Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:22, контрольная работа
1. Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнение законов органами, осуществляющими ОРД. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора.
3. Надзор за расследованием уголовных дел. Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов при расследовании преступлений органами дознания. Особенности прокурорского надзора за расследованием преступлений органами предварительного следствия.
Содержание:
Прокурорский надзор - это
надзор, осуществляемый органами прокуратуры
за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-
Прокурорский надзор –
это деятельность государства, осуществляемая
специально созданными им прокурорскими
органами. Принимая законы, государство
заинтересовано в их строгом и
точном исполнении всеми гражданами,
учреждениями, предприятиями, организациями.
В реальности нормативных актов
отражается реальность самой власти.
В связи с этим государство
вынуждено выполнять
Предметом надзора является
соблюдение прав и свобод человека
и гражданина, установленного порядка
разрешения заявлений и сообщений
о совершенных и готовящихся
преступлениях, выполнения оперативно-розыскных
мероприятий и проведения расследования,
а также законность решений, принимаемых
органами, осуществляющими оперативно-
Прокурорский надзор –
самостоятельный, специфический вид
государственной деятельности. Эту
деятельность не могут осуществлять
кроме прокуратуры никакие
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений4.
Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.
Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее не относятся полностью ни к одной из них.
Учитывая изменившиеся условия, Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал Приказ № 31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием". В нем он потребовал обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно - процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу5.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
9) разрешать отводы, заявленные
дознавателю, а также его
10) отстранять дознавателя
от дальнейшего производства
расследования, если им
11) изымать любое уголовное
дело у органа дознания и
передавать его следователю с
обязательным указанием
12) передавать уголовное
дело от одного органа
13) утверждать постановление
дознавателя о прекращении
14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
15) возвращать уголовное
дело дознавателю, следователю
со своими письменными
16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.
Генеральный прокурор РФ в упомянутом Приказе № 31 потребовал от подчиненных прокуроров: считать важнейшей обязанностью прокуроров, следователей и органов дознания защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений; внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений; принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, к возмещению причиненного ущерба6.
Прокурорам предписано ежедневно проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах, практиковать проверки во внерабочее время; незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания и незаконные методы следствия. Генеральный прокурор РФ счел необходимым специально потребовать от подчиненных прокуроров не допускать использования задержания и заключения под стражу как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления.
Оперативно-розыскная
Правовыми основами, регулирующими
осуществление надзора за оперативно-розыскной
деятельностью, являются Конституция
РФ, Федеральный закон «Об
Прокурор вправе:
нарушениями закона.
Сведения, содержащиеся в
оперативно-служебных
Осуществляя надзор, прокурор
проверяет, предусмотрено ли проведение
оперативно-розыскного мероприятия
законом. Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной
Периодичность проверок установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений установлена Генеральным прокурором Российской Федерации в приказе № 56 от 25 апреля 2000 г «Об организации надзора за исполнением федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»»
Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами.
Непосредственные субъекты
по осуществлению прокурорского
надзора именуются «
Уполномоченный прокурор — прокурор, компетентный осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, имеющий для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом; прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры; прокуроры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры; в Генеральной прокуратуре РФ — заместители Генерального прокурора РФ; Главный военный прокурор и его заместители; начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники); старшие прокуроры и прокуроры.
Уполномоченные прокуроры
на осуществление прокурорского
надзора за исполнением законов
в сфере ОРД определяются приказами
соответствующих руководителей
прокуратур. Копия приказа с перечнем
уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных
за сведение делопроизводства по документам
оперативно-розыскной
Для осуществления прокурорского
надзора в сфере ОРД
Информация о работе Контрольная работа по прокурорскому надзору