Концепция судебно-правовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:09, реферат

Краткое описание

Одобрить Концепцию судебно-правовой реформы, представленную Комиссией Верховного Совета Республики Беларусь по законодательству (прилагается). Считать проведение судебно-правовой реформы в Республике Беларусь на принципах, изложенных в Концепции, одним из важнейших направлений деятельности всех органов государственной власти и управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция судебно-правовой реформы РБ(1).doc

— 221.87 Кб (Скачать файл)

    Конституционный Суд дает толкование положений Конституции Республики Беларусь.

    Право на обращение в Конституционный Суд принадлежит субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, а также любому суду в случае, если при рассмотрении дела он придет к выводу, что закон или иной нормативный акт, подлежащий применению, противоречит Конституции Республики Беларусь.

    Принятие Конституционным Судом заключения о несоответствии закона, международного договорного или иного обязательства, указа Президента Республики Беларусь либо отдельных их положений Конституции республики или международно-правовым пактам, ратифицированным Республикой Беларусь, приостанавливает действие соответствующего акта или международного обязательства с момента принятия заключения.

    Верховный Совет республики, Президент в двухмесячный срок рассматривают представленное Конституционным Судом заключение по существу. Если Верховный Совет, Президент отклоняет заключение, Конституционный Суд вправе объявить признанные им нормативные акты или международные обязательства не имеющими юридической силы в целом или в определенной их части с момента принятия заключения, которым приостановлено их действие.

    Закон или международное соглашение Республики Беларусь, признанные Конституционным Судом неконституционными ввиду нарушения ими прав и свобод человека, считаются не имеющими юридической силы в целом или в определенной части с момента принятия соответствующего акта.

    Нормативные акты других государственных органов или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Республики Беларусь, законам либо международно-правовым пактам, считаются утратившими силу с момента принятия заключения Конституционным Судом. 

    2.3.8. Специализированные суды 

    В вышестоящих судах общей юрисдикции и хозяйственных судах возможно создание специализированных коллегий, а впоследствии при появлении соответствующих условий - преобразование их в специализированные суды ( по делам несовершеннолетних, семейные, административные, налоговые, патентно-лицензионные, финансовые и другие). Подобная специализация в рамках Конституционного Суда также не должна быть исключена.

    Военные суды как органы правосудия входят в систему судов общей юрисдикции и действуют в Вооруженных Силах.

    К подсудности военных судов следует отнести:

    - дела о воинских преступлениях;

    - рассмотрение жалоб военнослужащих на неправомерные действия и решения воинских должностных лиц и органов военного управления;

    - дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения учебных сборов;

    - дела об административных правонарушениях военнослужащих.

    Система военных судов должна основываться на общих началах организации и осуществления судебной власти с учетом специфики построения Вооруженных Сил. Коллегии присяжных заседателей военных судов формируются из числа военнослужащих. В целях укрепления независимости военных судов от военного командования их необходимо вывести из состава Вооруженных Сил с исключением личного состава из штатной численности войск. 
 
 
 

    2.3.9. Правовой статус судей и судейское самоуправление 

    Судебная реформа должна коренным образом изменить правовой статус судей, укрепить их независимость, обеспечить несменяемость и неприкосновенность, достойное материально-бытовое и социальное положение.

    Прочные гарантии судейской независимости от исполнительной власти, от местных, политических и иных влияний должен обеспечить новый порядок формирования судейского корпуса. Как предлагается в проекте Конституции, бессрочное избрание судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда должно осуществляться Верховным Советом республики, назначение судей всех остальных судов - Президентом Республики Беларусь (ст.89, 105 проекта Конституции).

    Гарантией от непрофессионального или недобросовестного исполнения судьями своих обязанностей должны стать особые процедуры их отбора, назначения и вступления в должность, тщательно регламентированная законом возможность освобождения судей от занимаемой должности в строго определенных случаях.

    Необходимо повысить требования к кандидатам в судьи, ввести институт кандидата на судебную должность и установить, что:

    - бессрочному назначению судьи на должность должен предшествовать этап пребывания его в должности судьи с определением срока от 5 до 10 лет;

    - судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, обладающий соответствующими моральными качествами, профессиональной подготовкой, опытом работы;

    - мировым судьей может быть избран гражданин, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший стажировку в суде до одного года;

    - судьей межрайонного (окружного) суда может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста три года или прошедший стажировку в суде до двух лет в качестве кандидата на судебную должность;

    - судьей областного (Минского городского) суда может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в качестве судьи не менее трех лет;

    - судьей Верховного Суда Республики Беларусь может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет;

    - судьей хозяйственного суда может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста три года или прошедший стажировку в хозяйственном суде до двух лет в качестве кандидата на судебную должность;

    - судьей Высшего Хозяйственного Суда может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет;

    - судьей Конституционного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, обладающий высокой квалификацией и моральными качествами и проработавший непосредственно по юридической специальности не менее 10 лет.

    Кроме того, необходимо:

    - наделить судей правом налагать штрафы за неуважение к суду в том же судебном заседании, в котором рассматривалось дело;

    - определить меры по обеспечению личной безопасности судей;

    - сохранить аттестацию судей, по результатам которой с учетом квалификации и опыта работы им присваиваются квалификационные классы;

    - обеспечить судей форменной одеждой и усилить торжественность ритуала судебного заседания (ввести присягу для свидетелей, форменную одежду для адвоката и прокурора в судебном процессе);

    - установить систему зарплаты, стимулирующую рост квалификации и качества работы судей;

    - определить комплекс социальных гарантий, включая безусловное обеспечение качественным жильем, предоставление отпусков, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д., для создания реальных условий, делающих невозможным воздействие на судью со стороны иных административных органов.

    Для обеспечения независимости и самостоятельности судебной власти весьма существенно создание судейской корпорации. Следует укрепить самоуправление судей, сделать его максимально независимым от администрации за счет подбора в квалификационные коллегии членов, в основном не связанных между собой отношениями соподчиненности, и наделить квалификационные коллегии судей следующими дополнительными правами:

    - участвовать в присвоении квалификационных классов судьям;

    - выступать в защиту чести, достоинства, прав и законных интересов судей (включая обращение в суд);

    - возбуждать и рассматривать, в том числе по собственной инициативе, вопрос о лишении судебных полномочий и давать заключения об освобождении судьи от должности;

    - предоставлять кандидатуры на должности председателей судов и их заместителей;

    - представлять судей к присвоению почетных званий и наград. 
 

    III. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ 

    Предварительное расследование по уголовным делам в Республике Беларусь осуществляют органы следствия и дознания. По некоторым преступлениям органы дознания проводят так называемое ускоренное судопроизводство, т.е. протокольную форму досудебной подготовки материалов.

    Столь различный процессуальный режим досудебного производства не способствует обеспечению прав и законных интересов участников процесса и требует совершенствования форм расследования.

    Положение усугубляется еще и тем, что следственные аппараты находятся в подчинении Министерства внутренних дел, прокуратуры и Комитета государственной безопасности. Это приводит к тому, что следователь как участник уголовного процесса только формально является самостоятельной процессуальной фигурой. На самом деле он находится в прямой непроцессуальной зависимости от руководителей этих органов.

    Такая организация предварительного следствия не соответствует современным требованиям. Если не принять серьезных организационных и правовых мер по перестройке предварительного следствия, то не может быть гарантирована охрана прав и законных интересов граждан в уголовном судопроизводстве.

    В 1987 -- 1988 годах в течение 16 месяцев в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь проводился эксперимент с целью проверки на практике эффективности работы следственных подразделений в условиях их независимости от местных органов внутренних дел.

    Итоги эксперимента показали, что основные результаты в работе следствия значительно улучшились.

    Главным итогом стало существенное уменьшение числа нарушений законности и повышение гарантий защиты прав личности от произвола административных органов. Повысилась персональная ответственность следователей за качество расследования, полнее обеспечивалась их процессуальная самостоятельность, сократилось число фактов необоснованного вмешательства в работу следствия руководителей органов дознания.

    В итоге 90 % следователей, 83 % прокуроров и 85 % судей высказали мнение о необходимости выделения следственного аппарата из подчинения местных и республиканских органов внутренних дел.

    В настоящее время ведомственное следствие управляется теми же административными методами, что и другие службы правоохранительных органов. Учитывая особое процессуальное положение следователя, такие методы управления нельзя считать приемлемыми. Наличие параллельных структур предварительного следствия в разных правоохранительных органах приводит к росту управленческого аппарата, к формально-бюрократическому решению вопросов о подследственности преступлений, что в итоге значительно снижает эффективность расследования.

    Необходимо на основе научно обоснованных критериев нагрузки ввести оптимальную численность следственных работников и расширить перечень их должностей, начиная со стажера и помощника следователя, дифференцировать оплату в зависимости от квалификации, сложности дел, находящихся в производстве, стажа работы и других прежде всего качественных показателей.

    В действующую систему органов дознания следует включить органы таможенной службы и государственной налоговой инспекции.

    Установить, что в перспективе (при завершении формирования Следственного комитета) органы дознания имеют право возбуждать уголовные дела и проводить по ним лишь неотложные следственные действия. В течение 10 суток они обязаны передавать эти дела следователям. По преступлениям, не относящимся к категории тяжких, органы дознания (Министерства внутренних дел) возбуждают уголовные дела, проводят расследование и передают дела в следственные аппараты после обнаружения лица, совершившего преступление.

    Реформа предварительного следствия должна привести к созданию независимого Следственного комитета, расширить процессуальную самостоятельность следователя и повысить его правовой и социальный статус. Следственный комитет должен стать единственным органом предварительного следствия в республике. 
 

Информация о работе Концепция судебно-правовой системы