Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:24, курсовая работа
Кроме того, влияние на политику государств в сфере множественного гражданства оказывают общемировые объективные процессы глобализации, интеграции и национализации, а также обостряющаяся во всем мире проблема нелегальной миграции и перемещенных лиц (беженцев и вынужденных переселенцев). Цель данной работы – подробное рассмотрение вопросов гражданства в Российской Федерации, имеющих отражение в Федеральном законе о гражданстве. Для раскрытия поставленной темы была определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Названия глав отображает их содержание.
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика законодательства по вопросам гражданства РФ. 5
1.1 Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации. 5
1.2 Международно-правовое регулирование вопросов гражданства. 11
Глава 2.Система законодательства по вопросам гражданства. 21
2.1 Нормативная основа гражданства в РФ. 21
2.2 Общая характеристика ФЗ « О гражданстве РФ» 2002 года. 27
2.3 Конституция РФ 33
Заключение 36
Cписок использованной литературы. 38
4. Исключительно
важную роль в регулировании
вопросов гражданства играет
Европейская конвенция о
Конвенция - единственный
многосторонний документ, регулирующий
практически все важнейшие
Она разработана с учетом современных тенденций в развитии национального законодательства стран - членов Совета Европы и предлагает оптимальные решения многих проблем в области гражданства, возникающих у государств в результате политических изменений в Европе на рубеже 80 - 90-х гг.
Конвенция не наносит ущерба положениям национального законодательства и международных договоров, более благоприятным для обеспечения прав человека в данной сфере. Конвенция является серьезным инструментом воздействия на те государства, чье законодательство в вопросах гражданства носит, прямо или косвенно, дискриминационный характер по отношению к некоренному населению.Отношения гражданства для развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института является одним из условий развития государства, т.е. повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства - и государства по защите своих граждан.
4. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.
Российской
Федерацией заключен также и ряд
других международных соглашений, в
которых рассматриваются вопрос
Первый Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" (1991 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нем не были учтены особенности последующего развития России, характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.
Сравнительный анализ этого Закона с зарубежным законодательством в области гражданства выявил его уникальный либерализм. Особенно это касалось условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного) гражданства, а следовательно, и сбалансированности интересов государства и личности.
Значительная
часть лиц, приобретших российское
гражданство в новых
Отказ от конституционного закрепления суверенитета республик в составе Российской Федерации является одной из наиболее важных гарантий государственной целостности России, поскольку он одновременно означает и отказ от закрепления в федеральной Конституции и права выхода любых субъектов Федерации из ее состава. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вступил в силу 1 июля 2002 г. Он заменил действовавший более десяти лет Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» . Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" вступил в силу в июле 2002 года. Новый Закон, став основным регулятором норм о гражданстве, конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции нормы и принципы.
Его принятие -
это важный шаг на пути к формированию
гражданского общества и решительная
мера по преодолению основных недостатков
в области российского
Действующий Закон значительно отличается от Закона о гражданстве РФ, принятого в 1991 году, несмотря на сходство в названии.
В первую очередь
изменена структура Закона. Законодатель
устранил из Закона преамбулу, между
тем сохраняется общее
Отказ от гражданства субъектов Российской Федерации является важным преимуществом нового Закона. Так, гражданство можно рассматривать в качестве атрибута субъекта Федерации наряду с гимном, 14флагом и т.д. при условии, что это будет элементом сплочения народов, проживающих на территории субъекта, но не основанием для сепаратизма.15
В качестве оснований приобретения гражданства в новом Законе законодатель исключил категории признания и регистрации. Категория регистрации не оправдала ожиданий российских правоприменителей и законодателей, потому что ряд государств, республик бывшего СССР, не был в этом заинтересован.
Значительные изменения вносит Федеральный закон в условия приобретения гражданства. До подачи заявления о приеме в гражданство срок непрерывного проживания на территории Российской Федерации увеличивается с трех до пяти лет, что соответствует Европейской конвенции о гражданстве и общепринятой практике европейских государств. Например, длительность непрерывного проживания в стране Законом о гражданстве Германии установлена в восемь лет. Также в России появились новые условия приема в гражданство - наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства. Не требуется отказ от иного гражданства, если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин, либо если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим Законом о гражданстве. Эти условия имеют много общего с условиями приема в гражданство в Германии. Так для того, чтобы стать гражданином Германии, необходимо отказаться от прошлого гражданства, быть в состоянии обеспечить себя и свою семью, владеть в необходимой степени немецким языком и т.д.
Нововведением российского Закона о гражданстве является то, что для воспрепятствования заключению фиктивных браков срок постоянного проживания для приобретения гражданства супругом, который состоит в браке с гражданином Российской Федерации три года, составляет один год. Это положение соответствует Нью-Йоркской конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года.
Если сравнивать с Законом 1991 года, то нормы о производстве по делам, о гражданстве Российской Федерации, а также об обжаловании решений полномочных органов и должностных лиц, ведающих делами о гражданстве РФ, получили более детальное закрепление.
Однако, Закон не лишен существенных недостатков, несмотря на свои достоинства.
Статья 7 предполагает предоставление покровительства и защиты гражданам Российской Федерации, которые находятся за ее пределами. Но, какое различие между этими двумя категориями и что такое покровительство, а что такое защита в Законе определения не дается.
Также, неполным является положение статьи 14, которое закрепляет правила приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Так, в упрощенном порядке по упомянутой статье получить гражданство России имеют право лица, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации. Но в реальности возможна и другая ситуация, когда дети обладают гражданством России, а их родители претендуют на его получение. Этим законодатель поставил в неравное положение «отцов и детей».
Статья 16 Закона,
устанавливающая основания
В начале 90-х годов российская практика показала, что военнослужащие из бывших республик Союза ССР, которые получили российское гражданство в соответствии с требованиями Закона о гражданстве, утратившего силу, добросовестно исполняют свои обязанности, а в некоторых случаях даже лучше, чем их сослуживцы. Аналогичная ситуация сложилась с работниками органов прокуратуры и внутренних дел.
Конституция Российской
Федерации допускает для своих
граждан право иметь
Во исполнение
конституционных положений
Ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства приводят и правоведы.
Во-первых, лицам, обладающим двойным гражданством, предоставляется возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми достигнуты
соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.18
Во-вторых, лица с двойным гражданством владеют более широкими правами в сфере трудоустройства и предпринимательства, которые труднодоступны иностранцам.
В-третьих, наличие двойного гражданства в некоторых странах решает проблемы с социальным обеспечением и медицинским обслуживанием.
В-четвертых, вместе с получением гражданства в некоторых правопорядках приобретаются и льготы в налогообложении.
К отрицательным
сторонам двойного гражданства, с точки
зрения гражданина, в некоторых странах
следует отнести ряд
С проблемой употребления различных терминов в российской правовой системе и правовых системах развитых европейских государств сталкиваешься, работая над вопросами гражданства. Речь идет о таких понятиях, как множественное и двойное гражданство. Такой термин, как множественное гражданство используется в законодательстве большинства развитых европейских государств. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразумевая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сравнить определение двойного гражданства в российском Законе и определение множественного гражданства, которым оперирует Страсбургская конвенция, то не сможем найти различия в содержании определений. Законодатель использовал более узкое понятие (двойное гражданство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин. Никакого противоречия между Конституцией и Законом не было если бы в Законе использовался термин «множественное гражданство». Кроме того, международные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права не запрещают лицу обладать только гражданством двух государств.
Информация о работе Законодательство по вопросам гражданства