Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
2. Дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1.Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств
1.1.Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений………………………………………………5
1.2.Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….7
Глава 2.Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.1.Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта …………………………………………………13
2.2.Преступления, непосредственно связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….16
2.3.Иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………..32
Заключение…………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………….42
И на конец по ч.6 ст.264 можно квалифицировать действия водителя, нарушившего правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, или причинение по неосторожности смерти двум или более лицам лицом, находящимся в состоянии опьянения. Наказывается лишением на срок до 9 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет6.
В случае назначения судом наказания до 5 лет лишения свободы водители отбывают наказание в колонии-поселении, а свыше 5 лет - в исправительных колониях общего режима (ст.58 УК РФ).
Уголовно-правовая квалификация
дорожно-транспортных преступлений напрямую
зависит от определения судебно-
Дела о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) - из наиболее сложных для расследования и защиты. Трудность их состоит в том, что по каждому делу, помимо обычных уголовно значимых обстоятельств, необходимо в полном объеме выяснить взаимодействие человека и техники.
На первый взгляд, они кажутся простыми: водители не отрицают факта столкновения, пострадавшие отправлены в больницу, и даже осмотр места происшествия произведен почти сразу после наезда или опрокидывания.
Уголовное судопроизводство в России построено так, что адвокат постоянно оказывается в противостоянии суду. Эта мысль проводится в Уголовно-процессуальном кодексе с первой его статьи, где указано, что порядок судопроизводства един и обязателен по всем уголовным делам для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Легко заметить, что адвокат как процессуальная фигура не значится среди тех, для кого порядок судопроизводства един и обязателен7.
Задача защиты - помочь обеспечить торжество закона: невиновный не должен быть наказан, никто не может быть осужден без достаточных оснований, ни одно смягчающее вину обстоятельство не должно пройти мимо внимания суда. Необходимо, чтобы судьба подсудимого зависела не от того, кто умнее - адвокат или обвинитель, - а от полноты и правильности выявления обстоятельств.
Иногда судье достаточно
снять два-три вопроса
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОГО НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
2.1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Понятие эксплуатации транспорта
означает использование транспорта
по прямому назначению. Следует учитывать,
что эксплуатация транспорта может происходить
как в процессе движения, так и вне его.
Однако она должна обеспечивать безаварийную
работу транспорта. От нарушений правил
эксплуатации как признака состава данного
преступления следует отличать сходные
деяния, образующие иные составы преступлений.
В частности, возможны нарушения общих
правил техники безопасности, которые
способны вывести из строя транспортное
средство, его отдельные узлы и агрегаты,
повлечь человеческие жертвы (например,
нарушения правил эксплуатации подъемных
механизмов, электрических устройств,
нагревательных приборов и т.д.). Такие
нарушения могут квалифицироваться, например,
по ст. 143 УК. Сходными с рассматриваемым составом
являются должностные преступления, в
частности халатность (ст. 293 УК), когда должностное лицо допускает
нарушение в сфере организационно-
Все диспозиции комментируемой главы сконструированы законодателем по типу бланкетных, поэтому для уяснения уголовно-правовых норм необходимо обращаться к различным кодексам, правилам, инструкциям и т.д. При принятии решений по конкретным уголовным делам необходимо установить, какие конкретно отраслевые законы, правила, инструкции или иные нормативные правовые акты были нарушены.
С объективной стороны
Составы большинства транспортных
преступлений сконструированы как
материальные, предусматривающие наступление
общественно опасных
Уголовная ответственность наступает только лишь при установлении причинной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации рассматриваемых видов транспорта и наступившими вышеназванными последствиями.
С субъективной стороны все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (за исключением ст. 270 и ст. 271 УК) характеризуются неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности по отношению к наступившим вредным последствиям. Мотив и цель на квалификацию деяний субъекта не влияют, а только лишь могут быть учтены при назначении наказания.
Субъектом транспортных преступлений является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В большинстве случаев субъект специальный, так как он должен быть наделен специальными признаками или управлять транспортным средством - ст. 264 УК, или связан с ремонтом транспорта - ст. 266 УК и т.д.
Все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта с учетом их законодательной систематизации в самостоятельной главе мы классифицируем на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 263 - 266, 268, 271 УК); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 267, 269, 270 УК).
2.2. Преступления, непосредственно связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ). Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
Дополнительным объектом преступления по ч. 1 выступает здоровье, по ч. 2 и ч. 3 - жизнь человека.
Объективная сторона по конструкции представлена материальным составом. Она характеризует наличие трех обязательных признаков: общественно опасное деяние, вредные последствия и причинная связь между ними. Общественно опасное деяние выражено в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чтобы разобраться, какие правила были нарушены, надо посмотреть, в частности, ФЗ от 10 января 2003 г. N 17 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Кодекс РФ об административных правонарушениях, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Водный кодекс 1995 г.
Железнодорожный транспорт представляет собой производственный технологический комплекс, включающий инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав. Инфраструктура железнодорожного транспорта - железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и т.п. К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемые на железнодорожных путях общего пользования, подъездных путях предприятий и метрополитена. Подъездные пути, предназначенные для обслуживания предприятий и не связанные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей, не относятся к железнодорожному транспорту по смыслу данной статьи.
Воздушный транспорт - совокупность судов гражданской авиации и иных средств воздухоплавания (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.). Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации военного воздушного транспорта квалифицируется по ст. 351 УК.
Водный транспорт может быть морским и речным. Под морским и речным транспортом подразумеваются: плавучие средства, осуществляющие перевозки людей и грузов; суда, проводящие научно-исследовательские и другие работы на море либо на реках, озерах, каналах, водохранилищах. Маломерные морские и речные суда также считаются водным транспортом. По смыслу ст. 263 УК не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения, так как преступления по поводу их квалифицируются по ст. 352 УК. Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.
Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездействием. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом - проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п.
Преступление считается
Необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта и наступившим тяжким вредом здоровью. Следует учитывать, что последствия могут быть обусловлены несколькими деяниями, каждое из которых само по себе либо в совокупности с другими могло привести к причинению тяжкого вреда здоровью.
Субъективная сторона
характеризуется
Субъект преступления - специальный: лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным, водным транспортом, а также лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации указанных видов транспорта (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.).
В ч. 2 установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
В ч. 3 ст. 263 УК особо квалифицирующим признаком выступает общественно опасное последствие в виде смерти двух или более лиц.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). Непосредственный объект рассматриваемого состава преступления - общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации транспортного средства. Дополнительным объектом выступают по ч. 1 интересы здоровья, по ч. 2 и ч. 3 жизнь человека.
Объективная сторона имеет свою специфику. Ответственность фактически наступает за причинение указанных в законе последствий, но при установлении причинной связи между наступившими последствиями и предшествующим им нарушением правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства. Для правильной квалификации необходимо уточнить, какие конкретные правила были нарушены, а для этого в обязательном порядке надо изучить ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196 "О безопасности дорожного движения" <1>, Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства от 2 июня 2002 г. N 472). В Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. N 50 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" (в редакции от 25 октября 1996 г.) указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила ими нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Информация о работе Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств