Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:50, курсовая работа
В настоящее время адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций, так как обеспечение граждан в юридической квалифицированной помощи в наши дни считается важным конституционным положением, которому посвящены статья 48 Конституции России и многие другие нормативные предписания, призванные гарантировать гражданам защиту их прав и свобод.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время адвокатура
занимает важное место в системе
правоохранительных органов и организаций,
так как обеспечение граждан
в юридической
История адвокатуры, как впрочем, и вся история России, являет нам ярчайший пример беспрерывной борьбы. И оглядываясь на путь, пройденный адвокатурой, от далекого дореформенного периода до наших дней, ясно видишь все сложности социальных и правовых исканий России.
Обращение к изучению истории адвокатуры в России обусловлено тем, чтобы проследить влияние исторических процессов на развитии адвокатской деятельности, определить степень ее значимости для российского общества в разные исторические периоды.
Таким образом, актуальность проблемы изучения эволюции становления и развития адвокатуры в России сомнений не вызывает.
Теоретической основой исследования института адвокатуры в России послужили, прежде всего, работы отечественных ученых: В.М.Ануфриева, А.Д.Бойкова, В.Н.Буробина, В.А.Вайпан, С.Н.Гаврилова, А.В.Гриненко, Л.А.Демидовой, С.А.Деханова, В.И.Качалова, Н.Н.Клена, Д.Н.Козака, А.Г.Кучерены, В.В.Мельника, С.П.Петрова, А.В.Полякова, О.В.Поспелова, М.Б.Смоленского, Л.А.Стешенко, И.Ю.Сухарева, Л.Б.Хвана и других авторов, исследующих институт адвокатуры в России.
Важную роль при исследовании
эволюции развития адвокатуры в России
сыграли труды следующих
Источники, используемые в работе, дают возможность раскрыть тему и определить значимость адвокатуры в системе правоохранительных органов. Полезность используемой литературы определяется наличием фактологического материала, который позволяет ярче и интересней представить картину становления и развития адвокатуры в России.
Так, И.В.Гессен в «Истории адвокатуры: Адвокатура, общество и государство (1864-1914)» рассматривает развитие адвокатуры в России. Достоинством данного труда является то, что автор в равной степени уделяет внимание не только становлению и развитию адвокатуры, но и отношению общества и государства в процессе формирования данной системы правоохранительных органов в книге дается общая картина развития адвокатуры, как в целом, так и по отдельным историческим периодам.
Интерес представляет и труд Н.В.Черкасова «Формирование и развития адвокатуры в России 60-80 гг. 19 века», т.к. нельзя оставить без внимания реформы этих годов как этап развития и влияния их на формирование адвокатуры.
Осмыслить и понять процесс развития адвокатуры на современном этапе помогает труд доктора юридических наук, профессора Л.А. Стешенко и доктора юридических наук, профессора Т.М. Шамба «Адвокатура в Российской Федерации», где исследованы проблемы, обобщены данные не находившие раньше должного отражения в исторической литературе.
Представленные работы, в которых отображены основные тенденции становления и развития адвокатуры в России, полностью прослеживают путь от истории до настоящего времени.
Нормативную основу исследования составил Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 №63-ФЗ1, а также использовался круг документов и нормативно-правовых актов СССР и РСФСР, таких как Положение об адвокатуре СССР 1979 года, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 года, которые позволяют сделать сравнительный анализ и определить изменение деятельности адвокатуры, а также в правах и обязанностях адвоката.
1. РОССИЙСКАЯ АДВОКАТУРА
ПО СУДЕБНЫМ УСТАВАМ 1864 ГОДА
К середине XIX в. необходимость проведения судебной реформы становилась все очевиднее. Органической ее частью должен был стать институт адвокатуры, по сути дела еще неизвестный российскому судопроизводству. Поэтому вопрос о будущем адвокатуры в то время серьезно обсуждался общественностью, которая пыталась найти компромисс между сложившимся неуважением к имеющейся адвокатуре и неумолимыми требованиями времени о создании состязательного процесса в судах.
Для подготовки судебной реформы в 1861 г. была образована комиссия, результатом работы которой стали Основные положения преобразования судебной части в России, утвержденные императором Александром II 29 сентября 1862 г. Эти Положения состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них были зафиксированы следующие принципиальные изменения: отделение суда от администрации; выборный мировой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; принцип состязательности.
Такое начало Основных положений, как образование судебной части в России, легло в основу закона от 20 ноября 1864 г. «Учреждение Судебных установлений».
Организация и деятельность присяжной адвокатуры регламентировалась Учреждениями судебных установлений, главой второй «О присяжных поверенных» (ст. 353 — 406).
В законе были определены предъявляемые к присяжным поверенным условия, они фактически совпадали с теми требованиями, которым должен был отвечать судья - иметь высшее юридическое образование и пятилетний стаж работы по юридической специальности. Но наряду с этим были введены и ограничения.
Присяжными поверенными не могли быть:
- лица, не достигшие 25-летнего возраста;
- иностранцы;
- граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);
- состоящие на службе
от правительства или по
- граждане, подвергшиеся
по судебному приговору
- состоящие под следствием
за преступления или проступки,
- исключенные из службы по суду либо из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговору тех же сословий, к которым они принадлежат;
- те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
Для лиц нехристианских вероисповеданий (так называемых иноверцев) поступление в адвокатуру было ограничено рядом дополнительных условий, и самое главное то, что приняты они могли быть только с разрешения Министерства юстиции. По толкованию Сената, не могли быть присяжными поверенными (а равно их помощниками) лица женского пола.
Этим Законом в России была создана адвокатура - институт присяжных поверенных, «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом».
Организация русской
адвокатуры строилась на
- совмещение
- относительная свобода профессии;
- относительная независимость от органов власти;
- корпоративность и сословность
организации, сочетавшаяся с
- определение гонорара по соглашению с клиентом.
После проведения реформы судебная система России стала по сравнению с прежней более упорядоченной и стройной.
2. ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ В 69-70-Е Г.Г. XIX В. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ АДВОКАТУРЫ
Адвокатура, созданная в ходе этой судебной реформы, стала быстро завоевывать общественный авторитет. Современники поражались обилию талантливых адвокатов, их популярности у народа, росту числа выигранных дел. Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной власти.
Присяжные поверенные - это
установленные в
В судебном заседании присяжные поверенные пользовались свободой речи, но не должны были распространяться о предметах, не имеющих никакого отношения к делу, позволять себе неуважение к религии, закону и властям, употреблять выражения, оскорбительные для чьей бы то ни было личности. Оскорбленное лицо могло привлечь присяжного поверенного на основании общих законов к ответственности за клевету и обиду, и в этом случае он мог подвергнуться уголовному наказанию.
Присяжные поверенные могли
принимать на себя ведение любых
дел, как уголовных, так и гражданских,
но ни в тех, ни в других они были
не единственными
По делам, находящимся
в производстве мировых судей, к
ведению дел допускались все
правоспособные граждане, но не более
как по трем делам в течение
года в пределах одного и того же
мирового округа. По уголовным делам
присяжные поверенные принимали
на себя защиту подсудимых либо по соглашению
с ними, либо по назначению председателя
суда. В уголовных делах, подлежащих
ведению общих судебных учреждений,
практиковалось назначение официальных
защитников. По просьбе подсудимого
председатель суда назначал ему защитника
из состоящих при суде присяжных
поверенных, а за их недостатком - из
кандидатов на судебные должности лиц,
известных председателю по своей
благонадежности. Председатель суда обязан
был назначить защитника по делам
о преступлениях, совершенных
Совет присяжных поверенных мог назначать поверенных и в других случаях «по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности».
Присяжные поверенные могли
заключать письменные условия о
гонораре за ведение дела по соглашению
сторон. Помимо этого, существовала особая
такса, имевшая двоякое значение.
Суд, во-первых, руководствовался ею при
исчислении суммы издержек, подлежащих
взысканию с проигравшей
Основным критерием при определении размера гонорара служила цена иска.
Из полученных вознаграждений удерживался процент, отчисляемый на вознаграждение присяжных поверенных, назначаемых председателями судов для защиты подсудимых. Распределение этой суммы производилось самим Министерством юстиции ежегодно между всеми судебными округами России соответственно количеству защитников, назначенных председателями из числа присяжных поверенных, а в округах полученные от Министерства суммы распределялись советами присяжных поверенных уже между этими назначенными поверенными
В каждом округе судебной палаты, если в нем насчитывалось не менее 20 поверенных, учреждался совет присяжных поверенных, число членов которого по решению общего собрания должно было быть не менее 5 и не более 15 человек.
Деятельность совета присяжных детально регламентировалась. Он образовывался для «правильного и успешного надзора» за всеми присяжными поверенными и совмещал обязанности административного и судебного характера: осуществлял наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей. О своей деятельности совет должен был ежегодно отчитываться перед общим собранием.
Совет мог создать при окружном суде свое отделение. Это делалось в тех случаях, когда в каком-либо городе, в котором хотя и не было судебной палаты, но работало более 10 присяжных поверенных. Правда, в 1889 г. в рамках судебной контрреформы такая практика была приостановлена, и в тех местностях, где не было советов, контроль за деятельностью присяжных поверенных возлагался на судебные органы.
Правовое положение совета присяжных поверенных сводилось к следующему. В его обязанности входило: