995 года был принят Федеральный закон РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"16, в который были внесены последние, в настоящее время, изменения 3 декабря 2011 года N 378-ФЗ. Однако появление этого закона породило еще больше дискуссий о природе содержания под стражей и нормативных актов, его регулирующих.
В существующей правовой литературе имеются различные точки зрения на природу заключения и содержания под стражей. Одной из них является такая точка зрения, в соответствии с которой проблемы исполнения предварительного заключения под стражу как отдельного вида ограничения свободы входят в предмет науки уголовно-исполнительного права17. Как представляется, высказанное суждение обусловлено совпадением фактической сущности заключения под стражу как меры пресечения и лишения свободы как меры уголовного наказания, состоящей в изоляции от общества.
Однако этого совпадения явно недостаточно для того, чтобы проблемы содержания под стражей относить к предмету науки уголовно-исполнительного права, а нормы, регулирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - к уголовно-исполнительной отрасли законодательства. П.А. Лупинская утверждает, что при исследовании правовой природы института (или закона) «необходимо уяснить то место, которое он занимает в законе, рассмотреть его правовую регламентацию, а также цель его введения в законодательстве»18. Такой подход позволяет констатировать, что заключение под стражу в виде ограничения свободы, как меры пресечения и заключение под стражу в виде лишения свободы, как меры наказания - различные социально-правовые явления (понятия), относящиеся к различным отраслям права и соответственно предметам наук. Для этого достаточно сопоставить эти явления и выделить существующие между ними различия. Рассматриваемые явления различаются по своей сути.
Во-первых, по целям. Заключение под стражу в виде ограничения свободы как мера пресечения применяется для достижения целей указанных в ст. 99 УПК РФ. Наказание, в том числе и в виде лишения свободы, применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 УК РФ);
Во-вторых, по характеристике лиц, к которым применяется мера пресечения или мера наказания. Заключение под стражу избирается в отношении обвиняемого, подозреваемого, чья виновность еще не установлена и только предполагается. Наказание же, в том числе и в виде лишения свободы, применяется только в отношении осужденных, виновность которых установлена в рамках надлежащей юридической процедуры вступлением в законную силу приговором;
В-третьих, по местам содержания под стражей в порядке меры пресечения и исполнения наказания в виде лишения свободы. Местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, как правило, специальные учреждения - следственные изоляторы. К основным местам исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (тюрьмы, исправительные колонии, воспитательные колонии и др.);
В-четвертых, по воспитательному воздействию. Заключение под стражу не преследует цель перевоспитания подозреваемых, обвиняемых. Воздействие на них ограничивается ограждением общества от них, поддержанием в местах содержания под стражу лиц установленного законом порядка, обеспечением достижения целей уголовного судопроизводства. Исполнение наказания содержит в себе элемент уголовно-исполнительного воздействия на осужденных с целью их перевоспитания (ст. 43 УК РФ).
В соответствии с другой позицией процесс исполнения предварительного заключения под стражу характеризуется интегративным содержанием. В частности, Е.С. Лычкина считает, что в процессе содержания под стражей возникают административно-правовые, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные отношения19.
К этой позиции примыкает мнение Э.Р. Галимова и Р.М. Муртазина20. Указанные авторы полагают, что предварительное заключение под стражу по своей природе в период непосредственного его исполнения находится на границе уголовного процесса и уголовно-исполнительной деятельности. В связи с этим они считают, что нормы, регулирующие заключение под стражу и содержание под стражей, можно рассматривать в качестве института, близко примыкающего к уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному праву.
Наконец, существует третья группа авторов, например, к таким относятся Е.В.Золотарь21 и О.Е.Кутафин22, считающая, что предварительное заключение имеет свое собственное содержание, которое состоит в ограничении свободы человека, которого еще не признали виновным в совершении преступления в установленном законом порядке. Данные авторы считают, что нормы, регулирующие содержание под стражей, имеют свой «вполне самостоятельный предмет правового регулирования», однако они не раскрывают существенные признаки содержания заключения под стражу, как самостоятельного предмета правового регулирования.
Появление Закона РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103-ФЗ23 подтвердило, якобы, правоту авторов последних суждений. Однако при анализе природы рассматриваемого закона уместно вспомнить появление Арбитражного процессуального кодекса24, принятого в связи со спецификой арбитражных процессуальных отношений. Между тем сопоставление норм Гражданского процессуального кодекса25 и Арбитражного процессуального кодекса показало, что в основном вся специфика сводится к особенностям субъективного состава и появлению в последнем процессе апелляционного производства.
В связи с этим большинство специалистов, в области гражданского процессуального права исходя из единства правовой природы этих явлений, включают в него институты арбитражного процессуального законодательства. Поэтому становится очевидным, что законодателю не следует без необходимости усложнять действующее законодательство тогда, когда можно ограничиться включением в действующий законодательный акт особых производств.
Во-вторых, в рассматриваемом случае при конструировании самостоятельной отрасли нельзя ограничиваться вопросами исполнения только решения о заключении под стражу. Очевидно, что эта отрасль права должна включать в себя вопросы исполнения всех мер процессуального принуждения. При таком подходе выясняется, что исполнение некоторых мер принуждения уже урегулировано уголовно-процессуальным законодательством (например, наложение ареста на имущество), а исполнение других мер не нуждается в правовом регулировании (например, личное поручительство и поручительство общественной организации в качестве мер пресечения).
В-третьих, с позицией авторов, конструирующих самостоятельную отрасль права - процессуально-исполнительную, нельзя согласиться еще и по той, причине, которая заключается в том, что для уяснения природы Закона РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и, следовательно, собственно содержания под стражей большое значение имеют целевая направленность нормативно-правового акта; основные его понятия, принципы регулируемой им деятельности, основания, условия, сроки, порядок помещения под стражу и освобождения из-под стражи.
Изложенное с достаточной убедительностью свидетельствует, о том что, Закон РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" является институтом уголовно-процессуального законодательства, представляет собой один из источников уголовно-процессуального права, а общественные отношения, регулируемые этим законом, относятся к уголовно-процессуальным отношениям.
Изложенное также позволяет согласиться с выводами А.И. Ковлера26, считающего, что УПК РФ является базой для закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а последний есть не что иное как правовой механизм, обеспечивающий реализацию уголовно-процессуального законодательства. В связи с этим с достаточной обоснованностью можно утверждать, что положения этого закона в полном объеме могли бы находиться в УПК РФ в качестве особого производства, связанного с применением меры пресечения в виде заключения под стражу. Наличие различных подходов к определению понятия "заключение под стражу" во многом обусловлено тем, что действующий УПК РФ не раскрывает сущности данной меры пресечения. Приведем некоторые понятия заключения под стражу, данные в юридической литературе:
- заключение
под стражу - "это мера пресечения,
состоящая в изоляции лица
от общества и содержании его
в месте содержания под
- заключение
под стражу "представляет собой
физическую изоляцию
- заключение
под стражу "представляет собой
меру пресечения, заключающуюся
в изоляции от общества
В целях сужения пределов применения содержания под стражей ч. 3 ст. 9 Международного пакта30 о гражданских и политических правах от 23 марта 1976г. закрепила правило, согласно которому содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение из-под стражи может ставиться в зависимость от предоставления гарантий явки в суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии, а также для исполнения приговора.
Вследствие этого в ст. 22 Конституции РФ и ст. 108, 109 УПК РФ установлены жесткие механизмы и точные основания применения названной меры пресечения на всех стадиях уголовного процесса: заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более сорока восьми часов.
Для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу закон выдвигает особое условие - оно применяется по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения другой, более мягкой меры пресечения, которая не в состоянии обеспечить надлежащее поведение обвиняемого и его явку в орган дознания, к следователю или в суд.
Превентивная цель заключения под стражу - предупредить сокрытие обвиняемого (подозреваемого) от следствия и суда, пресечь его попытки иным путем воспрепятствовать предварительному расследованию и разбирательству дела, совершить новое преступление. Представляется очевидным, что неприменение или несвоевременное применение заключения под стражу к лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления, может повлечь безнаказанность виновных, а также опасный или особо опасный рецидив преступлений31.
Заключение
под стражу, как мера пресечения
может быть применена только в
отношении обвиняемого или
Обвиняемым признается лицо, в отношении которого: вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; вынесен обвинительный акт (ч. 1 ст. 47 УПК РФ).
Подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 УПК РФ; либо, которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК; либо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 УПК (ч. 1 ст. 46 УПК РФ); либо, которое уведомлено подозрении в совершении преступления в порядке, предусмотренном ст. 223-1 УПК РФ.
Мера пресечения
в виде заключения под стражу в
отношении подозреваемого применяется
при наличии веского
Очевидно, что незаконное и необоснованное применение меры пресечения грубо нарушает права и свободы человека и гражданина, причиняет ему физические и нравственные страдания. Но особый ущерб личности и его правам наносит необоснованное заключение лица под стражу. Именно поэтому заведомо незаконное заключение лица под стражу или содержание под стражей признано преступлением против правосудия и влечет уголовное наказание (ст. 301 УК РФ).