Контрольная работа по прокурорскому надзору

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

1. Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнение законов органами, осуществляющими ОРД. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора.
3. Надзор за расследованием уголовных дел. Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов при расследовании преступлений органами дознания. Особенности прокурорского надзора за расследованием преступлений органами предварительного следствия.

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 37.10 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

  1. Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие  ………………………………………………. 3
  2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнение законов органами, осуществляющими ОРД. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора  ………………………………………….7
  3. Надзор за расследованием уголовных дел. Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов при расследовании преступлений органами дознания. Особенности прокурорского надзора за расследованием преступлений органами предварительного следствия  …………………………………………..11
  4. Решение задачи  …………………………………………………………..14
  5. Список литературы  ………………………………………………………15

 

  1. Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Прокурорский надзор - это  надзор, осуществляемый органами прокуратуры  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие1.

Прокурорский надзор –  это деятельность государства, осуществляемая специально созданными им прокурорскими  органами. Принимая законы, государство  заинтересовано в их строгом и  точном исполнении всеми гражданами, учреждениями, предприятиями, организациями. В реальности нормативных актов  отражается реальность самой власти. В связи с этим государство  вынуждено выполнять специфическую  надзорную функцию2.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка  разрешения заявлений и сообщений  о совершенных и готовящихся  преступлениях, выполнения оперативно-розыскных  мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие (ст. 29 ФЗ)3.

Прокурорский надзор –  самостоятельный, специфический вид  государственной деятельности. Эту  деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений4.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Органы прокуратуры занимают особое место в государственной  системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее  не относятся полностью ни к одной  из них.

Учитывая изменившиеся условия, Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал Приказ № 31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием". В нем он потребовал обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно - процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу5.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

9) разрешать отводы, заявленные  дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя  от дальнейшего производства  расследования, если им допущено  нарушение требований УПК РФ;

11) изымать любое уголовное  дело у органа дознания и  передавать его следователю с  обязательным указанием оснований  такой передачи;

12) передавать уголовное  дело от одного органа предварительного  расследования другому (за исключением  передачи уголовного дела в  системе одного органа предварительного  расследования) в соответствии  с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное  дело у органа предварительного  расследования федерального органа  исполнительной власти (при федеральном  органе исполнительной власти) и  передавать его следователю Следственного  комитета при прокуратуре РФ  с обязательным указанием оснований  такой передачи;

13) утверждать постановление  дознавателя о прекращении производства  по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное  заключение или обвинительный  акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное  дело дознавателю, следователю  со своими письменными указаниями  о производстве дополнительного  расследования, об изменении объема  обвинения либо квалификации  действий обвиняемых или для  пересоставления обвинительного  заключения или обвинительного  акта и устранения выявленных  недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК  РФ.

Генеральный прокурор РФ в  упомянутом Приказе № 31 потребовал от подчиненных прокуроров: считать  важнейшей обязанностью прокуроров, следователей и органов дознания защиту прав и законных интересов  потерпевших от преступлений; внимательно  подходить к рассмотрению их жалоб  и заявлений; принимать все необходимые  меры к восстановлению нарушенных прав, к возмещению причиненного ущерба6.

Прокурорам предписано ежедневно  проверять законность содержания лиц  в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах, практиковать проверки во внерабочее время; незамедлительно  принимать меры по жалобам на незаконность задержания и незаконные методы следствия. Генеральный прокурор РФ счел необходимым  специально потребовать от подчиненных  прокуроров не допускать использования  задержания и заключения под стражу как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления.

 

 

 

 

  1. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнение законов органами, осуществляющими ОРД. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора.

 

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой  вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными  законом оперативными подразделениями  государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий  в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств7.

Правовыми основами, регулирующими  осуществление надзора за оперативно-розыскной  деятельностью, являются Конституция  РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной  деятельности», Закон о прокуратуре  РФ, УПК РФ, ведомственные нормативно-правовые акты Генеральной прокуратуры России. Ее ведомственные акты (приказы и др.), согласно ст. 4 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», не входят в число актов, принадлежащих к правовой основе ОРД (прокуратура не указана в ст. 13 Федерального Закона об ОРД среди иных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность). Тем не менее, ее акты для законного осуществления оперативно-розыскной деятельности весьма значительны (например: Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений. – Приказ Ген. прокурора от 21 февраля 1995г. № 10; О разграничение компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур. – Приказ Ген. прокурора от 09 апреля 1996 г. № 24; Об организации надзора за исполнением Федерального Закона “Об оперативно-розыскной деятельности”. – Приказ Ген. прокурора от 09 апреля 1996 года № 48 и др.).

Прокурор вправе:

  • требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, предоставления оперативно-служебных документов, в том числе дел оперативного учета;
  • знакомиться с истребованными документами;
  • получать объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, по предмету проверки;
  • принимать участие в рассмотрении судом жалоб граждан на нарушение их прав в процессе осуществления ОРД, а также в рассмотрении ходатайств органов, осуществляющих ОРД, о даче согласия на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан;
  • принимать меры прокурорского реагирования в связи с выявленными

     нарушениями  закона.

Сведения, содержащиеся в  оперативно-служебных документах и  составляющие государственную тайну, не подлежат разглашению. Надзирающий  уполномоченный прокурор обязан обеспечить сохранность этих сведений. Данный вид прокурорского надзора вправе осуществлять только уполномоченные прокуроры, оформившие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную  тайну. Приказы о назначении уполномоченных прокуроров издают Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры8.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет, предусмотрено ли проведение оперативно-розыскного мероприятия  законом. Федеральный закон «Об  оперативно-розыскной деятельности»  содержит исчерпывающий перечень оперативно-розыскных  мероприятий9.

Периодичность проверок установленного порядка проведения оперативно-розыскных  мероприятий и законности принимаемых  при этом решений установлена  Генеральным прокурором Российской Федерации в приказе № 56 от 25 апреля 2000 г «Об организации надзора за исполнением федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»»

Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами.

Непосредственные субъекты по осуществлению прокурорского  надзора именуются «уполномоченные  прокуроры».

Уполномоченный прокурор — прокурор, компетентный осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, имеющий для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом; прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры; прокуроры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры; в Генеральной прокуратуре РФ — заместители Генерального прокурора РФ; Главный военный прокурор и его заместители; начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники); старшие прокуроры и прокуроры.

Уполномоченные прокуроры  на осуществление прокурорского  надзора за исполнением законов  в сфере ОРД определяются приказами  соответствующих руководителей  прокуратур. Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных  за сведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность10.

Для осуществления прокурорского  надзора в сфере ОРД уполномоченные прокуроры должны иметь для работы с документами допуск, оформленный  в соответствии с положениями  Инструкции «О порядке допуска должностных  лиц и граждан РФ к государственной  тайне», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050.

Информация о работе Контрольная работа по прокурорскому надзору