Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 22:57, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования. Установление в законе и реализация на практике оснований для освобождения от отбывания наказания составляют одну из принципиальных проблем уголовной политики, поскольку дифференциация уголовной ответственности предполагает не только усиление кары по мере увеличения общественной опасности или рецидива преступлений, но и смягчение или полное освобождение от нее в зависимости от достижения целей наказания. Действующее уголовное законодательство сочетает в себе жесткость наказания в отношении лиц, обладающих повышенной общественной опасностью, совершивших преступные деяния, и в то же время регламентирует разнообразные меры смягчения ответственности и освобождения от дальнейшего отбывания наказания осужденных, когда их исправление достигается до истечения установленного приговором суда срока уголовного наказания.
Для более качественной подготовки
и рассмотрения вопроса об УДО осужденных
необходимо, по нашему мнению:
- согласование вопроса
об УДО осужденных к лишению свободы
с прокуратурой по надзору за деятельностью
ИУ;
- обязательное участие
прокурора в судебном заседании
при решении вопроса об УДО;
- письменное оформление
указаний прокурора относительно
соблюдения установленных законом
правил отбывания наказания;
- надзор за ИУ должен
быть поручен ответственному
сотруднику прокуратуры, проживающему
в населенном пункте, где расположено
ИУ, либо в непосредственной близости
от него, чтобы оперативно решать
возникающие вопросы.
На практике органы и учреждения
УИС и органы прокуратуры находят новые
формы и методы решения различных проблем.
Например, в исправительных учреждениях
по Оренбургской области, расположенных
в городе Новотроицке и являющихся исправительными
колониями строгого режима (при них функционируют
участки в режиме колоний-поселений), сотрудник
прокуратуры по надзору за соблюдением
законов в ИУ постоянно несет службу в
расположении этих учреждений. В жилых
зонах колоний около столовых находятся
ящики для заявлений, адресованных прокурору,
опечатанные его печатью. Прием по личным
вопросам осужденных он осуществляет
ежедневно в жилой зоне данных исправительных
учреждений. Рассмотрение судом представления
администрации ИК об УДО осужденных и
перевод их в колонию-поселение происходит
только в присутствии прокурора. Персонал
данных исправительных учреждений считает,
что такой порядок работы прокурора более
предпочтителен, чем его посещение исправительной
колонии от одного раза в месяц до одного
раза в квартал, так как облегчает решение
практических вопросов, особенно при поступлении
жалоб и заявлений осужденных, и обеспечивает
оперативное принятие по ним законных
мер. Аналогичная практика существует
в некоторых ИУ ФСИН по Свердловской области.
Продолжая анализ организационных
мероприятий, необходимо остановиться
на проблемах, связанных с судом. В настоящее
время наблюдается тенденция - все вопросы,
связанные с исполнением приговора, решать
в суде. В связи с этим возникает необходимость
в специализации судей - создании специальных
пенитенциарных судов. Данная практика,
например, существует в странах Западной
Европы (суды по исправительному надзору
в Испании, Советы по УДО в Англии и Уэльсе).
По мнению автора, необходимо
также обратить внимание на то, что судьи
довольно редко при решении вопроса об
УДО возлагают на этих лиц обязанности,
предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. И освобождение
из условно-досрочного практически превращается
в досрочное. Вызывает много нареканий
и организация контроля за лицами, находящимися
на свободе в порядке условно-досрочного
освобождения. В настоящее время контроль
за поведением данной категории лиц осуществляют
участковые уполномоченные.4 О недостатках в этой деятельности
указывают в своих работах В.В. Сверчков
и другие.5 Данные авторы объективно вскрывают
эту проблему, но не предлагают организационные
мероприятия, которые улучшили бы положение
в данной сфере деятельности.
С нашей точки зрения, существует
три направления решения проблемы контроля
за поведением лиц данной категории.
В некотором роде более полно,
практические особенности освобождения
от отбывания наказания, меры контроля
и ответственности изложены в Приложениях
№ 1-36.
Первое направление связано
с сохранением обязанности контроля за
данной категорией лиц за участковыми
уполномоченными ОВД, привлекая к этой
работе дежурные части. С этой целью в
структуре дежурной части должен быть
взвод или отделение по контролю за поведением
лиц, находящихся на свободе в порядке
УДО.
Второе направление - это усиление
контроля, что предопределяет введение
новых должностей в уголовно-исполнительные
инспекции. Сотрудники, принятые на эти
должности, должны заниматься только вопросами
социальной адаптации условно-досрочно
освобожденных и осуществлять за ними
контроль.
И третье направление - это возложение
контроля за поведением данной категории
лиц на службу судебных приставов. Это
будет соответствовать также требованиям
Стандартных минимальных правил ООН в
отношении мер, не связанных с тюремным
заключением (Токийские правила).7 Служба судебных приставов
- новое силовое подразделение, и создание
в каждом из них отдела по контролю за
лицами, находящимися на свободе в порядке
УДО, целесообразно и возможно.
По нашему мнению, необходим
орган, который бы не был зависим от участников
(субъектов) организации данного правового
института. Но, с другой стороны, данный
орган должен формироваться из представителей
учреждений и общественных образований,
которые участвуют в процессе УДО, осужденных
к лишению свободы. Данную функцию можно
возложить на комиссии о помиловании,
созданные в органах управления субъектов
Российской Федерации (Указ Президента
РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500), в организационном
и методическом аспектах. В перспективе
дальнейшего их развития и изменения законодательства
эту функцию могли бы исполнять связанные
с организацией всего процесса УДО Советы
по УДО, как в штатах США. Для этого необходимо,
как представляется, ввести в состав данной
комиссии председателя судебной коллегии
по уголовным делам федеральных судов
общей юрисдикции субъектов Российской
Федерации, одного из заместителей прокурора
субъекта Федерации, одного из заместителей
регионального органа управления УИС
и представителя адвокатской палаты субъекта
Российской Федерации, а также представителей
общественных правозащитных организаций,
религиозных конфессий и деятелей науки
и культуры.
Совершенствование организационного
механизма возможно лишь при изменении
законодательства. Перспективы модернизации
правовой регламентации УДО наиболее
наглядно могут быть раскрыты при сравнении
его с условным осуждением. Правовой институт
УДО осужденных к лишению свободы имеет
много общих черт с условным осуждением.
Во-первых, суд, назначая как
условное осуждение, так и условное освобождение,
может возложить на осужденного определенные
обязанности, регламентированные ч. 5 ст.
73 УК РФ.
Во-вторых, вынесенный приговор
относительно срока наказания остается
в силе, только согласно ч. 1 ст. 79 УК РФ
в отношении условно-досрочно освобожденного
от отбытия наказания и ч. 1 ст. 73 УК РФ в
отношении условного осуждения выносится
постановление суда.
В-третьих, контроль за поведением
условно осужденных и условно освобожденных
осуществляется уполномоченным на то
специализированным государственным
органом (ч. 6 ст. 79 в отношении лиц, находящихся
на свободе в порядке УДО, и ч. 6 ст. 73 в отношении
условно осужденных).
В-четвертых, в отношении обеих
категорий лиц действуют уголовно-исполнительные
правоотношения до окончания срока наказания,
назначенного судом.
По общему правилу уголовно-исполнительные
правоотношения возникают с момента вступления
приговора суда в законную силу и продолжаются
вплоть до отбытия осужденным наказания
или его освобождения от отбытия наказания.
«Актом помилования, принимаемым Президентом
Российской Федерации, лицо, осужденное
за преступление, может быть освобождено
от дальнейшего отбытия наказания, либо
назначенное ему наказание может быть
сокращено или заменено более мягким его
видом (ст. 85 УК)».8 Кроме того, в ст. 7 УИК РФ в качестве
оснований исполнения уголовного наказания
названы также изменяющие приговор суда
и вступившие в законную силу его определения
и постановления, например постановление
о предоставлении осужденному УДО, а также
акт помилования или акт об амнистии. Вступление
приговора суда и изменяющих его определений
и постановлений вышестоящих судебных
инстанций в законную силу определяется
уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации, в том числе Федеральным
конституционным законом от 31 декабря
1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»9, где в ст. 6 детально раскрывается
обязанность судебных постановлений.
Согласно ч. 2 ст. 47 УПК РФ обвиняемый,
в отношении которого вынесен обвинительный
приговор, именуется осужденным. Реальное
изменение его статуса происходит с момента
вынесения распоряжения об исполнении
приговора суда или изменяющих его постановлений
и определений, и он пребывает осужденным
до окончания действия приговора. Необходимо
отметить, что и в ранее действовавшем
законодательстве (ст. 4 ИТК РСФСР) в качестве
основания отбытия наказания, а значит,
возникновения соответствующих правоотношений
назывался только приговор суда, вступивший
в законную силу.
В процессе исполнения (отбывания)
наказания уголовно-исполнительные правоотношения,
не меняя своей юридической природы, могут
изменять свое содержание.10 Так происходит при замене
одного вида наказания другим, в связи
с осуждением к лишению свободы - при изменении
вида исправительного учреждения или
при предоставлении осужденному УДО.
При совершении преступления
лицом, находящимся на свободе в порядке
УДО и условно осужденным, будет назначаться
наказание в соответствии со ст. 70 УК РФ
по совокупности приговоров, так как за
предыдущее наказание срок не истек.
Таким образом, как при применении
УДО к лицу, лишенному свободы, так и при
условном осуждении лица оба они подвергаются
определенным правоограничениям, которые
согласно ч. 5 ст. 73 УК РФ называются обязанностями.
УДО и условное осуждение выносятся постановлением
суда, при этом ранее вынесенный приговор
остается в силе; в отношении обеих категорий
лиц действуют уголовно-исполнительные
правоотношения до окончания срока наказания,
назначенного судом.
Мы пришли к выводу, что все
эти признаки уголовного наказания не
связаны с лишением свободы, но российское
законодательство в настоящее время это
не учитывает. В ст. 44 УК РФ «Виды наказаний»
ни УДО осужденных к лишению свободы, ни
условного осуждения нет. Также согласно
ч. 4 ст. 113 УИК РФ УДО считалось мерой поощрения,
применяемой к осужденным к лишению свободы.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №
161-ФЗ данное положение исключил. Естественно,
возникает правомерный вопрос: чем же
является УДО осужденных к лишению свободы
и условное осуждение?
В Уголовном кодексе Китайской
Народной Республики в ст. 33 «Виды основных
наказаний» и в ст. 34 «Виды дополнительных
наказаний» ни условного осуждения, ни
УДО нет.11 Данные вопросы - в гл. 4 «Применение
наказания».12
В Уголовном кодексе Республики
Польша установленная отсрочка исполнения
наказания и УДО являются мерами, связными
с применением к виновному испытательного
срока. Причем УДО может быть применено
к осужденным после отбытия ими половины,
двух третей и трех четвертей срока наказания
в зависимости от тяжести совершенного
преступления, однако не ранее чем через
шесть месяцев. Осужденного к лишению
свободы на срок в 25 лет можно условно
освободить после отбытия 15 лет наказания,
а осужденного к пожизненному лишению
свободы - после отбытия 25 лет наказания.13
В законодательстве Испании
существует аналогичный условному осуждению
институт, который называется «приостановление
исполнения наказания в виде лишения свободы»,
и УДО (гл. 3 «Меры, заменяющие исполнение
наказаний в виде лишения свободы» разд.
3 «Наказания» УК Испании).14 В уголовном законодательстве
Голландии УДО не упоминают как вид уголовного
наказания, но о данном правовом институте
говорится в разделе о наказаниях.15
В австрийском уголовном законодательстве
условное освобождение от наказания и
УДО от отбывания наказания, указания
и помощь условно-освобожденным выделены
в особый раздел УК Австрии.16
Уголовный кодекс Швейцарии
условное осуждение и УДО осужденных к
лишению свободы классифицирует как отдельные
наказания и меры (гл. 1 разд. 3 «Наказания,
меры безопасности и другие меры»).17
Законодательство ФРГ условное
освобождение от наказания и УДО трактует
как правовые последствия деяния (гл. 4
«Условная отсрочка наказания» разд. 3
УК ФРГ).18
В Стандартных минимальных
правилах Организации Объединенных Наций
в отношении мер, не связанных с тюремным
заключением (Токийские правила), принятых
на 68-м пленарном заседании 14 декабря 1990
г., условное освобождение из заключения
и судебный надзор - это санкция, которую
могут применять органы, выносящие приговор.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции
Российской Федерации общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Но данный международный
правовой акт в России официально не публиковался
и в настоящее время не ратифицирован.
Мы считаем, что УДО должно стать
мерой, санкцией, которая изменяет уголовное
наказание в виде лишения свободы таким
образом, чтобы обеспечить социальную
адаптацию данной категории лиц, преобразуя
лишение свободы в наказание, не связанное
с лишением свободы при действенном контроле
над поведением лиц со стороны соответствующих
органов. Данная постановка вопроса позволяет
успешно решать задачи, стоящие перед
организацией исполнения уголовных наказаний
(ст. 1 УИК РФ).
Данное положение также рассматривается
в исследовании А.Б. Скакова. Рассматривая
УДО как прогрессивную систему исполнения
лишения свободы и ее отражение в новом
законодательстве Республики Казахстан,
он полагает, что «специфика правовой
природы УДО как элемента прогрессивной
системы, на наш взгляд, состоит именно
в том, что наказание осужденным еще не
отбыто. Рискнем предположить, что устоявшийся
как в специальной литературе, так и в
нормативных актах термин «условно-досрочное
освобождение» с правовой точки зрения
не совсем точен. Эти лица как были, так
и остаются осужденными».19
Для реального участия в УДО
осужденных к лишению свободы администрации
ИУ считаем необходимым ч. 2 ст. 175 УИК РФ
представить в следующей редакции: «Администрация
учреждения или органа, исполняющего наказания,
не позднее чем через 10 дней после подачи
ходатайства осужденного об УДО от отбытия
наказания рассматривает данный вопрос
на административной комиссии исправительного
учреждения и направляет в суд указанное
ходатайство вместе с решением административной
комиссии и характеристикой на осужденного.
В представлении, справке о поощрениях
и взысканиях, характеристике на осужденного
указывается его отношение к совершенному
деянию, а также заключение администрации
о целесообразности УДО. Данное представление
согласовывается с органами прокуратуры.
Суд может принять решение об УДО осужденного
на определенный срок только при отсутствии
у него взысканий за нарушение установленного
порядка отбытия наказания, наложенных
правами начальника исправительного учреждения,
в течение предыдущего года».