Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:18, автореферат
Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: "Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Можно определить, что трудовая деятельность это система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Причем эти взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу.
Введение
Классификация трудовой деятельности
Заключение
Список литературы
Российский
Государственный Торгово-
Казанский институт(филиал)
Реферат по дисциплине “БЖД”
Тема: “Классификация трудовой деятельности”
Выполнила
студентка 1 курса группы 16
Шайхутдинова Регина Рустемовна
Г.Казань 2012 год
Содержание
Введение
Трудовая деятельность
играет определяющую роль в человеческой
жизни, в какой бы форме эта
деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего, зависит
существование человека и общества.
Исходя из общего определения деятельности
вообще, а именно: "Деятельность - динамическая
система взаимодействий субъекта с миром,
в процессе которых происходит возникновение
и воплощение в объекте психического образа
и реализация опосредованных им отношений
субъекта в предметной действительности.
Можно определить, что трудовая деятельность
это система определенных взаимоотношений
субъекта деятельности с обществом в сфере
производственных отношений. Причем эти
взаимоотношения активны и жизненно необходимы,
как субъекту, так и обществу.
Одним из наиболее существенных факторов,
влияющих на успешность трудовой деятельности,
является стиль деятельности и его взаимосвязь
с психофизиологическим складом человека.
Под стилем деятельности понимается "система
наиболее эффективных приемов и способов
организации своей деятельности, некоторая
устойчивая система особенностей деятельности
и поведения".
Особенности подхода, например, пермской
психологической школы, состоит в увязывании
стилей деятельности со свойствами нервной
системы.
Е.А. Климов(психолог) считает, что типологические
особенности свойств нервной системы
являются "ядром" стиля. Во многих
его работах показано, что склонность
к тому или иному стилю деятельности определяется
как отдельными типологическими особенностями,
так и их сочетанием. В свою очередь стиль
деятельности влияет на становление профессионала,
профессиональную ориентацию и отбор,
профессиональное обучение, адаптацию
к данной профессии и рациональную организацию
труда и на производстве. Еще в 16 веке Фрэнсис
Бэкон говорил: "Счастливы те, чья природа
находится в согласии с их занятием".
Видный психотехник О. Липманн связывал
выбор профессии с типом темперамента.
Э. Клапаред тоже считал, что одни профессии
подходят людям с живым темпераментом,
а другие - к людям со спокойным темпераментом.
"Как отмечает К.М. Гуревич, каждый человек
может овладеть любой профессией, но все
дело в том, сколько на это понадобится
времени и сил" .
От этого же будет зависеть успешность
трудовой деятельности человека. Отсюда
важность учета типологических особенностей
свойств темперамента и нервной системы,
обладающих относительной устойчивостью
своего проявления, при профессиональной
ориентации и профессиональной трудовой
деятельности.
Эта тема в психологии труда обсуждалась
неоднократно и с разных позиций. Например,
В.С. Мерлин и Е.А. Климов считали (в конце
1960-х годов), что если за счет выработки
стиля деятельности производительность
труда одинаковая, несмотря на разные
типологические особенности нервной системы
человека, то нет необходимости отбирать
людей вообще и с учетом типологических
особенностей в частности. "В противовес
этой точке зрения К.М. Гуревич (1970) доказывал,
что в профессиях первого типа, связанных
с экстремальностью ситуаций и большим
нервно-психическим напряжением, отбор
необходим" . По этому поводу он пишет:
"...имеется группа профессий, пригодность
к которым сформируется только при наличии
некоторых природных данных, степень и
модальность которых может быть установлена
путем предварительного анализа и последующей
экспериментальной проверки".
Что касается вопросов профессионального
обучения, то здесь также показано, что
в зависимости от специфики профессиональной
деятельности успешность обучения определяется
разными типологическими особенностями.
Например: З.Н. Брикс показал, что успешнее
овладевают профессией слесаря-инструментальщика
учащиеся со средней силой нервной системы
и уравновешенностью нервных процессов.
По данным И.Д. Карцева, хорошо осваивают
профессию монтажника-высотника лица,
имеющие сильную нервную систему и подвижность
возбуждения.
Кроме этого типологические особенности
нервной системы влияют на профессиональную
адаптацию.
Подсчитано, что в мире существует более
3000 профессий. Поэтому в психологии труда
создаются различные классификации профессий.
Наиболее известными являются подходы
К.М. Гуревича, Е.А. Климова, К.К. Платонова.
"В этих подходах отражается не только
содержательно-операциональная специфика
той или иной профессии, сколько психологические
особенности осуществляемой в ней трудовой
деятельности. Отсюда методологический
подход состоит в изучении влияния типологических
особенностей человека на эффективность
деятельности, обладающей той или иной
спецификой (монотонной деятельности,
деятельности в экстремальных условиях
и т.д.)" .
Классификация трудовой деятельности
Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.
Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека и определяются физическими перегрузками, статическими и динамическими, физически недостаточной двигательной активностью и нервно-психическими перегрузками.
Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную и т.д.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с его низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50 % рабочего времени) отдыхе.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования СС патологии у лиц, связанных с умственной деятельностью. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объём, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое количество ошибок).
Умственная работа включает мыслительный и эмоциональный компоненты.
Различие трудовых процессов при их осуществлении проявляется лишь в преобладании деятельности мышечной или ЦНС.
Различают следующие формы трудовых процессов.
Труд, характеризующийся значительным мышечным напряжением (землекоп, грузчик, кузнец). Энергозатраты рабочих этих профессий достигают 4000-6000 ккал в сутки (16760- 25140 кДж).
Различают три вида мышечной работы:
– динамическую положительную, при которой производится перемещение груза в направлении, противоположном действию силы тяжести (подъем груза), или перемещение по горизонтали;
– динамическую отрицательную, когда движение производится в направлении силы тяжести (опускание груза);
– статическую, при которой перемещение груза не производится, а мышечное усилие направлено на поддержание его или обеспечение связанного с работой положения тела.
Механизированные производственные процессы (в основном станочники). Особенностью механизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами.
Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакции и быстро наступает утомление.
Полуавтоматические и автоматические производственные процессы. Роль человека ограничивается при автоматическом производстве обслуживанием станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь.
При автоматическом процессе участие человека сводится к управлению механизмами, что требует высокой квалификации. Длительный период «оперативного покоя» в ожидании сигнала к действию может привести к парабиотическому торможению в нервных центрах.
Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп работы, утрата творческого начала.
Конвейерные формы труда определяются дроблением процесса труда на операции, характеризующиеся заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту. Требуют синхронизированной в соответствии с темпом конвейера работы её участников. Чем меньше интервал между одинаковыми операциями, тем монотоннее работа, тем проще её содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.
Труд с дистанционным управлением. Различают два вида: управление, требующее частых активных действий работающего, и управление, связанное с редкими действиями. В первом случае функциональное состояние человека характеризуется напряжением внимания, часто прерывающимся активными двигательными или двигательно-речевыми действиями; во втором случае работающий находится в состоянии готовности к действию, его реакции немногочисленны.
Интеллектуальные формы труда (операторский, управленческий, педагогических и медицинских работников, студентов и учащихся, творческий).
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Так, например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объёма информации за короткое время.
Труд руководителей учреждений и предприятий (управленческий труд) характеризуется чрезмерным ростом объёма информации, возрастанием дефицита времени для её переработки, повышенной личной ответственностью за принятое решение, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объёма памяти, внимания, это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению степени нервно-эмоционального напряжения. При этом можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение лёгочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.
Классификация видов труда.
Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда (самосознания, самоопределения молодежи и т. д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.
Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.
1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.
2. По характеристикам
цели труда, рабочей нагрузки,
организации трудового
— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);