В большинстве стран мира ходатайство
о помиловании подается только осужденным
(США, ФРГ и др.). В некоторых же государствах,
напротив, круг лиц, имеющих право ходатайствовать
о помиловании, весьма широк. В частности,
во Франции указанным правом обладают
как осужденные, так и иные лица, заинтересованные
в их судьбе: исполнительный судья, начальник
места лишения свободы и прокурор, курирующий
исполнение наказания. Представляется,
что такое обезличивание субъектов инициирования
помилования едва ли целесообразно. В
1988 г. в Нидерландах вступил в силу новый
закон о помиловании, который уполномочил
Королеву жаловать помилование по просьбе,
которая может быть направлена ей как
осуждённым, так и прокуратурой. С прокуратурой
и судом, который вынес приговор, проводятся
консультации.
Итак, мы видим, что, хотя в каждой
стране право помилования имеет свои особенности,
что связано с местными историческими,
нравственными, политическими и социально-экономическими
особенностями, но в принципе в любой стране
институты помилования одинаковы, и каких-либо
фундаментальных различий нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Помилование с позиций системы
права представляет собой институт отрасли
конституционного и уголовного права,
состоящий из норм, регулирующих основания,
содержание и механизм помилования в России.
Институт помилования прошел длительную
историю своего становления и развития.
В субъективном отношении помилование
представляет собой полномочие главы
государства, которому корреспондирует
конституционное право каждого осужденного
просить о помиловании. Право президентского
помилования является исключительным
полномочием главы государства, реализуемым
им единолично, практически не ограниченным
материальными или формальными критериями.
В то же время, помилование,
как акт гуманизма и милосердия, основывается
на всемерном учете обстоятельств, характеризующих
личность осужденного и материалы уголовного
дела, осуществляемом в процессе реализации
помилования. Политика помилования в России
характеризуется определенной тенденциозностью,
свидетельствующей о ее масштабах и направленности,
формулирующую общую политику государства
в области помилования, которая, как и
всякая другая государственная политика,
определяется главой государства, исходя
из Конституции и законов.
Решение о помиловании не является
произвольным, оно должно основываться
на соображениях государственной пользы,
юридической справедливости, учете прав
и законных интересов третьих лиц, пострадавших
от совершения преступления. Решение Президента
о помиловании должно быть сбалансированным,
основываться на учете всех юридических
интересов, сопряженных с данным делом.
Акт помилования не должен освобождать
от возмещения вреда частным лицам, причиненным
преступлением. Помилование, таким образом,
носит избирательный характер, основывается
на определенных преференциях главы государства,
которые он предоставляет, руководствуясь
назначением своей функции по защите прав
и свобод человека и гражданина, собственным
государственным чувством сострадания.
Помилование, как государственная
деятельность, во всяком случае, не может
быть чрезмерным, должно соответствовать
своей природе как крайней мере государственного
прощения.
Существующий механизм помилования
включает ряд последовательных процессуальных
стадий, содержащих действия органов и
должностных лиц по реализации конституционного
права каждого осужденного просить о помиловании.
Эти действия имеют фиксированные сроки
и свой состав субъектов, наделенных определенными
полномочиями. Решению главы государства
о помиловании (отклонении ходатайства
о помиловании) предшествует сложная и
ответственная деятельность множества
субъектов, среди которых выделяются комиссии
по вопросам помилования на территории
субъектов РФ, несущие основное бремя
идентификации лиц, достойных помилования.
В то же время, мнение инстанций,
участвующих в механизме помилования,
в том числе комиссий по вопросам помилования
и глав субъектов Федерации, является
только промежуточным и консультативным,
они обладают лишь совещательным статусом,
не препятствующим принятию главой государства
произвольного решения. В своем праве
помилования Президент не связан существующей
процедурой помилования, предполагающей
выработку только рекомендательной позиции,
которой глава государства в высших интересах
может пренебречь.
Право президентского
помилования является полным
и завершенным. Конституция не
связывает помилование как полномочие
главы государства обязательным
ходатайством о нем. Из этого
следует, что Президент Российской
Федерации вправе осуществить
акт помилования независимо от
просьбы осужденного. Просьба о
помиловании осужденного, таким
образом, выступает факультативным
основанием помилования.
Глава государства при принятии
решения о помиловании не связан никакими
формальными основаниями - ни категорией
преступления, ни размером, ни сроком и
видом наказания. Право президентского
помилования не ограничено во времени
и по кругу лиц, оно может быть обращено
на любого преступника и во всякое время
до отбытия наказания или погашения (снятия)
судимости.
Акты помилования относятся
к внесудебным правовым актам, они представляют
собой конституционные действия, существующие
в конституционно-правовом пространстве,
форму внесудебного снятия или смягчения
(погашения) наказания. В реализации главой
государства права помилования не предполагается
участие судебных органов. Помилование
осуществляется вне правосудия и не сказывается
на содержании приговора. Будучи внесудебным
актом, решение Президента о помиловании
либо отказе в помиловании не может быть
обжаловано в судебном порядке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые
акты:
- Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
- Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 04.11.2007
г. № 252-ФЗ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ
(ред. от 01.12.2007 г. № 299-ФЗ)
- Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ
(ред. от 02.10.2007 г. № 225-ФЗ)
- Уголовный кодекс РСФСР 1960г.
- Федеральный закон от 5 апреля
2010 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ».
- Указ Президента РФ от 28.12.2001
г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования
на территориях субъектов Российской
Федерации»
Учебная и научная
литература:
- Марогулова И.Л. Правовая природа амнистии и помилования. Советское государство и право.
М., 1991.
- Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть под общ. ред. С. П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2009.
- Михлин А.С. , Селиверстов В.И., Яковлева Л.В. Помилование в России. Закон. 2002. № 3. С. 140.
- Конституции государств Европы: в 3-х
тт. М.: Норма, 2001. Т. 2.
- Сборник документов по истории
уголовного законодательства СССР и РСФСР
1917-1952. М., 1953.
- Российская газета. № 255, 30.12.2001.
- СЗ РФ. 2002. № 53. Ст. 5149
1
Сборник документов по истории уголовного
законодательства СССР и РСФСР 1917-1952. М.,
1953.
2
См.: Марогулова И.Л. Правовая природа амнистии
и помилования // Советское государство
и право. М., 1991, №5 – с. 53
3 Российская
газета. № 255, 30.12.2001.
4
СЗ РФ. 2002. № 53. Ст. 5149.
5
Далее по тексту Положение
6 Михлин
А.С. , Селиверстов В.И., Яковлева
Л.В. Помилование в России. Закон. 2002. №
3. С. 140.
7
Данная норма была отменена Федеральным
законом от 5 апреля 2010 № 46-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовно-исполнительный
кодекс РФ» и ст. 22 закона РФ «Об учреждениях
и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы».
8 Постатейный
комментарий к Конституции РФ под общ.
ред. Кудрявцева Ю. В. М, Фонд «Правовая
культура», 2012.
9 Конституции
государств Европы: в 3-х тт. М.: Норма, 2001. Т. 2.
С. 20.
10 Конституции
государств Европы: в 3-х тт. М.: Норма, 2001.
Т. 2. С. 117, 118
11 Додонов
В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая
часть под общ. ред. С. П. Щербы. М.: Юрлитинформ,
2009. С. 404 - 448.